50 лет одесскому КВН, или Как трубочисты объегорили советскую цензуру
Несколько дней назад в Москве с большим энтузиазмом отметили 55-летие «Клуба веселых и находчивых», а также 75-летие президента Планеты КВН, как теперь это именуется, Александра Маслякова, человека, внесшего и продолжающего вносить огромный вклад в существование и популяризацию этой прекрасной игры. Кстати, одним из лучших номеров вечера был видеоклип с поздравлениями ему от известных коллег и […]
Несколько дней назад в Москве с большим энтузиазмом отметили 55-летие «Клуба веселых и находчивых», а также 75-летие президента Планеты КВН, как теперь это именуется, Александра Маслякова, человека, внесшего и продолжающего вносить огромный вклад в существование и популяризацию этой прекрасной игры. Кстати, одним из лучших номеров вечера был видеоклип с поздравлениями ему от известных коллег и друзей.
В Государственном Кремлевском дворце (том самом, что граждане СССР помнят как Дворец Съездов) в присутствии президента России состоялась выставочная встреча наиболее известных команд КВН 2000-х годов. Юбилейный вечер прошел пусть и не всегда политкорректно, но весело и с отдельными неплохими репризами и шутками.
Но вот что вызвало некоторое удивление. Обычно на всех днях рождения, а особенно юбилеях, принято вспоминать родителей юбиляра. К сожалению, здесь (во всяком случае, в телевизионной версии) мы не услышали от кавээнщиков об этом ни слова. Один лишь президент России Владимир Путин упомянул передачу «ВВВ», которая предшествовала появлению КВН на Центральном телевидении СССР. Увы, никто так и не назвал основателей этой чудесной игры.
Тут я сделаю небольшое отступление и напомню, кто же придумал КВН. А был это московский врач Альберт Аксельрод, который с товарищами М.Яковлевым и С. Муратовым подготовил и провел первую встречу КВН в 1961 году.
До нее выходил в эфир созданный ими же «Вечер веселых вопросов» («ВВВ») в 1959 году. Люди эти до сих пор почитаются кавээнщиками всех стран как святые.
А. Масляков-старший, продемонстрировав во время юбилейной передачи всем флаг КВН 1962 года и сказав, что его подарила первый редактор КВН, не назвал ее фамилию (думаю, что это была Мариана Краснянская). Не упомянул и многолетнюю свою партнершу – диктора Центрального телевидения Светлану Жильцову. В начале показа в большой толпе участников на сцене режиссер передачи ненадолго выделил кавээнщиков 60–70-х и 80–90-х годов – Геннадия Хазанова, Юлия Гусмана, Леонида Якубовича, Яна Левинзона, Валдиса Пельша и Михаила Марфина. Двое первых, правда, сидели в жюри. Более о мастодонтах КВН не было сказано и слова.
***
На фоне этого юбилея, к сожалению одесситов, остался незамеченным еще один, менее крутой, но более круглый – 50-летний юбилей одесского «Клуба веселых и находчивых», команда которого впервые появилась на экранах телевизоров Советского Союза 16 октября 1966 года.
И мне, непосредственному участнику этого события, хочется поделиться воспоминаниями о тех, кто стоял у истоков одесского «Клуба», подарившего нашим соотечественникам чемпионов КВН разных лет: «Одесских трубочистов», «Деловых людей» и «Одесских джентльменов».
Попытавшись найти что-нибудь об этом событии и просмотрев в интернете одесские источники, я, к сожалению, не обнаружил ни одной публикации на эту тему. Да, воистину «иных уж нет, а те далече».
В те далекие годы я был студентом Одесского технологического института им. Ломоносова (ОТИ). Ныне это Одесская национальная академия пищевых технологий.
В нашем институте среди многочисленных самодеятельных коллективов существовал СТЭМ – Студенческий театр эстрадных миниатюр, который показывал на институтских вечерах и в подшефных организациях сценки из веселого студенческого быта. Создали его четыре человека – Валя Крапива, Слава Колин, Шура Самсонович и я. Примером для нас служил функционировавший при Дворце студентов замечательный театр миниатюр «Парнас-2», в котором участвовали Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко и Роман Карцев, Давид Макаревский и многие другие. В то время движение студенческих театров охватило всю страну, и в январе 1966 года ЦК ВЛКСМ организовал в Москве первый Всесоюзный фестиваль СТЭМов, который сыграл не последнюю роль в рождении одесского КВН.
Естественно, на этот фестиваль захотелось поехать и нам. Но как? От Одессы там выступал «Парнас-2». Как нам добиться командировки в Москву? Вы же понимаете, что поехать туда на студенческую стипендию было нереально. Тогда один из нас предложил гениальный план. Мы добились приема у ректора и сообщили ему, что подготовили приветствие КВН от нашего института и собираемся показать его на Центральном телевидении. Это тогда было принято – во время встреч КВН выпускать с приветствиями возможных будущих участников соревнования.
Ректору понравилась идея прорекламировать институт на всесоюзном телеэкране, и командировка была одобрена. И вот наша четверка в Москве. В течение нескольких дней мы упивались… нет, не тем, о чем вы подумали, а представлениями ведущих студенческих театров страны, которые проходили в клубе МГУ. А когда фестиваль закончился, вспомнили о наших посулах ректору и помчались в Телетеатр на площади Журавлева, откуда показывали встречи КВН. К большому удивлению, нас спокойно пропустили к режиссеру этих трансляций Бэлле Сергеевой, которой мы показали сценарий нашего приветствия (объективности ради, довольно-таки серенький), а потом чистосердечно признались в нашей уловке для поездки в Москву.
Тем не менее, результатом этой встречи стало письмо от ЦТ в адрес одесского ТВ с приглашением команде города участвовать в играх сезона КВН 1966–1967 годов. Как вы понимаете, такое письмо было равносильно приказу. Но закончилось это тем, что на телестудии нам сказали: «Сами заварили эту кашу, сами и расхлебывайте, а мы поможем чем сможем». Таким образом формирование команды для приветственного выхода на первой передаче КВН года досталось нашей четверке.
Нельзя сказать, что в тот момент в Одессе существовало организованное кавээновское движение. Поэтому мы не очень заморачивались подбором команды и составили ее из девяти наших студентов, пригласив еще только троих представителей со стороны.
И вот 16 октября 1966 года на сцене Телетеатра и экранах телевизоров Советского Союза появились 12 бочек, как мы позднее объяснили, с соленым одесским юмором. Из которых в образе бабелевских интеллигентных налетчиков (канотье и жилетки) появилась первая в истории одесская команда КВН.
Насколько я помню, вот ее состав (по алфавиту): Г. Волк (ОТИ), Ю. Волович (Институт связи), С. Колин (ОТИ), В. Крапива (ОТИ), Ю. Макаров (ОТИ), М. Малеев – капитан (ОТИ), Я. Рабинер (ОТИ), Ш. Самсонович (ОТИ), О. Сташкевич (ОТИ), В. Хаит (ПКТИ), Ю. Хащеватский (ОТИ) и В. Чижевский (Институт связи).
Наше выступление прошло вполне прилично, но подверглось уничижительной критике одесской прессы за «ужасный образ города-героя». Только после позитивной оценки этого образа на страницах центральной газеты «Советская культура» шум утих и все согласились, что все-таки приветствие выглядело неплохо. В результате жеребьевки соперником Одессы стала команда Днепропетровска. Подробнее об этом вы можете прочитать в книге Валентина Крапивы «КВН нашей памяти».
После этого кавээновское колесо в Одессе закрутилось. Одесское ТВ под руководством горкомов партии и комсомола организовало первенство города с целью создать боеспособную сборную. Каждый вуз имел свою команду, в КВН стали играть в школах, проектных организациях и на заводах. Мы же (команда ОТИ), как отцы-основатели, в первенстве города не участвовали и как бы наблюдали за всем сверху. Более того, наш капитан Миша Малеев был приглашен в качестве ведущего в компанию к очаровательному диктору одесского ТВ Нелли Харченко для проведения финала первенства города между командами Холодильного института и, кажется, сборной проектных организаций, который транслировался по ЦТ из Украинского театра на всю страну. Команда ОТИ должна была выступить на этой встрече с приветствием. Мы придумали выход в форме трубочистов, образ которых был позднее взят сборной Одессы для выступления на всесоюзном телеэкране в этом сезоне, который и закончился их победой.
Трубочисты призывали:
Героев свято чтят у нас в Одессе,
И тех, кого общественность пошлет,
Мы призываем ехать с нами вместе
Днепропетровску чистить дымоход!
(Пожелтевший за 50 лет листок бумаги с этим приветствием до сих пор хранится в моем архиве.)
И вот за несколько дней до финальной игры по городскому ТВ выступил известный одесский литератор В. Лясковский, который заявил, что истинным отцом передачи КВН является он сам, и провел он ее на одесском телевидении, где встречался и беседовал со своими приятелями и знакомыми. Нашему возмущению не было предела, и мы решили проучить Лясковского на глазах всей страны.
Напомню вам, что в ту пору видеозаписи не существовало, и передачи шли только в прямом эфире. На генеральной репетиции финала для ЦТ мы показали приветствие с безобидным текстом, а во время трансляции…
Во время прямой трансляции мы обложили Лясковского не залитованным цензурой текстом по полной – и, использовав общеизвестный факт его любви к горячительным напиткам, сообщили, что одесский горсовет в его честь открыл магазин «Украинские вина», завсегдатаем которого он действительно был.
Скандал случился страшный. Команду ОТИ отлучили от официальных соревнований КВН навсегда. А личными делами ее участников (к счастью, недолго) интересовался даже КГБ.
***
К сожалению, моя кавээновская карьера на этом и закончилась, потому что надо было делать выбор – защита диплома или КВН. И я, в отличие от других одесских кавээнщиков, уехал в Москву на дипломную практику и присутствовал на финальной игре 1966–1967 гг. между «Одесскими трубочистами» и командой МолМИ (Первого московского медицинского института) только как зритель.
Конечно, вы знаете, что многие члены той первой («бочковой») команды КВН стали известными людьми. В.Крапива – писателем и режисером, Ю.Волович – сценаристом и актером, Ю.Хащеватский – кинорежиссером, В.Хаит – писателем и журналистом, Ю.Макаров – журналистом, О.Сташкевич – режиссером. Судьбы других мне неизвестны.
К сожалению, некоторых уже нет на этой земле. Но уверен, что благодарные одесситы, где бы они ни находились, будут вспоминать о первой одесской команде КВН с доброй улыбкой и признательностью.
Яков РАБИНЕР
Саннивейл