Короли и капуста
В Ливии, где, как было объявлено, революция закончилась победой хороших парней, вновь неспокойно. Парни оказались не очень хорошими. Огромные арсеналы Каддафи разворовываются. Революционеры требуют, чтобы им воздали должное – кому деньги, кому места в органах власти. Всем чего-то не хватает. Впору вновь вмешиваться НАТО. А ведь денег на всю эту заваруху было затрачено немало. Увы, […]
В Ливии, где, как было объявлено, революция закончилась победой хороших парней, вновь неспокойно. Парни оказались не очень хорошими. Огромные арсеналы Каддафи разворовываются. Революционеры требуют, чтобы им воздали должное – кому деньги, кому места в органах власти. Всем чего-то не хватает. Впору вновь вмешиваться НАТО. А ведь денег на всю эту заваруху было затрачено немало.
Увы, мне пришлось озаглавить этот текст не совсем корректно. Прошу извинения и спешу объясниться.
Корней Чуковский, в чьем переводе русскоязычный читатель знает книгу О. Генри «Короли и капуста», говорит о ней: «…если чего в ней нет, так только королей и капусты. Не потому ли именно эти слова поставлены в заглавии книги? Но автор утешает нас тем, что вместо королей у него президенты, а вместо капусты — пальмы».
У меня «капуста» – слово одного из жаргонов русского языка, означающее деньги. Ну, а короли – пусть так и будут президентами. Или любыми другими руководителями государства.
Сегодня, с позиций политической корректности, можно как угодно относиться ко многому, что писалось прежде. Но из песни слова не выкинешь. Об отношениях могучего государства с его небольшими соседями О. Генри писал так: «Крошечные опереточные народы забавляются игрою в правительства, покуда в один прекрасный день в их водах не появляется молчаливый военный корабль и говорит им: не ломайте игрушек!»
С сегодняшних позиций это выглядит некрасиво. И даже, может быть, достойно осуждения. Но, по крайней мере, это было честно. Подобный подход целиком и полностью отвечал национальным интересам упомянутого государства, то есть Соединенных Штатов Америки. Молчаливые воQDенные корабли пускались в дело тогда и только тогда, когда американскому налогоплательщику это было выгодно. Короли, то бишь президенты, экономили «капусту»-деньги.
Маркс говорил, что идеи, по мере овладения массами, становятся материальной силой. Справедливо и обратное. Это даже чаще случается: сила, по мере приложения ее к массам, трансформируется в идеи. Советские вожди при помощи Коминтерна (и, заметим, немалых денег, отнятых у своего народа) провели, кроме явных попыток захватить власть во многих странах мира, огромную работу по радикализации рабочих организаций и национальных движений в колониях.. До сих пор еще существуют рудименты той эпохи в виде всяческих партизан, бригад и комитетов, а также огромного количества анархистских а антиглобалистских ячеек, рассеянных по всему свету. С потерей кормильца они маргинализовались и дошли почти что до бандитизма.
Но что получил от всего этого советский народ? Тот самый народ, который оплачивал потом и кровью глобальные потуги коммунистов? Поэтому я и говорю, что американский «канонерочный» подход был честнее.
Время течет, все меняется. Нам говорят, что на смену власти чистогана приходит власть светлых идей. О расовой дискриминации теперь можно услышать разве что в контексте «дискриминации положительной». Борьба за демократию давно уже вышла за пределы развитых государств и победно распространяется по всему миру. Все большее и большее число народов начинает вкушать от этого спасительного источника. На этот пир свободы Штаты тратят огромные деньги своих граждан. Но, мало того, что эти вложения не окупаются и не окупятся в ближайшей перспективе, они наносят огромный ущерб будущему Америки.
Почему? Достаточно взглянуть на последние деяния прогрессоров. Созданное в Европе мусульманское полукриминальное государство – Косово. Заменившие светские правящие режимы Северной Африки крайне неустойчивые образования со всеми признаками их сползания на исламистские позиции… Все это – бомбы замедленного действия, и их механизмы уже запущены. До США долетят не только осколки.
Отчего так происходит? Что случилось с Америкой, во все времена ставившей во главу угла своей внешней политики исключительно прагматические соображения?
Ответ заключен в самом вопросе. В слове «прагматические». Это понятие ныне исключено из американского политического лексикона. Об этом неприлично говорить. На нем нельзя строить планы. Оно – вне закона.
Не зря конница Тухачевского рвалась к Варшаве. Не зря Радек инструктировал немецких коммунистов. Не зря Москва заигрывала с «прогрессивной» западной интеллигенцией. Все семена, брошенные тогда, попали на благодатную почву и дали всходы. Левая идеология, пусть и не в сталинском варианте, а в розово-социал-демократическом, победно шествует по земному шару. Наследники большевиков, притворявшихся материалистами, как две капли воды похожи на них: они, как и сами большевики – банальные идеалисты. Закрыть глаза на истинное положение вещей, исказить настоящую картину мира до собственных упрощенных представлений – вот их подход. На простые вопросы всегда есть простые ответы. Классы уничтожить. Неравенство ликвидировать. Демократию насадить директивно. Вплоть до применения оружия. Даже в кочевых племенах. Что будет после – неважно.
Можно возразить на все это: к Ливии США не причастны. Там все затеяли европейцы. Не совсем так. И Ливия, и Египет, и Судан – ни в одной из этих стран без одобрения Штатов ничего не произошло бы. Да и сами европейцы, разве они менее социалисты, нежели Обама? Ничуть.
Так что же, президенты времен О. Генри, заботившиеся в первую очередь о материальных интересах своих сограждан, кажутся автору более порядочными, чем некоторые нынешние деятели? – спросит читатель.
Отвечу: боюсь, что так. Не в одной «капусте», конечно счастье, но короли, чьи подданные остаются без таковой, начинают напоминать коммунистических генсеков.
Сергей ВОСКОВСКИЙ