Шпангоуты, стрингеры и угол атаки
Чтоб из черной тучи не напал злодей,
Техникой могучей лучше овладей.
Если есть невеста там, где раньше жил,
Станет ей известно, как ты послужил.
Стенгазета учебного сержантского центра
В оскароносном фильме Спилберга Bridge of Spies («Шпионский мост»), основанном на реальных событиях, Том Хэнкс играет адвоката, защищающего разоблаченного советского разведчика Рудольфа Абеля.
В 1962 году Абеля обменяли на Пауэрса, управлявшего самолетом-разведчиком U-2, сбитым русской ракетой. До случая с Пауэрсом самолеты-разведчики U-2 чувствовали себя вольготно, так как их «потолок» был недоступен советским истребителям. Рудольф Иванович Абель показан в фильме «Мертвый сезон», он говорит вступительное слово в начале фильма. «Мертвый сезон» – это история про другого разведчика, полковника Конона Трофимовича Молодого. Молодый под именем Гордона Лонсдейла стал в Англии, благодаря талантам и трудолюбию, миллионером и получил от королевы почетную грамоту за успешное предпринимательство. Его также обменяли на шпионском мосту, как ранее Рудольфа Ивановича. Главную роль в «Мертвом сезоне» исполнил замечательный Донатас Банионис, внешне очень схожий с Молодым.
Вернемся к русским ракетам. Те, кто занимался водным туризмом и имел дело с байдарками, знают, что стрингеры и шпангоуты – это продольные и поперечные усилительные элементы конструкции корпуса. Такие же стрингеры и шпангоуты укрепляют корпус ракеты. В каждой точке полета (до момента кульминации) ракета характеризуется углами атаки, тангажа и рыскания. Угол атаки – отклонение оси ракеты от направления полета в вертикальном направлении. Угол рыскания – отклонение влево-вправо (ракета как бы «повсюду рыщет – добычу ищет»). С тангажом тоже все ясно, если глубоко задуматься. Кстати, рули ракеты, позволяющие контролировать эти углы, изготавливались из пироуглерода, про который будет отдельная заметка с химическим уклоном.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл