Госсекретаря приняли в Москве прохладно
Американская пресса единодушно изображала переговоры своего госсекретаря в Москве в мрачных тонах. Типичен заголовок либерального сайта Vox: «Первый визит Рекса Тиллерсона в Москву показал, что любовная лодка Трампа и России пошла ко дну». Статья корреспондента Си-эн-эн Стивена Коллинсона тоже была озаглавлена безрадостно: «Надежды Трампа на более теплые отношения с Россией попали в морозильник». Один из […]
Американская пресса единодушно изображала переговоры своего госсекретаря в Москве в мрачных тонах. Типичен заголовок либерального сайта Vox: «Первый визит Рекса Тиллерсона в Москву показал, что любовная лодка Трампа и России пошла ко дну».
Статья корреспондента Си-эн-эн Стивена Коллинсона тоже была озаглавлена безрадостно: «Надежды Трампа на более теплые отношения с Россией попали в морозильник».
Один из ее разделов назывался зловеще: «Возможна эскалация трений».
Московский репортаж корреспондента «Нью-Йорк таймс» Дэвида Сэнгера был назван «Тиллерсон и Путин нашли на своей встрече, считай, одни разногласия». Материал того же автора, вышедший несколькими часами раньше, был озаглавлен: «Путин встречается с Тиллерсоном в России, заставив его ждать».
Выступая в среду вечером по телеканалу «Фокс ньюс», автор биографии Николая Бухарина (которую перевел автор этих строк) профессор Стивен Коэн, член редколлегии «Нэйшн», старейшего левого журнала Америки, суммировал происходящее безутешно, заметив, что он занимается Россией 40 лет, но впервые настолько встревожен перспективой войны с нею.
А счастье было так возможно, так близко… Как пишет обозреватель Vox Зак Бичам, читатель мог ожидать, что первая совместная пресс-конференция в Москве представителя администрации Трампа и его российского коллеги будет выглядеть как своего рода круг почета.
Ведь Трамп «был на выборах 2016 года кандидатом, которого предпочитала Россия; он обещал переориентировать внешнюю политику США так, чтобы сотрудничать с Москвой, и он даже остановил свой выбор на Рексе Тиллерсоне, нефтяном магнате, которого Путин лично наградил российским орденом, сделав его своим госсекретарем».
Но читатель был бы неправ, продолжал автор. Совместная пресс-конференция Тиллерсона с Сергеем Лавровым являла собой «напряженное, неловкое зрелище, на которой оба они едва замечали друг друга и посвятили большую часть своих высказываний нападкам на страны друг друга».
Видеозапись рукопожатия Тиллерсона и Лаврова, на которой у обоих были вытянутые лица, удачно иллюстрировала заявление, сделанное в тот же день Трампом на пресс-конференции в Вашингтоне, о том, что «сейчас мы совсем не ладим с Россией».
Тиллерсон повторил в ходе совместного выступления с Лавровым, что Башару Асаду необходимо уйти, заметил, что вмешательство России в американские выборы «было достаточно серьезным, чтобы навлечь дополнительные санкции», хотя, как замечает Бичам, целью этого вмешательства было способствовать избранию тиллерсоновского начальника.
Лавров, со своей стороны, обвинил США в тайных симпатиях к сирийским боевикам, которые связаны с «Аль-Каидой», охарактеризовал заявления непоименованных американских сенаторов по поводу России истерическими и разразился длинной тирадой о том, как американцы пытались свергнуть диктаторов и как это плохо кончилось.
«Ясно, что отношения между Трампом и Россией развиваются не по намеченному плану», – резюмирует автор, который приводит примеры российских ожиданий, не оправданных новым американским президентом.
Например, санкции, наложенные Обамой за Украину и предвыборные взломы американских компьютеров, остаются в силе. Тиллерсон заметил в Москве, что он не обсуждал с Путиным или с Лавровым каких-либо изменений в этом смысле.
Американские войска по-прежнему дислоцированы в Восточной Европе, в том числе в Балтии. Более того, Трамп приказал отправить в Польшу еще 900 американских военнослужащих и не сократил ни военных, ни финансовых обязательств США перед НАТО.
По словам Бичама, понятно, почему это происходит: все сотрудники Трампа, за возможным исключением Тиллерсона, являются ястребами в отношении России. А поскольку Трамп не вникает в детали, его помощники вольны строить политику США по собственному усмотрению.
Российские претензии к Трампу и США этим не кончаются. Как писали корреспонденты «Вашингтон пост» Карен Деянг и Дэвид Филипов, здесь и расследования российского вмешательства в выборы, и снятие трамповского советника Майкла Флинна, в котором Москва видела союзника, и все более жесткая линия Вашингтона по отношению к российскому другану Ирану.
По словам авторов, в Москве не могли не заметить, что после формального телефонного разговора с Путиным, последовавшего за инаугурацией Трампа, американец не выказал ни малейшего интереса к продолжению диалога и практически не упоминал российского президента. Наверняка в Москве истолковали это как обескураживающие признаки еще до американского налета на сирийский аэродром.
Свои претензии имеются и у американцев.
«Нью-Йорк таймс» поместила статью бывшего замдиректора ЦРУ Майкла Морелла и бывшей помощницы замминистра обороны США Эвелин Фаркас, которые высказали предположение, что «Россия испытывает Трампа».
Авторы советовали Тиллерсону признать, что вмешательство России в Сирии «есть лишь один пример все более активной, деструктивной роли, которую играет президент Владимир Путин на мировой арене после инаугурации Дональда Трампа».
Морелл и Фаркас начинали с января, когда кровопролитие на востоке Украины вдруг достигло наивысшего уровня за полтора года, и заявляют, что это, скорее всего, произошло по указанию Путина, желающего сорвать последнее Минское соглашение.
В январе Россия также сконцентрировала войска на границе с Белоруссией с тем, чтобы принудить ее согласиться на увеличение числа российских войск на своей территории.
В середине февраля, продолжали авторы, Путин распорядился, чтобы паспорта, выданные сепаратистами на востоке Украины, признавались в России. В феврале же в Луганске объявили, что российский рубль делается там официальной валютой. По словам авторов, это примеры «ползучего установления суверенитета России в регионах Восточной Украины».
В марте Кремль приказал включить вооруженные силы Южной Осетии в состав российской армии. Теперь Россия непобедима. Тогда же американский генерал Куртис Скапарротти поведал конгрессу о растущем сближении между Россией и афганскими талибами, которых Москва снабжает оружием.
Это представляет растущую угрозу для расквартированных в Афганистане 9 тысяч американских и 5 тысяч натовских солдат. Немудрено, что на следующий день после визита Тиллерсона в Белокаменную американцы сбросили в Афгане самую большую бомбу в истории, жаль, что неядерную.
Зато у России есть Царь-пушка, которую она теперь в пику америкосам отправит в Афган.
Наконец, Морелл и Фаркас посоветовали Тиллерсону помнить, что, как заявил на днях командующий войсками США в Африке генерал Томас Уолдхаусер, Россия играет все большую роль в Ливии, где она поддерживает Халифу Хафтара, воюющего с правительством в Триполи, которое пользуется признанием ООН.
В прошлую среду Россия бросила вызов Трампу, наложив вето на резолюцию Совбеза ООН, осуждающую Сирию за химическую атаку 4 апреля и требующую, чтобы она оказала содействие международным расследованиям инцидента.
Американские СМИ отметили, что за шесть лет войны в Сирии Москва уже 8 раз ограждала Асада от резолюций ООН. Китай, с другой стороны, сейчас воздержался, хотя в прошлом наложил вето на 6 резолюций по Сирии. Воздержались и Эфиопия с Казахстаном, что дало пресс-секретарю Белого дома Шону Спайсеру повод объявить резолюцию американской победой.
10 стран, в том числе США, Франция и Великобритания, проголосовали за резолюцию.
Сторону России заняла одна Боливия.
Сирийский делегат Башар Джафари заявил, что его страна послала в Совбез десятки писем, в которых утверждалось, что зарин тайно доставляется сирийским террористам из Ливии через Турцию на гражданском самолете. По его словам, так в Сирию были провезены террористам 2 литра зарина, которого нет у ее правительства.
Власти США говорят, что газ был применен с сирийских правительственных самолетов СУ-22 и что у мятежников нет авиации.
Трамп заявил в среду на пресс-конференции, что Россия, скорее всего, знала о намерениях сирийских властей применить химоружие заранее. Корреспонденты спросили, могло ли это произойти без ведома россиян.
«Конечно, это возможно, – ответил он. – Я считаю, что это крайне маловероятно».
По словам сайта The Daily Beast, российские советники, находящиеся на обстрелянном «Томагавками» аэродроме «Шайрат», вряд ли не знали, какими боеприпасами оснащаются сирийские СУ-22.
Напряженность между двумя странами началась не вчера, но, как писал в ту среду Стивен Коллинсон с Си-эн-эн, «внезапная неприязнь между командами Трампа и Путина, тем не менее, застала многих наблюдателей врасплох. Ведь Трамп, казалось, трактовал путинские похвалы в свой адрес во время предвыборной кампании как открывшуюся возможность для сближения и сотрудничества двух крепких деловых мужиков».
«На самом деле, – продолжал автор, – попытка Трампа преобразовать американо-российские отношения, похоже, сходит на нет еще быстрее, чем аналогичные старания других администраций США.
Даже президент Джордж Буш успел заглянуть Путину в душу перед тем, как все пошло насмарку из-за российского вторжения в Грузию. Госсекретарь Хиллари Клинтон успела вручить большую красную кнопку с неправильно переведенной надписью «перезагрузка» перед тем, как Путин вернулся в Кремль и снова принялся выводить американцев из себя».
Владимир КОЗЛОВСКИЙ