Музыка и театр

Share this post

Музыка и театр

SF Opera Lab представила в замечательном зале с лепниной и удобными креслами театра Taube Atrium на верхнем этаже Herbst Theatre монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (La Voix Humaine). Камерная уютность и красота зала настраивают на музыкально-вокальную волну, на гребне которой и покоится сочинение Пуленка. Премьера «Голоса» состоялась в 1959 году. Композитор находился на пике своих […]

Share This Article

SF Opera Lab представила в замечательном зале с лепниной и удобными креслами театра Taube Atrium на верхнем этаже Herbst Theatre монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (La Voix Humaine). Камерная уютность и красота зала настраивают на музыкально-вокальную волну, на гребне которой и покоится сочинение Пуленка.

Премьера «Голоса» состоялась в 1959 году. Композитор находился на пике своих достижений и славы. Либретто – по пьесе Жана Кокто, которая с шумом прошла на парижской сцене в 1930-м.

Кокто, замечательный стилист французского языка, скажем, как Уайльд у англичан, эстет и новатор, писал свой монолог о разрыве любовных отношений, черпая драматизм из истории своих знакомых, голубой пары, и из собственных любовных переживаний.

Пуленк, открыто заявлявший о своих сексуальных предпочтениях и успешно работавший с Кокто ранее, полностью соединил свое музыкальное ощущение с предложенной ему драматургией. Возможно, отсюда в «Человеческом голосе» органичное соединение музыки и истории.

Анна Катерина Антоначчи в моноопере «Человеческий голос»
Анна Катерина Антоначчи в моноопере «Человеческий голос»

Музыкально Пуленк принадлежит к кругу французских композиторов, центром группы которых был Эрик Сати. Равель, Мийо, Орик, Онеггер состоялись в эпоху между двух мировых войн – Первой и Второй, и столицей Прекрасной эпохи был во всем своем праздничном великолепии Париж.

И все же при всей свободе было невозможно, чтобы душераздирающий монолог о надвигающемся одиночестве и конце любви произносил стареющий мужчина, кричащий о своей боли в телефонную трубку молодому любовнику. Кокто и театр вынуждены были поменять главного героя – им стала женщина. Человеческий голос от этого не потерял надрывности, выразительности и силы. Блестящую пьесу за девяносто лет переиграли все великие актрисы, на экране Ингрид Бергман и Анна Маньяни на разрыв аорты прокричали в зал о муках и терзаниях раненной изменой души. В какой-то степени из эстетики Кокто и Женэ вышел и Роман Виктюк, если проводить генеалогический вектор драматургии двадцатого столетия до московских подмостков. В его «Служанках» – эхо телефонных гудков и стенаний героини/тайного героя Кокто.

У Пуленка было два варианта « Голоса» – с оркестром и фортепьянный вариант, который он сам неоднократно исполнял. Моноопера предполагает одного солиста, партию исполняли самые знаменитые оперные певицы, из российских – Галина Вишневская.

В нынешней сан-францисской постановке итальянка Анна Катерина Антоначчи, обладательница красивого сопрано, уверенно и свободно существует на сцене, передавая голосом чувства женщины от ожидания до обманутой надежды и отчаяния.

SF Symphony

Филармонический сезон продолжается. Скрипач-виртуоз Никола Бенедетти в программе Benedetti plays Bruck удивляет мастерством и владением инструментом в Скрипичном концерте №1 Макса Бруха, музыкальном шедевре романтической лирики. Бенедетти излучает мягкую грусть и яростную энергию, ее смычок исторгает звуки, наполняющие зал магией и красотой.

25 марта – 8 pm, 26 марта – 2 pm

Густав Малер и его бессмертная Первая симфония и адажио из Десятой симфонии звучат в программе MTT conducts Mahler. Оркестр Сан-Францисской филармонии с Майклом Тилсоном Томасом за дирижерским пультом выступают с 30 марта по 2 апреля.

Балет Юрия Посохова Fusion
Балет Юрия Посохова Fusion

The Danish National Orchestra, прославленный Датский национальный оркестр, привозит две программы. Замечательная сопрано Дебора Войт поет в цикле из пяти песен, написанном Вагнером на стихи Матильды Везендонк, дирижер – Фабио Луизи. Также в программе – датский композитор Карл Август Нильсен и Третья симфония Бетховена.

2 апреля, 8 pm

«Дон Жуан» Рихарда Штрауса, Шестая симфония Нильсена и бетховенский скрипичный концерт.

3 апреля, 8 pm

San Francisco Symphony, sf symphony.org

Балет и программа «Современные голоса» (Соntemporary Voices)

Три одноактных балета составляют программу «Современные голоса». Блестящий балет Fusion в постановке Юрия Посохова объединил, слил воедино, как заявлено в названии балета, музыку британского композитора Грэма Фиткина и корифея индийского кино композитора Рахула Дева Бурмана, автора музыки более чем к тремстам фильмам, и ритмы различных культур и континентов, подобно тому, как объединяют различные гастрономические элементы в кухне fusion, тренде, возникшем какое-то время назад.

Эпиграфом к спектаклю могли бы стать слова: «Любые мысли могут быть выражены танцем». Отправной точкой для хореографа стали кружащиеся дервиши, погружающиеся в экстатическое состояние через повторяющиеся движения. Балет был создан девять лет назад и представлял собой выражение внутреннего состояния Ю. Посохова, завершившего в ту пору свою богатую и разнообразную балетную карьеру. Поиск новых ориентиров после десятилетий, отданных танцу, и вообще скрытого смысла существования – основная тема Fusion. От музыки Фиткина – джазовое начало и настроение, от Дева Бурмана – тема Востока и стремления к самопознанию.

«Саломея» – мировая премьера на сцене Сан-Францисского балета
«Саломея» – мировая премьера на сцене Сан-Францисского балета

«Саломея» (Salome) – мировая премьера. Португальский хореограф Артур Пита склонен к ярким театральным эффектам, и собственно хореография и язык танца в его спектакле существуют наравне с выезжающим лимузином, бандюками в дорогих черных костюмах из «Сакса» или «Нимана», выхлопами конфетти, намекающими на оргазм, и другими прибамбасами, помещающими молоденькую Саломею, ее мамашу Иродиаду и папу Ирода в пространство полукитчевое, театрально-утрированное, как в шоу Филиппа Киркорова или Бори Моисеева.

Саломея в красном платье всячески томится, желая покорить беднягу Иоанна. Он не склонен уступить домогательствам и в результате теряет голову, но не в привычном смысле. Ее выносят, и Саломея дотанцовывает свой драматичный танец цыганочки с выходом. Публике, впрочем, нравится. Что ж, со времен усечения главы пророка нравы не очень смягчились. Несколько лирических дуэтов и атлетический торс Иоанна смягчают мрачность неразрешимой драмы.

Fearful Symmetries («Пугающая симметрия») – так называется третий балет, замыкающий программу. Британский хореограф Лиам Скарлетт присутствует в текущем сезоне дважды. Его полнометражный «Франкенштейн» совсем недавно был перенесен с лондонской сцены в Сан-Франциско. «Пугающая симметрия» – абстрактный бессюжетный балет. Музыка Джона Адамса и атлетизм труппы передают напор энергии, выплескивающейся в движениях артистов. Чувственность и телесность проистекают (без конфетти, в отличие от «Саломеи») из музыки и хореографии.

SFJAZZ: для тех,
кто любит джаз

6 апреля знаменитый джазовый оркестр из Берлина и Макс Раабе выступят с большой шоу-программой на сцене филармонии, гвоздь сезона.

Max Raabe& Palast Orchester. Davies

SFJAZZ

Георгий ВЛАСЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »