Мифы и факты – Беженцы
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-860 Беженцы МИФ «Евреи выслали палестинцев и тем самым создали проблему беженцев». ФАКТ Если бы в 1947 г. арабы согласились признать резолюцию о разделе Палестины, ни один палестинец не стал бы беженцем. Независимое арабское государство существовало бы сейчас по соседству с Израилем. Ответственность за возникновение проблемы […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-860
Беженцы
МИФ
«Евреи выслали палестинцев и тем самым создали проблему беженцев».
ФАКТ
Если бы в 1947 г. арабы согласились признать резолюцию о разделе Палестины, ни один палестинец не стал бы беженцем. Независимое арабское государство существовало бы сейчас по соседству с Израилем. Ответственность за возникновение проблемы беженцев несут арабы.
Арабский «исход» начался сразу после того, как в ООН была принята резолюция о разделе Палестины. Первыми уехали состоятельные арабы – примерно 30 тыс. человек; они предвидели, что скоро начнется война, и бежали в соседние арабские страны, где хотели дождаться ее окончания. Менее богатые арабы, жившие в городах Палестины со смешанным населением, двинулись в города с исключительно арабским населением и оставались там у родственников или друзей. К концу января 1948 г. исход стал настолько большим, что Высший комитет палестинских арабов обратился к соседним арабским странам с просьбой прекратить выдачу виз беженцам и закрыть для них свои границы.
30 января 1948 г. яффская газета «Аш Шааб» (Ash Sha’ab) сообщала:
«Первые представители нашей “пятой колонны” – это те, кто оставляет свои дома и бизнес и уезжает жить в другие места… При первых признаках наступления тревожных времен они бегут без оглядки, чтобы не разделять с оставшимися трудностей борьбы». Другая яффская газета – «Ас Сарих» (As Sarih) – в номере от 30 марта 1948 г. резко критиковала арабских крестьян, живших в предместьях Тель-Авива, за то, что они «опозорили всех нас тем, что покинули свои села».
В этот период руководитель Арабского национального комитета в Хайфе Xаджи Нимер эль-Хатиб (Hajj Nimer el-Khatib) сообщал о том, что арабские солдаты в Хайфе жестоко обращаются с жителями этого города. «Они грабят людей и их дома. Жизнь потеряла ценность, женщин обесчещивают. Такое положение привело к тому, что многие арабские жители стали покидать город под защитой британских танков».
Джон Багот Глаб (John Bagot Glubb), командир иорданского Арабского легиона, сообщал: «Жители часто покидали села, не дожидаясь начала военных действий».
Хотя сионистов обвиняют в том, что они «высылали и лишали собственности» арабских жителей таких городов, как Тверия и Хайфа, в действительности все происходило иначе. В соответствии с планом раздела Палестины, оба города должны были находиться в пределах еврейского государства, и за них сражались как евреи, так и арабы.
Еврейские войска захватили Тверию 19 апреля 1948 г., и все арабское население было эвакуировано под контролем английских войск. Позднее Совет еврейской общины опубликовал следующее заявление: «Мы не выселяли их; они сами приняли такое решение…Пусть никто из жителей не притрагивается к их собственности».
В начале апреля, после наступления нерегулярных сил под командованием Фавзи аль-Каукджи (Fawsi al-Qawukji), примерно 25 тыс. арабов покинули район Хайфы; на их решение повлияли также слухи о том, что арабские военно-воздушные силы скоро будут бомбить еврейские районы вокруг горы Кармель. 23 апреля отряды Хаганы захватили Хайфу. В докладе английской полиции из Хайфы, датированном 26 апреля, сообщалось, что «евреи приложили все возможные усилия для того, чтобы убедить арабское население оставаться на местах и жить нормальной жизнью, открыть свои лавки и магазины и продолжать бизнес. Арабам также объяснили: они могут быть уверены в том, что их жизни и интересам никто не угрожает». Более того, Давид Бен-Гурион послал Голду Меир в Хайфу для того, чтобы она постаралась убедить арабов оставаться на месте. Однако ей это не удалось, потому что арабы боялись быть обвиненными в предательстве общеарабских интересов. К концу сражения Хайфу покинули более 50 тыс. палестинцев.
Десятки тысяч арабских мужчин, женщин и детей спасались бегством в отчаянной попытке добраться до арабской территории. Они двигались по направлению к восточным окраинам города на машинах, грузовиках и пешком; это происходило до тех пор, пока евреи не перекрыли им путь, заняв мост Рашмия, через который можно было попасть в Самарию и северную часть Палестины. Тысячи людей захватывали любые средства передвижения, даже гребные шлюпки; они двигались вдоль береговой линии по направлению к Акко, чтобы спастись морем.
В Тверии и Хайфе Хагана распространила приказ о том, что запрещено даже прикасаться к какой бы то ни было арабской собственности. В том же приказе указывалось, что виновные в его нарушении понесут суровое наказание. Несмотря на все усилия евреев, почти все арабы – за исключением 5 или 6 тыс. человек – покинули Хайфу. Многим из них удалось воспользоваться британскими транспортными средствами.
Делегат Сирии в ООН Фарис эль-Хури (Faris el-Khuri) прервал дебаты по вопросу о Палестине для того, чтобы назвать захват Хайфы «резней». Он также сказал, что боевые действия в районе Хайфы являются «очередным свидетельством целей “сионистской программы”, которая предусматривает уничтожение арабов в еврейском государстве в случае, если план раздела Палестины будет приведен в исполнение».
Однако на следующий день, 23 апреля 1948 г., британский представитель в ООН сэр Александр Кадоган (Alexander Cadogan) сообщил делегатам, что военные действия в Хайфе были вызваны непрерывными атаками арабов против евреев за несколько дней до этого и что сообщения о резне и депортациях были ложными. В тот же день на заседании Совета Безопасности ООН выступил Джамаль Хуссейни, председатель палестинского Высшего комитета. Он сказал, что вместо того, чтобы принять предложение Хаганы о перемирии, арабы «предпочли бросить свои дома, свои пожитки и все, чем они обладали, и покинули город».
Генеральный консул США в Хайфе Обри Липинкот (Aubrey Lippincott) 22 апреля 1948 г. сообщал, что «местные арабские лидеры, которыми командует муфтий, побуждали арабов оставить город, и многие так и делали».
В армейском приказе, изданном 6 июля 1948 г., было ясно сказано, что арабские города и деревни не должны быть сожжены или разрушены, а арабские жители – изгнаны из своих домов. Хагана действительно применяла методы «психологической войны» для того, чтобы поощрить арабов оставить несколько селений.
Игаль Алон (Yigal Allon), командир «Пальмаха» (ударные отряды Хаганы), рассказывал, что он просил евреев сообщить арабам из соседних селений, что в Галилее расположены значительные еврейские силы, которые намереваются сжечь все арабские деревни в районе озера Хула. Арабам рекомендовали уходить, пока еще есть время, и, согласно рассказу Алона, они именно так и делали.
Можно привести и такой пример действий израильских войск. В районе Рамле – Лод израильские войска старались защитить свои фланги и ослабить давление на осажденный Иерусалим. С этой целью они заставили часть арабского населения переместиться на несколько миль в район, оккупированный Арабским легионом. «Эти города (Рамле и Лод) служили базами для арабских нерегулярных отрядов, которые часто атаковали еврейские конвои и близлежащие деревни; они действовали весьма эффективно, и им удавалось перекрывать для еврейского транспорта главную дорогу в Иерусалим».
Судя по имеющимся данным о ситуации в городах с многочисленным арабским населением, эти случаи были исключением, поскольку касались незначительного процента палестинских беженцев.
Продолжение следует