Раздвигая рамки привычного
Искусство в поиске новых форм выразительности обращается к злободневным и порой неожиданным темам. Сан-Францисская опера в рамках экспериментальных постановок (SF Opera Lab) представила мировую премьеру оперы молодого американского композитора Теда Херна (1982 г. рождения) «Источник» (The Source). Это скорее музыкальный перформанс, чем опера в традиционном понимании. Херн использует метод автотюна, т.е. тюнинга вокала. Это программное […]
Искусство в поиске новых форм выразительности обращается к злободневным и порой неожиданным темам. Сан-Францисская опера в рамках экспериментальных постановок (SF Opera Lab) представила мировую премьеру оперы молодого американского композитора Теда Херна (1982 г. рождения) «Источник» (The Source). Это скорее музыкальный перформанс, чем опера в традиционном понимании.
Херн использует метод автотюна, т.е. тюнинга вокала. Это программное обеспечение, созданное для автоматической коррекции не попадающего в ноты вокала и доведения его до определенного профессионально приемлемого уровня. Приём широко используется в звукозаписывающей индустрии, и при его помощи было создано множество хитов, при этом отмечались усреднение и потеря индивидуальности.
Композитор выбирал фрагменты из дипломатической переписки и донесений о боевых операциях в Ираке и Афганистане в качестве либретто, то есть того, что четыре вокалиста поют в его сочинении. На обработанный компьютером вокал накладывается музыка.
Задействованы шесть инструментов, клавишные, скрипка и виола, гитара, виолончель, бас-гитара и ударные.
Над головами публики и музыкантов – четыре экрана, на которые идёт проекция. Это лица тех, кто передавал сведения для огласки. Они как бы вступают в разговор друг с другом или просто пристально смотрят в глаза тем, кто в зале. В каком-то смысле «Источник» не столько и не только об источнике информации, в ту пору – Челси Мэннинг, сколько о попытке не раствориться в потоке безликой информации, десятках тысяч депеш, сводок, транскриптов. Это напряженное и наэлектризованное музыкальное высказывание протяженностью в час пятнадцать минут. И то, что перформанс держит, – несомненная удача создателей.
В 2010 году Челси Мэннинг, находясь на военной службе, передала WikiLeaks огромное количество засекреченных данных. Последовал арест и приговор – 35 лет тюрьмы. Оказалось, что ещё недавно Мэннинг носил имя Брэдли и в графе «пол» писал «мужской». Пол и имя были изменены, бывший военнослужащий стал военнослужащей и из стремления изменить мир к лучшему сделал(а) то, что сделал(а). Отсидев почти семь лет в тюрьме, Челси Мэннинг была амнистирована президентом Обамой в последние дни его пребывания у власти.
На свободу Мэннинг выйдет в ближайшее время. Ещё деталь: для записи переданных сведений, по некоторым источникам, использовали диск, на котором прежде были песни Леди Гага.
Но вот монологи и речитативы пропеты, по экранам пробежали видеокадры зачисток и обстрела исламистов, несколько осела пыль после взрывов и стрельбы. От «Источника» остаётся тревожное угадывание мелодического языка Гласса и Адамса, но в очень размытом виде. Сочинение Херна интересно своей многослойностью и отсутствием прямых ответов. Мир за окном и музыка, им вдохновлённая, сложнее, чем деление на правых и неправых. Можно вспомнить, как удивляли в своё время «Томми» или «Иисус Христос – суперзвезда».
Эстетика спектакля – аскетическая: видеопроекция, тайм-коды, в финале кинохроника как в телевизионных новостях. Среди близких себе по духу композитор называет Филипа Уйта, участвовавшего в компьютерной обработке вокала в «Источнике».
За кадром остаются не упомянутые в либретто Ассанж и Сноуден. Ассанж был в центре журналистского внимания во время суда над Мэннинг. О его последующей судьбе и пребывании в посольстве Эквадора говорилось достаточно. Из последних новостей известно, что лондонский дизайнер Бен Вествуд, сын знаменитой панк-кутюрье Вивиан Вествуд, пригласил Ассанжа выйти на помост в качестве модели. Показ пройдёт в посольстве Эквадора. Бренд WikiLeaks собирается купить фирма мужской одежды.
Франкенштейн танцует
Frankenstein приехал на сцену балета Сан-Франциско из Лондона после премьеры весной 2016 года. Музыку написал Лоуэлл Либерман, которого называют самым востребованным сейчас в Штатах. Это его первый опыт работы в полнометражном балете, ранее им были написаны две оперы: «Портрет Дориана Грея» и «Подруга скорбящих». Либретто обеих написаны по мотивам известных романов, которые в общем-то можно назвать викторианскими по времени их написания и по атмосфере.
Балет «Франкенштейн» по сценографии и костюмам – викторианский. Формула драмбалета приложима к спектаклю. Готический роман Мэри Шелли о созданном ученым человекообразном существе даёт повод для демонстрации реалий эпохи. «Призрак оперы» был одним из первых прорывов в мир тревожных тайн и театральных эффектов, призванных заставить вжаться в бархат кресел и ждать драматического финала.
Электрификация (монстр создан при помощи динамо-машины) и активная вампиризация экрана с легкой руки Энны Райс открыли путь Франкенштейну в призрачный балетный мир сильфид, русалок и эфемерных влюблённых дев. Белотуниковый балет отступил под напором шоу с мощными и слегка наивными спецэффектами.
После «Майерлинга», балета Кеннета Макмиллана, и «Русалочки» Джона Ноймайера «Франкенштейн» в хореографии британца Лиама Скарлетта – шаг в сторону броского танцевального спектакля, опирающегося на классическую школу. На его счету – «Гензель и Гретель», «Сон в летнюю ночь»: он уверенно себя чувствует в полнометражном сюжетном балете, отсюда и его хореографический язык, склонность к характерности.
Движения рук, элементы пантомимы, выражения лиц артистов – инструмент в развитии, раскручивании сюжета. Как будто и не было Баланчина и всего двадцатого столетия. Балерина прижимается, почти оборачивая себя вокруг партнера, зависание в прыжке, движения ноги и стопы; «Франкенштейн» – балет повествовательный.
Бал в последней части хорош, мелодраматический финал предсказуем. Терзания существа, недополучившего любви, встречают сочувствие дам и аплодисменты.
Пролог: год 1775, Женева. Следуя сюжетной канве романа, хореограф и композитор выстраивают балет в линейной прогрессии, от пункта «а» до пункта «б», вернее, до насильственной смерти создателя искусственной жизни и гибели созданного им одинокого скитальца-монстра в огне пожара. Отдельные удачные по хореографии моменты разбросаны по несколько перегруженному бутафорией спектаклю, оставляя желать большей искренности в трагических поисках любви.
Георгий ВЛАСЕНКО