Давай закурим…

Share this post

Давай закурим…

Давай закурим, товарищ, по одной, Давай закурим, товарищ мой. Отзвучал последний куплет песни, Клавдия Шульженко раскланялась, и зал взорвался аплодисментами. Было что-то особое, доверительное и сближающее людей в простых словах, найденных поэтом Ильей Френкелем и положенных на музыку композитором Модестом Табачниковым. Вспомню я пехоту и родную роту, И тебя за то, что ты дал мне […]

Share This Article

Давай закурим, товарищ, по одной,

Давай закурим, товарищ мой.

Отзвучал последний куплет песни, Клавдия Шульженко раскланялась, и зал взорвался аплодисментами. Было что-то особое, доверительное и сближающее людей в простых словах, найденных поэтом Ильей Френкелем и положенных на музыку композитором Модестом Табачниковым.

Вспомню я пехоту и родную роту,

И тебя за то, что ты дал мне закурить.

Песня, написанная в разгар боев на Южном фронте в конце 1941 года, говорила, как важно было солдату в краткий миг затишья затянуться махорочным дымком, вдохнуть еще недавно такой привычный запах мирной жизни и поверить в то, что он вернется домой целым и невредимым. А единодушная реакция зрителей стала неожиданным аргументом в споре о пользе или вреде курения – в споре, который ведется уже несколько столетий. И который начался, когда из своего первого путешествия за океан вернулись в Испанию потрепанные в бурях каравеллы Христофора Колумба…

Клавдия Шульженко
Клавдия Шульженко

13 октября 1492 года моряки впервые ступили на неведомую землю. Местные жители, индейцы племени араваков, встретили гостей радушно. В знак дружбы и уважения они вручили вождю белых, Колумбу, связку сушеных листьев табака. Ни адмирал, ни его команда не знали, что это такое. Но за три месяца пребывания на американских островах поняли многое.

Индейцы считали табак Божьим даром. Они были уверены, что с выдыхаемым дымом их молитвы и заботы поднимаются вверх, к Создателю. А еще при длительном непрерывном курении можно было впасть в транс, то есть приобщиться к миру духов. У каждого индейца всегда были с собой трубка и мешочек с табаком. Его использовали на религиозных церемониях и в качестве подарка. А когда обсуждались важные вопросы, например торговые соглашения, то для подтверждения договоренности по кругу пускали трубку. Отсюда известное выражение «трубка мира». Действительно, ее курили при заключении мира тоже. Более того, если во время сражения предлагали врагу трубку, это могло остановить битву между двумя племенами.

Но применялся табак и в лечебных целях, в первую очередь для снятия боли в зубах и ушах. Разбавляли его некоторыми видами шалфея и других растений и курили эту смесь при простуде и кашле. Помогало.

Путешествия Колумба взбудоражили Европу. Обладавшие флотом страны ринулись на запад, и каждая достигла американских берегов: сначала Португалия захватила Бразилию, в то время как испанцы закрепились в Центральной и Южной Америке, потом французы и англичане проникли в Северную. Уже в первых экспедициях привезли на родину не только табачные листья, но и семена, и трубки. А главное – поняли, что лучше всего столь желанная культура растет у себя на родине. И европейцы начинают интенсивно разводить табак на захваченных территориях. И – доставлять его в метрополию.

Первоначально заокеанское растение попробовали применять для искоренения разных хворей. Результаты были обнадеживающими. В 1574-м испанский врач из Севильи Николас Монардес в своей работе отзывается с восторгом о новом средстве, которое исцеляет более 36 болезней, и перечисляет их. Появилось даже предположение, что найдено мифическое лекарство, годное на все случаи жизни.

Если бы испанцы перенеслись на 4 столетия вперед, они бы увидели подтверждение этой соблазнительной надежды. Россия в 1913 году ввела в ежедневное солдатское довольствие махорку. С чем и вступила вскоре в Первую мировую войну. А потом грянула и Вторая мировая. Опять солдаты, теперь уже не Императорской, а Красной армии, никак не могли без курева. Табак стал средством, укрепляющим нервную систему, успокаивающим, поднимающим настроение – одним словом, стратегическим оружием. Когда-то трубка мира могла прекратить войну. С тех пор, однако, цивилизация ушла далеко-далеко вперед.

В норму суточного довольствия на передовой входило 20 г махорки. Кроме того, выдавали 3 коробки спичек и 7 книжечек курительной бумаги в месяц. Нечего и говорить, что бумага и спички исчезали быстро. Приспосабливали обломок напильника, камень и трут, чтобы соорудить нечто вроде кресала, дающего искру. А махорку надо было в чем-то хранить. Поэтому непрерывным потоком шли на фронт кисеты – их шили женщины в тылу в подарок бойцам.

Но самой главной оставалась другая проблема – из чего сворачивать самокрутки. Выручали газеты. Самой подходящей, как показал опыт, являлась «Красная звезда». Ее бумага была тоньше, чем у «Правды» и «Известий».

А какая табачная эйфория разлилась по свету после Второй мировой! Но к этому мы обратимся несколько позже. А пока вернемся в XVI век. Подарок индейцев поразил всех, и проникновение табака в обыденную жизнь европейцев шло по нарастающей.

Параллельно с Монардесом, даже чуть раньше, другой испанский врач, Михаэль Бернхард Валенти, утверждал, что курение помогает излечить колики, нефрит, истерию, грыжу и дизентерию. Корабли под разными флагами исправно доставляли из Америки бесценный груз. В зону табакомании втянулись Турция, Польша, Япония, Корея. Уже ходили слухи, что табак излечивает столбняк и рак. В нидерландской книге о растениях его назвали панацеей.

В Англии нашлись сообразительные люди, которые изобрели глиняные трубки. Они получили королевское признание и свой герб. Король Испании Филипп III уточнил, в каких колониях выращивать табак, и издал указ: за его продажу иностранцам – смертная казнь. Все должно идти в метрополию! Табак стал играть роль денег. В 1621 году The Virginia Company, правление которой находилось в Лондоне, отправило в Америку 57 женщин на выданье в возрасте от 15 до 28 лет. Они должны были стать женами местных плантаторов. Каждая женщина стоила 120 фунтов табака – в 6 раз больше, чем стоил слуга.

37Интересно, что табак выступил в роли своеобразного катализатора для развития рабовладения. Табачные поля были большими и требовали постоянного серьезного ухода. А где взять столько работников? Проблема решалась за счет тысяч бедняков в Англии и других странах, которые хотели попасть в Америку, но у них не было денег. Владельцы плантаций заключали с ними контракт: им оплачивают проезд за океан, а они за это работают определенное время и почти бесплатно. Контракт закончился – они свободные люди. Однако чем больше разрастались аппетиты владельцев, тем меньше их устраивали временные рабочие. Им бы таких трудяг, которые могут с утра до вечера вкалывать при адской жаре и которым не надо платить. А тут как раз в зону Карибского бассейна подоспели корабли, доставлявшие рабов на продажу. С них и начали.

Теперь про лечение уже забыли – белые люди ощутили вкус курения. А потом появился нюхательный табак. И то и другое было привилегией людей состоятельных. У курильщиков в ход шли большей частью примитивные трубки. Потом освоили более эффективный индейский способ – плотно сворачивали табачные листья и получали нечто вроде цилиндра, который назвали сигара (исп., но взятое из языка майя: сик`ар – «курение»). Индейцы такие скрутки заворачивали в кукурузные или пальмовые листья.

Богатые испанцы, прогуливаясь по улицам Севильи с сигарами в зубах, бросали на землю остававшийся недокуренным кончик. Простой люд подбирал эти окурки, заворачивал их в бумагу – и получались papeletes (по-испански – «самокрутки»). И наслаждались бедняки не меньше, чем идальго. Впоследствии идея пришлась по вкусу многим, и в 1843-м французы стали продавать нечто подобное. Вскоре в Лондоне открыли первую фабрику. Мир воспринял нововведение как уменьшенный вариант сигары – сигарету. Русское же название «папироса» пришло из Польши (от papier – «бумага»).

И все-таки наивным было бы полагать, что табак триумфально шествовал по Европе, не спотыкаясь. Конечно же, ему ставили преграды, да и сам он не раз показывал, что не такой уж он славный и безобидный.

Король Англии Яков I заявил, что табак вреден для глаз и носа, поражает мозг и легкие. А посему он увеличил налог на ввоз в страну табака с 2 пенсов за фунт до 6 шиллингов 10 пенсов, то есть на 4000%.

В 1624-м папа Урбан VIII пообещал отлучать от церкви тех, кто нюхает табак или курит в храме.

В 1633-м султан Оттоманской империи Мурад IV запрещает курение. За ослушание – смерть. Его преемник заменяет казнь налогом.

В 1634-м царь Михаил Федорович Романов издает указ о запрещении курения. За нарушение запрета – вырывание ноздрей, за торговлю табаком – смертная казнь. Продержался этот указ почти до конца века. Отменил его Петр I, человек западной ориентации.

В разное время в разных государствах запрещали или ограничивали использование табака. В настоящее время почти повсеместно действует запрет на курение в общественных местах. Главная причина – опасность для здоровья. Разобрались с этой угрозой не сразу. Первые статьи в научных журналах появились лишь в начале 20 века.

В 1930-м в Германии, в Кельне, исследователи сообщили, что существует статистическая зависимость между раком и курением. Спустя 8 лет американцы из Университета Джонса Хопкинса доложили, что курильщики не живут так долго, как некурильщики. В 1944-м American Cancer Society предупредило о возможных заболеваниях при курении. Добавив, однако, что точных доказательств нет. И, наконец, в 1952-м журнал Reader`s Digest опубликовал статью с детальным обоснованием опасности курения. Статья имела большой резонанс. Позднейшие исследования Национального института рака (США) показали, что даже те курильщики сигар, которые не вдыхают табачный дым, подвержены опасности заболеть раком в очень высокой степени.

Табачная индустрия ответила мгновенно – стала выпускать «безопасные сигареты» – с фильтром. В итоге период 50-х и нескольких последующих десятилетий ознаменовался небывалым ростом поклонников священного индейского ритуала.

Одри Хепберн
Одри Хепберн

Курили все. Мальчишки в туалетах или за углом школы. Девчонки в своих компаниях. Взрослые если не курили прямо на рабочем месте, то каждый час выходили подышать свежим воздухом, то есть приложиться к сигарете. На заседаниях тоже полагался перекур. В театрах появились специальные курительные комнаты. В кафе и ресторанах посетители плавали в волнах папиросного дыма. Некурящий мужчина выглядел белой вороной. Сигарета во рту стала символом самостоятельности, уверенности в себе. Законодатели мод – экранные герои – еще и демонстрировали, что они курят – Camel или Lucky Strike. Знаменитая фотография Одри Хепберн с длиннющим мундштуком в фильме «Завтрак у Тиффани» подтверждала, что женщины не отстают от мужчин. Да и кто мог себе представить, скажем, Марлен Дитрих без папиросы?

Вообще, в борьбе за равноправие женщин курение стало парадоксальным аргументом. Когда-то не только они не курили – запрещалось курить в их присутствии. Первыми нарушили табу дамы легкого поведения – законы высшего общества их мало волновали. Постепенно другие энтузиастки стали выходить из подполья, и в середине 30-х Элеонора Рузвельт впервые появилась на публике с папиросой. А в 50-х это уже непременный атрибут роковой женщины, а также раскованности и сексуальности. В эти годы, например, в Британии курили 64% мужчин и 37% женщин. Кстати, выдающаяся английская королева Виктория во время своего долгого правления не одобряла любителей табака; при дворе не курили. Она скончалась в 1901-м, и престол занял ее сын, ставший королем Эдуардом VII. Состоялась коронация, и первыми его словами после завершения церемонии были: «Господа, можно курить».

Поэтизация «папиросного поколения» проходит через весь 20 век. Литература, кино, эстрада. Вспомним: «В ответ, открыв «Казбека» пачку, сказал ей Костя с холодком…». Или: «Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы» (Н. Майоров, «Мы»). И. Эренбург написал «13 трубок» – 13 интереснейших историй, по-разному связанных с курением. У Жоржа Сименона комиссар Мегрэ, конечно же, курит трубку, как и Шерлок Холмс у Конан Дойла. Курят персонажи «Властелина колец» Толкина – и бессчетного количества песен, стихов, книг и фильмов.

В конце XX – начале XXI века курению были предъявлены жесткие и бескомпромиссные обвинения: оно само по себе вызывает рак легких, сердечную недостаточность, язву желудка, бронхит, гангрену – и так далее, легче перечислить, что оно не вызывает. Кроме того, способствует развитию других болезней. Оно является одной из главных причин смертности. Оно сокращает жизнь на 10-15 лет.

Спору нет, многое верно. Но, как правило, в рассуждениях и доказательствах есть один изъян: болел и умер? А он курил? Тогда все ясно! Но не бывает курильщиков в чистом виде, никак больше не связанных с окружающим миром. Берем, к примеру, данные, сколько в среднем сигарет потребляют в год жители разных стран (2007 г.). На первом месте Греция – 3017. Новая Зеландия на 76-м – 565. Смотрим другую таблицу – число заболеваний раком легких на 100 тысяч человек. Наивысший результат – у Новой Зеландии – 100. Поразительно! Япония в списке потребителей сигарет – среди «лидеров», на 12-м месте с числом 2028. А в списке самых здоровых стран мира она пятая. Опять нестыковка. Разумеется, есть и совпадения, но в целом ожидаемая корреляция не просматривается.

Очевидно, к уходу из жизни приводит курильщика не только папироса. А загрязнение окружающей среды? Плохое питание? Безработица? Алкоголь? Климат? Наркотики? Радиоактивное излучение? Несвоевременная медицинская помощь? Даже уровень образования – нет, владения нужной информацией! Разве это все не влияет на заболеваемость, на течение болезни и на ее фатальный финал? Но массу научных работников эти факторы не волнуют, их интересует лишь одно: курил или не курил?

И есть еще один немаловажный момент: традиции и ментальность. Вспомним: все началось с индейцев. Интересно, а как обстоят дела у них? Курят свои трубки и умирают? 22 июля 2016 года скончался Дэвид (Дэйв) Уильям Болд Игл (Bald Eagle), индеец, вождь племени лакота. Он прожил потрясающую жизнь.

Дэвид (Дэйв) Уильям Болд Игл
Дэвид (Дэйв) Уильям Болд Игл

Появился на свет будущий Прекрасный Орлан в индейской хижине – типи и до 12 лет говорил только на языке лакота. Он стал парашютистом в годы Второй мировой. Первый прыжок – в Италии. Во время прыжка в Нормандии ветер отнес его прямо на немецкие позиции, и его расстреляли в воздухе. Прибывшие британские медики решили, что он мертв, и ушли. Но один солдат нащупал у него пульс. Дэйв выжил. В армии он познакомился с Пенн – учительницей танцев из Англии. Они поженились и после войны стали чемпионами в бальных танцах. Беременная их первым ребенком, Пенн погибла в автокатастрофе. Дэйв безумно ее любил. Жизнь потеряла для него смысл, он бросился в рисковые предприятия.

Автогонки. Затяжные прыжки с парашютом. Родео, где бык может сбросить тебя со спины и растоптать. Трюковый дублер в кино в самых опасных кадрах. Он играл в десятках вестернов в Голливуде. Он искал смерть, но, видя его безграничную смелость, она отказывалась от встречи с ним. В 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе после показательного родео к нему подошла бельгийская актриса Джосси Кестеман. Эта встреча остановила его пляски на краю пропасти. Они поженились в 1973-м и уехали на ранчо в Южную Дакоту. Там он стал вождем своего племени и прожил 43 года по всем индейским законам с непременным курением трубки. Он ушел из жизни в 97 лет.

Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

Да разве только он в дружбе и согласии с табаком добрался до очень преклонного возраста? Вот навскидку десяток всем известных персонажей – активнейших курильщиков.

Великий философ Иммануил Кант. Скончался в 80 лет.

Фрэнк Синатра – в 82 года.

Томас Эдисон – в 84.

Марлен Дитрих ушла из жизни в 91.

Жорж Сименон закончил свой земной путь в 86. Садясь за письменный стол, он всегда набивал табаком целый набор трубок, чтобы можно было менять их, не отвлекаясь от творчества.

Чарли Чаплин умер в 88.

Артур Рубинштейн не дожил одного месяца до 96.

Зигмунда Фрейда не стало в 83 года. Он выкуривал не менее 20 сигар в день, без этого он просто не мог работать.

Альфред Хичкок прожил 81.

Уинстона Черчилля унес инсульт в 91. Не менее 10 сигар в день – и до глубокой старости.

Был свой долгожитель и у нас, в Районе Залива. Кристиан Мортенсен родился в небольшой деревне в Дании в 1882 году. Отец – профессиональный портной. С 16 лет Кристиан работал у отца подмастерьем. В 1903-м эмигрировал в США. Сначала разъезжал по городкам, портняжничал. Потом осел в Чикаго, где у него были родственники. Часто менял профессии – молочник, ресторатор, фабричный рабочий. Женился, через 10 лет развелся – и больше ни жены, ни детей. В 1950-м вышел на пенсию в Техасе. Когда ему было 96, приехал в Сан-Рафаэль, возле Сан-Франциско, и поселился там в доме престарелых. Советовал всем для продления жизни курить хорошие сигары, что и делал сам с удовольствием. Его сердце билось безостановочно 115 лет и 252 дня.

Курильщики-долгожители уже давно вызывали интерес ученых. Лед тронулся совсем недавно, в 2015-м.

Две группы университетских исследователей из Лос-Анджелеса открыли особые последовательности ДНК, наличие которых способствует долголетию и снимает вредное воздействие курения. Увы, они есть далеко не у всех людей. Как определить их присутствие и помочь прожить долгую и здоровую жизнь – над этим работают сейчас эти группы ученых.

А пока информация гласит: в Евросоюзе умирает от курения 1 млн человек в год.

«Википедия» уточняет: «По данным ВОЗ, за весь XX век табакокурение явилось причиной преждевременной смерти 100 миллионов человек по всему миру, и в XXI веке их число возрастет до миллиарда».

Страшно представить себе такое. Я уже говорил о разных дополнительных факторах, которые накладываются на курение и могут помочь отправить человека на тот свет. Плюс многих подводит генетика. Одним словом, срабатывает целый комплекс причин, в котором табак – лишь одна из составляющих. Реальные цифры смерти «только от табака», безусловно, должны быть значительно ниже.

У Марка Твена есть бессмертный афоризм: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». (Твен приписал его Б. Дизраели, что оказалось неточным. На самом деле фраза прошла через несколько рук, а впервые была высказана неким английским судьей в таком виде: «Существуют три вида лжецов: обычные обманщики, возмутительные лжецы и научные эксперты». В нашем случае подходят оба варианта.) Так вот о Твене. Он умер в 75 лет от сердечной недостаточности. Курил всю жизнь, да так, что в комнате за облаками дыма хозяина не было видно – не менее 20 сигар ежедневно. Статистический вывод – от чего он скончался – очевиден. Все сходится – и образ жизни, и болезнь.

Но… Уточним кое-какие моменты. Он прожил «всего» 75 лет при средней продолжительности жизни в те годы в 50 лет. Незадолго перед смертью он потерял трех из своих четырех детей, жену и близкого друга. А теперь решайте, что послужило причиной сердечной недостаточности…

Итак, курить или не курить? На этот почти гамлетовский вопрос сегодня есть только один ответ. Потому что в нашем загрязненном мире, при тех приоритетах, которые нынче существуют, нет никакой надежды на то, что станут изучать проблему курения комплексно и найдут способы облагородить его и сделать более безопасным. Значит, надо сказать табаку твердое нет!

Самуил КУР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »