С точки зрения агностика

Share this post

С точки зрения агностика

                                После окончания Шаббата вечером 1 июля сотни человек, как писали газеты, приняли участие в демонстрации протеста против замораживания компромисса по вопросу о порядке молитвы у Стены Плача, а также против нового законопроекта о гиюре. В Израиле привыкли к тому, […]

Share This Article
Иерусалим
Иерусалим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания Шаббата вечером 1 июля сотни человек, как писали газеты, приняли участие в демонстрации протеста против замораживания компромисса по вопросу о порядке молитвы у Стены Плача, а также против нового законопроекта о гиюре.

В Израиле привыкли к тому, что время от времени кто-то против чего-то протестует. Обычно страсти кипят вокруг экономических или политических вопросов. О религии говорят в других местах. Что случилось?

Многие из репатриантов появились на свет в смешанных семьях. Оказавшись в Израиле, они встали перед необходимостью формализовать свое еврейство, для чего существует процедура гиюра, за право проводить которую конкурируют три ветви иудаизма: ортодоксальная, консервативная и реформистская. Вокруг этого и ломаются ныне копья.

Евреи, родившиеся в СССР после войны, в основном не религиозны. Им зачастую трудно понять не только разницу между течениями в иудаизме, но и его роль в современном еврейском государстве. Да и вообще роль религии в современном мире.

Сформулировав в 1687 году три закона классической механики, Ньютон создал иллюзию завершенности картины мироздания. В самом деле, задайте силу, действующую на тело, и вы сможете совершенно точно установить, где оно будет находиться в любой заданный момент времени. Добавьте к этому изобретение парового двигателя и телеграфа, и вы получите мир Жюля Верна, в котором человеку было подвластно все.

Естественно, что это не способствовало повышению авторитета религиозного мировоззрения, что выразилось в секуляризации общества в промышленно развитых странах.

Но наука не стояла на месте. По мере уменьшения изучаемых объектов их свойства все менее вписывались в физику тел, пока на уровне элементарных частиц не пришлось оперировать волновыми уравнениями. Созданное в это время ядерное оружие сделало проблемным само существование человечества. Заговорили о конце света.

Но ничего не произошло. Мир приспособился к существованию в условиях балансирования на грани катастрофы. Скептицизм стал популярен. От него до поголовного агностицизма и нигилизма оставалось всего ничего. Но именно в это время на сцене появляется ислам, вернее, его фантом, возрождающий времена первых халифов и их завоеваний. Советские люди встретились с ним в Афганистане, посланные туда ленинским политбюро, в составе ограниченного контингента. Европейцы – на развалинах полусоциалистической Югославии. И здесь и там местным борцам с коммунизмом активно помогали единоверцы из исламских стран. Афганская эпопея закончилась поражением безбожного воинства, а вот на Балканах мир стал свидетелем возрождения оппозиции ислама и христианства в его православной версии. Это позволило говорить о восстановлении роли религии в современной, пусть и региональной, политике.

А что же евреи? Это отдельная история. Будучи рассеяны по свету, евреи избежали ассимиляции единственно благодаря религии. Может быть, читатель и сам слышал историю о том, как спасенных от нацистов в христианских семьях еврейских детей узнавали потом по их реакции на «Шма Исраель». Даже если это и легенда, то она имеет право на существование, так как основана на реальности: дети слышали молитву с рождения, и она вызывала у них вполне определенные чувства.

Хорошо, скажет кто-то. Это в рассеянии. Но теперь, когда у евреев есть свое государство, они могли бы относиться к религиозным вопросам спокойнее. На это можно возразить. Можно сказать, что баски, валлийцы, шотландцы и бог знает какие еще народы уже сотни лет живут в составе больших государств, и все это время среди них популярно это, как говорится, сладкое слово «свобода». Что же вы хотите от евреев?

Евреи до сих пор живут в окружении мало того что враждебных государств – они живут в окружении стран, где государственная религия – ислам, а в нем говорится, что даже камень должен выдать еврея, если тот за ним спрячется.

Но кто-то продолжит: хорошо, пусть евреи верят в своего бога, но зачем им столько течений?

А зачем столько течений христианству? А исламу?

Человек всегда остается человеком. И в хорошем, и в плохом. И в религии в том числе. Никто еще не смог отменить жажду власти и богатства. В любом сообществе находятся люди, создающие вокруг себя группировки и извлекающие из этого пользу. Репутационную или же материальную. Что, впрочем, вытекает одно из другого.

Но наш оппонент не унимается. Он говорит, что были ведь времена праведников и мудрецов. Почему же ныне, говорит он, в стране, исповедующей религию, из которой вышли две другие, не могут поладить с единоверцами, живущими в других странах? Почему нельзя устроить так, чтобы и ортодоксы, и представители консервативного и реформистского иудаизма могли молиться у Западной стены. Теперь же, после того как компромисс по Стене отложен, американские евреи, среди которых, как пишут, ортодоксов меньшинство, могут, мол, отвернуться от Израиля. И более того, один, говорят, уже отвернулся: американский филантроп Айзек Фишер прекращает финансирование проектов в Израиле.

Что можно сказать на это? Во-первых, вполне возможно, что через сотни лет и наш век будут называть временем мудрецов. Людям свойственно украшать прошлое красивыми легендами.

Во-вторых, один филантроп еще не делает погоды.

А в-третьих, история говорит нам, что многие религиозные течения начинались как ереси и лишь по прошествии многих лет занимали прочные позиции в социуме. Хасидизм при возникновении тоже считался сектой, ныне же он является одним из столпов ортодоксии в иудаизме. Хорошо ли на государственном уровне осуществлять поддержку одних течений в ущерб другим?

Можно много говорить о том, что репатрианты из СССР чувствовали себя в Израиле не лучшим образом. Этому есть много объяснений, одним из которых является признание того факта, что они ехали не в Израиль. Они ехали из Советского Союза. Можно говорить о том, что пресловутого плавильного котла в Израиле не получилось. Но он не получился ни в США, ни в Европе. И последние события там говорят о том, что размешанные в котле этносы начали-таки кристаллизоваться, но не в виде однородной субстанции, а в конкреции по религиозному признаку. Это совершенно новое явление еще предстоит изучить и дать ему оценку. Но даже в этом случае несостоявшаяся переплавка в котле Израиля, где до сих пор спорят пусть и в пределах одной религии, но в рамках разных течений, оказалась соответствующей новым веяниям.

Из всего сказанного не следует, что автор является поборником религиозного мировоззрения. Вовсе нет. Автор является, скорее всего, агностиком. И как раз в силу этого он считает необходимым поддерживать то, что позволяет еврейскому народу сохранить самоидентификацию, осуждая пороки и издержки развития, которые при этом имеют место быть.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »