Дорогами Калифорнии
The Californian loves his state because his state loves him. David Starr Jordan, 1911 Три скоростных шоссе ведут от Лос-Анджелеса на северо-запад: ближе к горам – 99-е, ближе к океану – 101-е и 5-е между ними. 101-е у Сан-Хосе сворачивает в Сан-Франциско, два других ведут в Сакраменто. На пересечении дорог 101 и 152, в полутора […]
The Californian loves his state because his state loves him.
David Starr Jordan, 1911
Три скоростных шоссе ведут от Лос-Анджелеса на северо-запад: ближе к горам – 99-е, ближе к океану – 101-е и 5-е между ними. 101-е у Сан-Хосе сворачивает в Сан-Франциско, два других ведут в Сакраменто. На пересечении дорог 101 и 152, в полутора часах езды от Сан-Франциско в сторону Лос-Анджелеса, находится мировая столица чеснока Гилрой. Аромат чеснока разносится по окрестностям. Очередной чесночный фестиваль состоится в Гилрое 28–30 июля, будет много вина и еды.
В Гилрое я купил две головки гигантского чеснока (Elephant Garlic), зубья посадил в начале января на патио. Сейчас любуюсь мощными всходами и жду урожая. Кстати, замечательный чесночный ресторан Stinking Rose («Вонючая роза») есть в Сан-Франциско, мне там понравилось блюдо с трогательным названием «Молчание ягнят».
Свернув от Гилроя на запад по 152-й и далее по живописному шоссе 1 вдоль океана, можно добраться до мировой столицы артишоков Кастровилля (Castroville); фестиваль артишоков с выбором королевы состоится 3–4 июня. В 1947 году почетное звание королевы артишоков получила Мэрилин Монро, гастролировавшая в районе Монтерея и приглашенная на праздник. По дороге в Кастровилль можно задержаться на лодочную экскурсию по болотистому, изогнутому в виде лосиных рогов протоку Elkhorn, экскурсовод познакомит с богатой местной фауной.
Если от Гилроя свернуть по дороге 152 на восток, то, не доезжая до Лос-Баноса, вы попадете в придорожный развлекательный комплекс Casa de Fruta, где можно неплохо отдохнуть с детьми. Есть незамысловатые аттракционы, продаются сладости, сувениры и вино, под ногами путаются павлины, которых можно покормить булкой. Ежегодно проводится костюмированный средневековый фестиваль-ярмарка (Northern California Renaissance Faire), в этом году праздник будет проводиться по субботам и воскресеньям с 16 сентября по 15 октября. На прошлом фестивале мне удалось несколько раз попасть в цель тяжеленным копьем толщиной в руку, мои болельщики радовались.
Следуя далее по 152 на восток, мы пересечем дорогу 5, затем упремся в 99-ю. Повернув направо (на юг), мы где-то за час доберемся до мировой столицы изюма, полумиллионного города Фресно. Мне ничего не известно про изюмные фестивали, но 23 сентября там состоится ежегодный Армянский фестиваль (The Grand Armenian Festival), мы обязательно там будем, чтобы отведать национальную кухню и насладиться армянскими песнями и танцами.
Нам с женой очень понравился зоопарк города Фресно, он считается одним из лучших в Калифорнии. За отдельную плату в $3 можно с высоты специальной платформы покормить жирафа листиками салата. Там стоит большая очередь родителей с детьми. Жираф ловко орудовал полуметровым двухцветным языком: передняя часть – темно-фиолетовая, задняя – светло-розовая.
Когда мы с женой, притомившись, сели на лавочку, кто-то из ближайшей вольеры стал на нас недовольно лаять. С удивлением мы увидели, что эти звуки издает потревоженная нами живописная птица турако. Еще нас впечатлил гигантский муравьед, у которого, как у Тянитолкая из сказки Чуковского, не разберешь сразу, где хвост, где грива.
Из Фресно можно добраться по разным направлениям в три знаменитых заповедника: Йосемити на севере, Кингс-Каньон (Kings Canyon National Park) на востоке и Национальный парк «Секвойя» (Sequoia National Park) на юго-востоке, где растет самое большое на земле дерево, носящее имя генерала Шермана. Посещать эти заповедники лучше летом.
Поскольку эта заметка про дороги, под занавес – знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Другая дорога» в переводе Александра Шаракшанэ:
В осеннем лесу расходились пути.
Я медлил – жалел, что дороги обе
Не выбрать и сразу двумя не пойти.
В одну я вглядывался, найти
Стараясь ее продолженье в чащобе.
Но выбрал другую – ничем не хуже.
Ее потому были больше права,
Что, вроде бы, глуше она и уже
Была – хоть заброшенность чуть не ту же
И в той находил я, что видел сперва…
…Когда голова моя будет бела,
Скажу я: однажды в лесу пожелтелом
Развилка дорог на пути мне легла,
И я – ту, что хожена меньше была,
Я выбрал, и в этом все дело.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл