Мифы и факты – Беженцы

Share this post

Мифы и факты – Беженцы

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-863 МИФ «Палестинские арабы были вынуждены спасаться бегством, чтобы избежать резни, подобной той, какую устроили мирным жителям деревни Деир-Ясин». ФАКТ Организация Объединенных Наций приняла решение, что Иерусалим должен стать интернациональным городом, существующим обособленно от арабского и еврейского государств, которые намечалось создать в соответствии с резолюцией о разделе Палестины. […]

Share This Article

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту

Продолжение. Начало в №816-863

МИФ

«Палестинские арабы были вынуждены спасаться бегством, чтобы избежать резни, подобной той, какую устроили мирным жителям деревни Деир-Ясин».

ФАКТ

Организация Объединенных Наций приняла решение, что Иерусалим должен стать интернациональным городом, существующим обособленно от арабского и еврейского государств, которые намечалось создать в соответствии с резолюцией о разделе Палестины. 150 тыс. еврейских жителей Иерусалима находились под постоянным военным давлением; 2500 евреев, живших в Старом городе, стали жертвами длившейся пять месяцев арабской блокады. Наконец, 29 мая 1948 г. арабы были вынуждены сдаться. До этого и в течение всей блокады Иерусалима еврейские отряды старались прорваться к городу, чтобы помочь голодающим жителям. К апрелю ситуация стала критической.

Тем временем арабские войска, с декабря 1947 г. устраивавшие спорадические и неорганизованные засады, начали готовить операцию, имевшую конкретную цель – перерезать шоссе, связывающее Тель-Авив с Иерусалимом. Это была единственная магистраль, по которой шли поставки продовольствия в Иерусалим. Арабы имели несколько стратегически выгодных позиций, которые позволяли им обстреливать конвои, пытавшиеся доставить продовольствие в осажденный город. Деревня Деир-Ясин была расположена на холме высотой примерно 2600 футов. Из этой деревни, находившейся на расстоянии менее мили от пригородов Иерусалима, можно было обозревать окружающую местность; в ней жили 750 человек.

6 апреля 1948 г. началась операция «Нахшон» (OperationNachshon), целью которой было открыть дорогу на Иерусалим. Деревня Деир-Ясин была одним из арабских населенных пунктов, подлежавших оккупации в процессе проведения операции «Нахшон». На следующий день командир «Хаганы» Давид Шаалтиэль писал командирам «ЛЭХИ» и «Иргуна»:

«Я понял, что вы собираетесь атаковать Деир-Ясин. Я хотел бы подчеркнуть, что захват Деир-Ясин и ее удержание является лишь одной из стадий генерального плана. Я не возражаю против операции, при условии, что вы способны удержать деревню. Если же нет, я предостерегаю вас от подрыва деревни, который приведет к бегству ее жителей и оккупации иностранными войсками… Более того, если они захватят деревню, это расстроит наш генеральный план основать там аэродром».

«Иргун» решил атаковать деревню Деир-Ясин 9 апреля, в то время как Хагана все еще вела бои за Кастель. Это была первая значительная атака организации «Иргун» против арабов. До этого «Иргун» и «ЛЭХИ» («Лохамей Хэрут Исроэл» – подпольная еврейская организация в подмандатной Палестине) проводили атаки только против англичан.

Война за Независимость,1947-1949 гг. Бойцы еврейского военного формирования
Война за Независимость,1947-1949 гг. Бойцы еврейского военного формирования

Как писал впоследствии Менахем Бегин, руководитель «Иргуна», в атаке участвовало 100 членов этой организации. По другим данным, было две группы атакующих, всего 132 человека. Бегин писал, что перед атакой небольшой открытый грузовик остановился у въезда  в деревню, и с помощью громкоговорителя жителям было предложено эвакуироваться, что многие и сделали. Другие авторы утверждали, что предупреждение так и не было передано, так как грузовик с громкоговорителем свалился в канаву. Правда, один из бойцов рассказывал, что канава была засыпана и грузовик продолжал двигаться к деревне. «Один из нас через громкоговоритель сообщал жителям на арабском языке, что они должны сложить оружие и бежать. Не могу уверять, что они слышали это сообщение, но знаю, что наши призывы оказались безрезультатными». Вопреки утверждениям ревизионистов, что деревню населяли мирные, неагрессивные жители, эти жители и поддерживавшие их иностранные соединения открыли огонь по атакующим бойцам.

Один из них так описал свои впечатления:

«После штурма первого ряда домов мой отряд двинулся дальше. В числе первых я вошел в деревню. Со мной были несколько парней, и каждый подбадривал другого, чтобы двигаться дальше. В начале улицы я увидел бегущего вперед человека, одетого в хаки. Я решил, что это один из наших. Я подбежал к нему и сказал: «Иди к тому дому». Внезапно он обернулся, направил на меня ружье и выстрелил. Это был иракский солдат. Он ранил меня в ногу. Сражение продолжалось несколько часов. Потери «Иргуна» составили 44 человека, включая четырех убитых».

К удивлению многих, после «резни» «Иргун» пригласил представителя Красного Креста и провел его через всю деревню к месту, где была организована пресс-конференция. Газета «Нью-Йорк Таймс» поместила описание боя, которое мало отличалось от описанного Бегином. По сообщению газеты, более 200 арабов были убиты и 40 взяты в плен; 70 женщин и детей были освобождены. Никакого упоминания о «резне» в этом сообщении не было.

«Парадоксально, но евреи сообщали, что [было убито] 250 из 400 жителей деревни, в то время как уцелевшие арабы говорят только о 110 людях из 1000». В исследовании, проведенном Университетом Бир-Зейт (BirZeit) и основанном на беседах с каждой семьей в деревне, сообщается, что 107 арабских жителей было убито и 12 ранено плюс 13 «бойцов». Эти данные указывают на то, что число убитых было значительно меньше, чем об этом сообщалось ранее, и что в деревне не было военных отрядов. Другие арабские источники впоследствии сообщали, что и эти цифры, возможно, могли быть меньшими.

На самом деле атакующие оставили открытым «спасательный коридор», и более 200 жителей ушли из деревни невредимыми. Например, в 9.30 утра, примерно через пять часов после начала боев, «ЛЭХИ» вывезла на грузовиках 40 стариков, женщин и детей и отправила их на базу в Шейх-Бадер. Позже арабы были перевезены в Восточный Иерусалим. Вид пленных арабов оказал положительное действие, поднял боевой дух населения Иерусалима. Его жители находились в довольно подавленном состоянии из-за неудач в боях, преследовавших армию в то время. В другом источнике говорится, что 70 женщин и детей были вывезены из деревни Де-ир-Ясин и переданы англичанам. Если бы была поставлена цель устроить резню, из этой деревни никого бы не эвакуировали.

После того, как оставшиеся арабы притворно сдались в плен, а потом открыли огонь по солдатам еврейского отряда, некоторые евреи в ответ стали без разбору стрелять в арабских солдат и мирных жителей. Ни в одном из источников не приводятся точные данные о числе убитых женщин и детей (в журнале «Тайм» сообщалось, что они составляли половину жертв; исходные данные о числе потерь поступили от организации «Иргун»), но среди пострадавших они были.

По крайней мере, можно утверждать, что некоторые женщины были убиты, поскольку нашлись мужчины, которые переоделись в женское платье, пытаясь замаскироваться. Командир отряда «Иргун» сообщал, например, что атакующие «обнаружили мужчин, одетых как женщины, и поэтому начали стрелять в женщин, не торопившихся идти к месту для сбора военнопленных». Один из членов Хаганы рассказал о том, что слышал разговор в группе арабов из Деир-Ясин: они говорили о том, что «евреи обнаружили нескольких арабских солдат, переодевшихся женщинами. Евреи стали обыскивать женщин. При проверке один из переодетых солдат понял, что его обман обнаружен; он вытащил револьвер и выстрелил в еврейского командира. Друзья погибшего, обезумевшие от ярости, начали стрелять во всех направлениях и убили многих арабов на этом участке».

Вопреки утверждениям арабских пропагандистов, высказываемым тогда, да иногда и сейчас, никаких свидетельств, подтверждающих факты об изнасиловании женщин, никто и никогда не предъявлял. Наоборот, жители Деир-Ясин, которых когда-либо спрашивали об этом, отрицали подобные измышления. Как и многие подобные утверждения, они представляли собой пропагандистские уловки, приведшие, однако, к обратным результатам. Хазам Нуссейби (HazamNusseibi), работавший в 1948 г. в Палестинской радиовещательной компании, признался, что Хусейн Халиди (HusseinKhalidi), один из руководителей палестинских арабов, говорил ему о том, что нужно сфабриковать утверждения о зверствах еврейских солдат. Житель Деир-Ясин по имени Абу Махмуд (AbuMahmud) в 1948 г. сказал Халиди: «Никаких изнасилований не было», но Халиди ответил ему: «Нам нужно говорить об этом, тогда придут арабские армии, чтобы освободить Палестину от евреев». 50 лет спустя Нуссейби сказал одному из сотрудников Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си): «Это была наша самая большая ошибка. Мы не предвидели, как будут реагировать наши люди; они в ужасе бежали, как только услышали об изнасиловании их женщин в Деир-Ясин».

Еврейское агентство, узнав об атаке на Деир-Ясин, немедленно выразило «ужас и негодование». Сохнут также послал письмо королю Трансиордании Абдулле, в котором говорилось об «осуждении» случившегося.

Руководители Высшего арабского комитета надеялись, что искаженная информация о «резне» в Деир-Ясин вызовет потрясение у населения арабских стран – и оно окажет давление на свои правительства с требованием вмешаться в события в Палестине. Вместо этого публиковавшиеся на данную тему сообщения послужили толчком к новому исходу палестинских арабов.

Через четыре дня после публикации сообщений о событиях в Деир-Ясин арабский отряд атаковал из засады еврейский конвой, двигавшийся по пути к больнице «Хадасса». В результате этой атаки 77 евреев были убиты, в том числе врачи, медицинские сестры, больные и директор этой больницы; 23 человека были ранены. Эта резня почти не привлекла внимания прессы, и о ней никогда не упоминают те, кто всегда готов обсуждать и осуждать события в Деир-Ясин. В результате подобных атак против еврейской общины в Палестине только в первые четыре месяца после принятия решения о разделе было убито более 500 евреев. Несмотря на это, евреи не бежали из Палестины.

Палестинцы знали, что, несмотря на воинственные заявления, евреи не пытались уничтожать их; в противном случае палестинцам не разрешили бы уйти из Тверии, Хайфы и из других городов, завоеванных евреями. Более того, при желании палестинцы могли бы найти убежище в соседних арабских странах. Евреям же некуда было бежать, даже если бы они хотели этого. Они были готовы стоять насмерть, сражаясь за свою страну. Для многих так оно и получилось, потому что арабы хотели уничтожить евреев. В своем интервью Би-би-си 15 мая 1948 г. Генеральный секретарь Лиги арабских государств Аззам Паша подтвердил, что «арабы намереваются вести войну на истребление и устроить такое кровопролитие, о котором будут говорить, что оно похоже на монгольскую резню и на бойню, устроенную крестоносцами».

События в Деир-Ясин в течение уже многих лет питают антиизраильскую пропаганду, потому что этот факт уникален.

 МИФ

«Израильтяне отказались разрешить палестинцам вернуться в свои дома, потому что хотели овладеть покинутой собственностью».

ФАКТ

Израиль не мог просто так согласиться с тем, чтобы все палестинцы вернулись домой, но систематически искал возможностирешить проблему беженцев. Израильская позиция была изложена 1 августа 1948 г. Бен-Гурионом:

«Когда арабские государства будут готовы заключить мирный договор с Израилем, этот вопрос будет обсуждаться с целью найти конструктивное решение – как часть общего урегулирования – и сдолжным вниманием по отношению к нашим контрпредложениям,касающимся разрушения еврейских жизней и еврейской собственности, долговременных интересов еврейского и арабского населения, стабильности Государства Израиль и долговечности базы длямира между ним и его соседями, фактического положения и судьбы еврейских общин в арабских странах, ответственности арабскихправительств за развязывание агрессивной войны и их согласиявыплачивать репарации. Все это будет иметь значение при обсуждении вопросов о том, когда, в каком количестве и при каких условиях прежним арабским жителям будет разрешено вернуться».

Израильское правительство не было безразличным к судьбе беженцев; в частности, оно издало постановление о создании службы «Попечителя покинутой собственности» «для предотвращениянезаконного присвоения пустых домов и деловых помещений,управления бесхозной собственностью, а также для охраны брошенных полей и сохранения урожая…».

Предполагаемые в связи с репатриацией сложности не помешалиИзраилю разрешить некоторым беженцам вернуться, а также согласиться принять значительное количество этих беженцев, что было условием для подписания мирного договора. В 1949 г. Израильпредложил разрешить членам разделенных во время войны семейвернуться, а также открыть счета беженцев, замороженные в израильских банках (они были открыты в 1953 г.), уплатить компенсацию за брошенные земли и репатриировать 100 тыс. беженцев.

Арабы отказались принять все израильские компромиссные предложения. Они не хотели предпринимать никаких действий, которые могли бы рассматриваться как признание Израиля. Арабы выдвинули предварительное условие для ведения переговоров – репатриацию беженцев, на что Израиль не согласился. В результатебеженцы оказались в лагерях.

Несмотря на позицию арабских государств в отношении проблемыбеженцев, Израиль все-таки открыл замороженные банковскиесчета на общую сумму более 10 млн долларов США, уплатил тысячам заявителей компенсацию наличными деньгами и даровал тысячи акров земли в качестве альтернативных ценностей.

МИФ

«В резолюциях ООН содержится призыв к Израилю репатриировать всех палестинских беженцев».

ФАКТ

В 1948 г. Организация Объединенных Наций провела обсуждениевопроса о палестинских беженцах. В результате 11 декабря 1948 г.была принята резолюция № 194. В ней содержался призыв к арабским государствам и Израилю найти решение всех спорных вопросов путем прямых переговоров или с помощью Палестинской согласительной комиссии, образованной в соответствии с требованиями этой резолюции. В п. 11 резолюции указывалось:

«Беженцам, желающим вернуться в свои дома и жить в мире сосвоими соседями, должно быть разрешено это сделать в самое короткое, по возможности, время; тем, кто принял решение не возвращаться, правительствами или другими ответственными властями, в соответствии с принципами международного права илина основе принципа справедливости, должна быть выплаченакомпенсация за их собственность или за потерю или повреждениеэтой собственности. Согласительной комиссии поручается способствовать репатриации, переселению и экономической и социальной реабилитации беженцев и выплате компенсации…»

Это подтверждает, что ООН учитывала трудности,связанные с репатриацией беженцев. От Израиля нельзя былоожидать, что он готов репатриировать враждебное население, которое может угрожать его безопасности. Решение этой проблемы,как и предыдущих проблем, связанных с вопросом репатриациибеженцев, подразумевало и согласие на переселение хотя бы некоторого количества палестинцев в арабские страны. К тому же, врезолюции использовались слова «должно быть разрешено»(shouldbepermitted, что можно также перевести как «следовалобы разрешить») вместо слов «следует разрешить» (shallbepermitted) и т. д. С юридической точки зрения, слово should не имеет принудительного, обязательного значения («обязаны»).

Резолюция ООН № 194 несколько успокоила израильтян, встревоженных проблемой беженцев. Израильтяне полагали, что, если беженцам будет разрешено вернуться без каких-либо условий, ониобразуют нечто вроде «пятой колонны». Договоренность о возврате беженцев, полагали в Израиле, могла бы быть достигнута в процессе переговоров о мирном урегулировании в целом. ПрезидентИзраиля Хаим Вейцман дал по этому вопросу такое разъяснение:

«Мы стремимся оказать содействие переселению беженцев в случае, если будет установлен настоящий мир и если арабские государства внесут свой вклад в этот процесс. Решение “арабской проблемы” может быть достигнуто только в рамках многостороннегоплана развития Ближнего Востока в целом, созданию которого будет способствовать сотрудничество ООН, арабских государств иИзраиля и внесение ими соответствующего вклада в разработку такого плана».

В то время израильтяне не ожидали, что проблема беженцев превратится в главный предмет спора. Они считали, что арабские государства расселят основную часть беженцев, а в отношении остальных можно будет достичь того или иного компромисса в рамках общего урегулирования. Однако в 1949 г., как и в 1947 г., арабские государства не намеревались идти на компромисс с Израилем. Более того, они единодушно отвергли резолюцию ООН.

Дискуссии в ООН по вопросу о беженцах начались летом 1948 г.,до того, как Израиль добился победы в Войне за независимость.Поэтому арабские страны все еще надеялись на то, что победа будет на их стороне и беженцы торжественно вернутся в родныеместа.

Секретарь Высшего арабского комитета Эмиль Гури (EmileGhoury)разъяснил арабскую позицию следующим образом: «Нельзя себе представить, что беженцев придется вернуть в их дома, пока они заняты евреями; с беженцами будут жестоко обращаться и превратят их в заложников. Выдвигая это предложение,ответственные за создавшуюся ситуацию хотят уйти от ответственности. Такое решение вопроса будет служить первым шагом к признанию арабами Государства Израиль и раздела Палестины».

Арабы требовали, чтобы Объединенные Нации провозгласили«право» палестинцев на возвращение в свои дома, и не хотелипризнавать ничего другого до тех пор, пока их поражение не стало очевидным. После этого арабы начали толковать резолюцию№ 194 по-иному – как решение предоставить беженцам безусловное право на репатриацию. С тех пор они стали требовать, чтобыИзраиль согласился именно с такой интерпретацией резолюции №194. Независимо от той или иной интерпретации, эта резолюция,как и другие резолюции Генеральной Ассамблеи, с юридическойточки зрения не является обязательной.

“Требования палестинцев предоставить им «право навозвращение» являются абсолютно нереалистичными.Решение этого вопроса надо будет искать на путях предоставления палестинцам финансовой компенсации ирасселения их в арабских странах.” Хосни Мубарак (HosniMubarak), президент Египта

Продолжение следует

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »