Театральный сезон в Сан-Франциско

Share this post

Театральный сезон в Сан-Франциско

Балет Сан-Францисский балет начал новый сезон двумя программами из одноактных балетов. Первая программа включала два премьерных балета. Программа №1 Иржи Бубеничек завершил свою карьеру балетного танцовщика два года назад. Он начал ставить как хореограф в 1999 г. в Гамбурге, и с того времени в его послужном списке – четыре десятка постановок. С ним вместе работает […]

Share This Article

Балет

Сан-Францисский балет начал новый сезон двумя программами из одноактных балетов. Первая программа включала два премьерных балета.

Программа №1

Иржи Бубеничек завершил свою карьеру балетного танцовщика два года назад. Он начал ставить как хореограф в 1999 г. в Гамбурге, и с того времени в его послужном списке – четыре десятка постановок. С ним вместе работает его брат-близнец Отто Бубеничек, сочиняющий музыку и создающий декорации и костюмы. У него за плечами успешная карьера солиста балета. Он также автор нескольких короткометражных фильмов.

Отправной точкой для Иржи Бубеничека в «Хрупких сосудах» стал Второй фортепьянный концерт Рахманинова, особенно его вторая часть. Бубеничек вспоминает, как его поразила запись концерта в исполнении cамого композитора, когда он купил диск во время гастролей в Японии. Восемью годами позже замысел воплотился в трио, показанном на конкурсе хореографов в Гамбурге. И вот теперь – мировая премьера в Сан-Францисском балете, «Хрупкие сосуды»: любовный треугольник, полный томления и желания физически обладать партнером.

В стиле оформления с эллипсоидальными стремящимися вверх линиями и в силуэте костюмов – отголосок знаменитой протозановской «Аэлиты», шедевра немого кино. Конструктивизм Александры Экстер и Исаака Рабиновича оставил след в истории кино и театра. Можно вспомнить также спектакли Таирова и туалеты Алисы Коонен.

В хореографии нет острых линий, пластика постмодернистская: сказывается опыт И. Бубеничека, танцевавшего у Ноймаера, Лимона, Эка, Дуато.

Основные темы балета – любовь, расставание и умение прощать, если любишь. Зрителю дается свобода самому решить, о чем же балет, домыслить сюжет и заметить или пропустить отсылы к художественным стилям и пластам прошлого.

«Высокий лик королей» (In the Countenance of Kings) поставил молодой хореограф Джастин Пек. Премьера состоялась год назад в Сан-Франциско, и участие в открывающей сезон программе подтверждает успех прошлого года.

Пек – талантливый и техничный танцовщик, солист Нью-Йорк-Сити балета. Танцевал в балетах Баланчина, Джерома Роббинса, Алексея Ратманского, Кристофера Уилдона.

Помимо танца и хореографии, Пек известен работой с ведущими журналами мод. Он отвечал за постановку церемонии открытия Недели моды в Нью-Йорке.

О нем снят документальный фильм « Балет 422».

Для «Высокого лика королей» выбрана музыка Суфьяна Стивенса. Он известен как автор электронной и концептуальной музыки. Стивенс играет на двух десятках инструментов, участвуя в исполнении своих произведений. На стыке жанров, кино и симфонической музыки он создал БКЭ («Линия Бруклин – Квинс Экспресс»), мультимедийный проект, из которого и родилась музыка для балета.

Свет и облегающие спортивные костюмы подчеркивают графичность хореографического рисунка, отмеченного атлетизмом и ритмичностью. Пеку 29 лет, он поставил тридцать балетов, и несомненное чувство стиля присутствует в каждом движении танцовщиков.

Optimistic-Tragedy-1024x684Во всем – контраст: замедление чередуется с выплеском динамики, вектор движения на сцене постоянно меняется, выстраивая геометрические фигуры. «Я брал энергию из музыки и лишь переносил ее на сцену». Между персонажами устанавливаются отношения, они как бы заново открывают пространство вокруг себя. Пек использует приемы классического балета для создания своего в общем-то абстрактного построения, наполненного динамикой и жизненной силой.

Поклонники таланта Марии Кочетковой несомненно отметили ее участие в одноактном балете Haffner Symphony. Симфония Моцарта №35 имеет также второе название – «Хаффнеровская». Кочеткова наполняет свой танец легкостью и иронией. Как балерина она склонна к гротеску и заостренности образов, что замечательным образом соединилось с замыслом в коротком балете Бенджамина Мильпье «Председатель танцует» (The Chairman Dances), показанном в гала-концерте.

Джон Адамс назвал свое сочинение фокстротом для оркестра. Музыка была написана им при создании оперы «Никсон в Китае», но она представляет собой вполне самостоятельное произведение.

Молодой Мао Цзэдун отплясывает фокстрот со своей любовницей киноактрисой Чианг Чинг, будущей женой Великого кормчего, всевластной мадам Мао. Но реки крови прольются позже, и дым сжигаемых библиотек пока не застилает небо. Грядущая катастрофа едва просвечивает в дымке истории, а пока звучит как бы беззаботная музыка.

Кочеткова блестяще справляется со своей партией.

Программа №2

«Семь сонат» (Seven Sonatas) Алексея Ратманского на музыку Скарлатти были поставлены им в 2009 г., когда Ратманский приехал в АБТ (American Ballet Theatre) после Большого, в котором он возглавлял балетную труппу. Шесть артистов в камерном балете разделены на три пары. Чередуются сольные номера с дуэтами и трио в исследовании нюансов человеческих отношений.

«Оптимистическая трагедия» (Optimistic Tragedy) – новый балет Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого – отталкивается на сюжетном уровне от «Броненосца Потемкина», от пьесы Вишневского и фильма 1963 года «Оптимистическая трагедия». Черно-белая палитра напоминает о немом кино.

Крейсер и революционные разборки – отголоски Эйзенштейна. Молодая женщина-комиссар и матросы вступают в противостояние – как идеологическое, так и противостояние полов. Революция здесь – скорее, некий тревожно-героический фон, нежели что бы то ни было большее. Посохов преодолевает революционный пафос Вишневского, переплавляя его в чувственно-нервную хореографию, которая гармонично отталкивается от музыки, наполненной реминисценциями.

Демуцкий мастерски использует различные музыкальные формы – марш, болеро, вальс, адажио. Малеровские интонации усиливают чувство надвигающейся драматической развязки.

Две прима-балерины, Юань-Юань Тан и Лорена Фейжу, танцуют партию комиссара в разных составах.

Посохов и Демуцкий успешно продолжают работать вместе после «Героя нашего времени» – балета, поставленного Юрием Посоховым на музыку Ильи Демуцкого в Большом театре в 2015 г. Они оба стали лауреатами театральной премии «Золотая маска», так же как и Кирилл Серебренников. Их новый балет «Нуреев» закроет в июле летний сезон Большого.

Посохов отказывается от цвета, лишь черное и белое заполняют пространство сцены.

Движения точны в передаче чувств – ярости, буйства, телесного влечения. Финал исполнен трагизма, перешагивая за рамки времени и эпохи. Неожиданный по выбору материала одноактный спектакль – еще один триумф Посохова в Сан-Францисском балете.

«Па/ Части 2016» (Pas/Parts 2016), балет Уильяма Форсайта, завершает вторую программу.

Форсайт известен как блестящий хореограф. Его творческий путь охватывает полвека, включая карьеру балетного танцовщика. Его стиль синкопичен, он обильно использует контрапункт, подчеркивая трехмерность движения. Ритмичные обрывистые музыкальные фразы сменяются с невероятной быстротой и напором, едва позволяя танцовщикам вписаться в столь короткие временные отрезки. Тем не менее, они блестяще справляются, удивляя отточенностью и совершенством исполнения.

Музыка Тома Виллемса идеально подходит Форсайту для упорядочивания хаотичных на первый взгляд движений, из которых выстраиваются геометрические линии, стремящиеся к гармонии и красоте. Балет завораживает своей отстраненностью, при этом частично используется язык классического танца.

Справки и информация о спектаклях – на сайте sfballet.

Джаз

Сан-Францисский джазовый фестиваль (SFJAZZ) не раз привозил замечательных музыкантов, в том числе Горана Бреговича и его «Свадебно-похоронный оркестр» (Goran Bregovic and his Wedding and Funeral Orchestra) с их трансбалканскими композициями, синтезом фолк-рока, болгарских напевов, цыганской музыки и раздирающих душу виртуозных струнных, в первую очередь скрипок.

Серб по матери и хорват по отцовской линии, Брегович начинал как рок-гитарист в Югославии в семидесятые и добился оглушительного успеха, уехал, когда началась война, и обосновался в Париже.

Он написал музыку более чем к тридцати фильмам, включая «Аризонскую мечту» Эмира Кустурицы. Их совместные концерты проходили во многих странах. В Штатах Брегович стал известен по музыке в стиле клезмер-рок в фильме Саши Барона Коэна «Борат». Отголоски «Свадебно-похоронного оркестра» звучали в мелодиях цыганской панк-группы «Гоголь Бордэлло» с музыкантами из Украины, Израиля и России.

Балканский мелос захватывает, особенно в похоронных, иногда исполняемых а капелла балладах. Элементы театра, уличного балагана и красочного действа переплетаются в концертах Бреговича и его коллектива, использующего традиции молдавских и румынских оркестров, народных инструментов с непременным участием скрипок, бубна, флуера, кобзы и цимбал.

9–12 марта в SFJAZZ Center.

На чеховской волне

«Джон» (John) – так называется спектакль в театре ACT (American Conservatory Theater) по пьесе Анни Бейкер. Она живет в Нью-Йорке, у нее одесские корни и она немного говорит по-русски. Бейкер получила Пулитцеровскую премию в 2014 году за пьесу «Щелчок» (The Flick). Спектакли по ее пьесам идут в разных странах, включая Россию.

«Нью-Йорк таймс» написала: « Вас будет преследовать эта пьеса, населенная призраками».

Что ж, призраки и тени прошлого отсылают к Ибсену и Стриндбергу. Бейкер все же больше на чеховской волне, с неспешным развитием действия и интересом к нюансам и деталям.

Герои, он и она, которым где-то лет по двадцать пять, приезжают в маленький отель в Геттисберг в Пенсильвании. Известно, что там произошло самое кровопролитное сражение в ходе американской Гражданской войны. Он хочет поехать на место сражения, она хочет остаться одна и никуда не выходить из отеля. В старом здании скрипучие половицы, и дом, переживший несколько столетий, издает звуки, и кажется, что на старых полках, уставленных куклами, также уснули воспоминания людей, здесь некогда побывавших. Из невзначай сказанных героями слов и обрывков фраз сплетается клубок, который драматург поручает своим героям распутать. Атмосфера недосказанности и между строк укрытого напоминает чеховские пьесы. Старая мебель и сумрачный дом как бы излучают тихий печальный свет.

Спектакль идет в новом здании ACT, театре Strand, до 23 апреля.

act –sf.org

Георгий ВЛАСЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »