Сирийский эпизод

Share this post

Сирийский эпизод

Арабская революция продолжается. На очереди Сирия. В этой стране уже несколько месяцев, постепенно нарастая, происходят волнения, направленные против президента. Активисты антиправительственного движения требуют смены режима. Чем он, этот режим, не нравится сирийцам? Попробуем разобраться. Сирией с 1970 года правит династия Асадов. Правда, как следует из официального наименования государства (Сирийская Арабская Республика), упомянутый термин вряд ли […]

Share This Article
Башар Асад
Башар Асад

Арабская революция продолжается. На очереди Сирия. В этой стране уже несколько месяцев, постепенно нарастая, происходят волнения, направленные против президента. Активисты антиправительственного движения требуют смены режима. Чем он, этот режим, не нравится сирийцам? Попробуем разобраться.

Сирией с 1970 года правит династия Асадов. Правда, как следует из официального наименования государства (Сирийская Арабская Республика), упомянутый термин вряд ли уместен, но что поделаешь – способ передачи власти от одного главы государства другому весьма далек здесь от республиканского.

Отец нынешнего президента Башара Асада, Хафез Асад, был выходцем из бедной крестьянской семьи. Он принадлежал к тому поколению ближневосточных правителей, которых можно было назвать «молодыми офицерами». Получившие военное образование, приобщившиеся к «социалистическим» идеям, эти энергичные люди возглавляли перевороты, свергали престарелых монархов и таких же, как они сами, диктаторов. Видимо, благодаря социальному происхождению, Асад с 16 лет увлекся идеями партии БААС («Партия арабского социалистического возрождения»), что не помешало ему закончить колледж ВВС, после чего мы видим Асада-старшего на стажировке в Советском Союзе. В 1963 году военный летчик уже активно участвует в государственном перевороте, что, как известно, зачастую очень помогает карьерному росту. В 1966 году Асад – министр обороны Сирии, а в 1970 году, в результате очередного переворота, который он уже возглавил сам, стал президентом страны, коим и оставался до своей кончины в 2000 году.

Следующим президентом становится Башар Асад, младший сын умершего президента. Как выяснилось позже, еще будучи в добром здравии, Асад-старший начал задумываться над тем, кто станет его преемником. Он не придумал ничего нового – сменить его предстояло старшему сыну. Так бы и случилось, но Басиль Асад в 1994 году погиб в автокатастрофе, и младшего сына президента, Башара, начали готовить к восшествию на трон.

К 2000 году Басар уже командует Республиканской гвардией в звании полковника. Он является политическим советником отца. Имеет опыт дипломатической работы. Возглавляет кампанию по борьбе с коррупцией, в которой попутно устраняет потенциальных претендентов на высший в государстве пост. И именно ему на следующий день после смерти родителя присваивают звание генерал-лейтенанта и назначают верховным главнокомандующим. Через несколько дней на съезде партии БААС Башар Асад избирается ее генеральным секретарем и выдвигается в качестве единственного кандидата на пост президента страны. Набрав на всенародном референдуме 97 процентов голосов, он официально становится преемником своего отца.

Прошу простить меня за столь долгое описание династических подробностей, но это было необходимо для того, чтобы показать, что режим Асадов не является чем-то уникальным для Ближнего Востока. Здесь не найдешь руководителей, даже и из числа коронованных особ, которые могли бы похвастать столетними традициями правления своих предков, кроме разве что саудовских королей, но и в этой династии власть зачастую менялась не совсем корректным, мягко говоря, способом.

Так почему против Асада бунтует народ? Скорее всего, бунтует не народ. Здесь мы сталкиваемся с чем-то подобным уже происшедшему в других арабских странах, хотя и с большими отличиями. Подобие в том, что активисты используют те же технологии связи и пропаганды, что и в Египте, Тунисе и Ливии. Но это подобие не должно нас завораживать. Вспомним, как прежде велась пропаганда – при помощи литературы, листовок, радио. Нельзя же на этом основании объединять многочисленные революции и перевороты, которыми так богата история. В Сирии мы, скорее всего, имеем такое же воздействие внешних сил, которые, пусть и по-разному, повлияли на события там, где «арабская весна» уже отгремела. Но, если Каддафи был личным врагом многих арабских лидеров, а Мубарак, из-за своего проамериканского курса, заслужил ненависть исламских деятелей, то что же не нравится «внешним силам» в Асаде? И что это за силы?

Часто можно слышать и читать, что Асад-младший, как и его отец, повинен в гонениях на «братьев-мусульман». Действительно, предыдущий президент Сирии в 1982 году безжалостно подавил восстание исламистов в городе Хаме, когда погибло, как утверждается, до сорока тысяч человек. Однако то, что в 1970 году король Иордании Хусейн не менее безжалостно расправился с арафатовскими боевиками, которые превратили Иорданию в свой плацдарм, после чего Арафат был вынужден искать другое убежище, нисколько не влияет на репутацию нынешнего короля Иордании среди лидеров арабских государств. Значит, дело не в этом. В чем же?

Давайте еще раз обратимся к личностям Асадов. Известно, что это семейство относится к алавитам. Так называются последователи исламского направления, которое, как считается, является пограничным между крайним шиизмом и особой религией. В Сирии во времена французского мандата в 1920 году была создана «автономная территория алавитов» со столицей в Латакии, просуществовавшая до общесирийского национального восстания 1936 года, когда она влилась в Сирию, при этом ведущие шейхи алавитских племен приняли ряд деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу. В 1973 году, после того, как Асад-старший захватил власть, пришлось издать еще одну фетву, провозглашавшую признание алавитов мусульманами-шиитами, что было необходимо для хотя бы некоторой легитимации президента-алавита.

Для чего я привожу все эти факты? Посмотрим на религиозную, так сказать, карту Среднего и Ближнего Востока. Шииты в том или ином количестве проживают во многих исламских государствах. Но преобладающей религией везде является суннитская ветвь ислама. Везде, за исключением Ирана. Здесь шиитский ислам – господствующая религия. Если вспомнить, что после 1979 года, когда власть в Иране захватили религиозные радикалы, эта страна всеми способами стремится распространить свое влияние на арабский мир, то становится ясным, что арабские суннитские государства перенесли свое отношение к шиитскому Ирану и на Сирию, где алавитское (читай – шиитское) меньшинство осуществляет государственную власть, причем делает это явно в русле иранской политики.

Последние действия Лиги арабских государств, объявивших Сирии экономические санкции с целью вынудить Асада отказаться от власти, хорошо иллюстрируют истинную причину событий в этой стране. И то, что эти события по времени совпали с «арабской весной», ни о чем не говорит. Несмотря на сходство сценариев, в каждом случае мы должны видеть истинную подоплеку происходящего, как бы кому-то ни хотелось все их объявить эпизодами единой арабской революции.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »