Начало нового сезона в Дэвис Симфони холле

Share this post

Начало нового сезона в Дэвис Симфони холле

Торжественное открытие нового сезона состоялось 7 сентября. Как обычно, значительная часть женщин одета изысканно и со вкусом, мужчины стараются не отставать, но с гораздо меньшими достижениями. Царит атмосфера радости и праздничности. Концертную программу украшают  дорогие гостьи, любимицы публики сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Оркестром дирижирует солнечный МТТ. И, как обычно, часть публики принимает […]

Share This Article

Торжественное открытие нового сезона состоялось 7 сентября.

Как обычно, значительная часть женщин одета изысканно и со вкусом, мужчины стараются не отставать, но с гораздо меньшими достижениями. Царит атмосфера радости и праздничности. Концертную программу украшают  дорогие гостьи, любимицы публики сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Оркестром дирижирует солнечный МТТ. И, как обычно, часть публики принимает активное участие в банкете и танцах, тогда как другая, также в хорошем настроении, возвращается домой.

Но для меня настоящее открытие нового сезона началось со следующей программы нашего замечательного оркестра под руководством Майкла Тилсона Томаса. Исполнялись Симфония №69 Гайдна, Симфония №3 Сибелиуса и Симфония №5 Бетховена. Ещё раз убеждаешься в высоком мастерстве нашего оркестра. Кажется, лучшее исполнение этих симфоний невозможно.

Евгений Изотов
Евгений Изотов

Однако  подлинные чудеса начались  несколько позже, в другой программе, когда на сцене появился струнный ансамбль участников нашего оркестра и солист- гобоист Евгений Изотов. Это было первое исполнение в Сан-Франциско написанного в 1717 году Концерта для гобоя с оркестром, которое  вызвало большой интерес публики. После долгих исследований и обсуждений в музыкальных кругах авторство этого прекрасного Концерта было закреплено за Алессандро Марчелло, а не за его младшим братом Бенедетто Марчелло. Оба – из аристократической венецианской семьи. Помимо музыки, Алессандро занимался  математикой, юриспруденцией, был знатоком литературы и т.п. Известно, что с течением времени Концерт Марчелло для гобоя с оркестром в си миноре претерпел некоторые изменения. Похоже, в лучшую сторону.

Концерт Марчелло си минор состоит из трёх частей: Allegro moderato, Adagio и Allegro. Он необычайно красив, строен и одновременно компактен. Ничего лишнего. Первая часть – благородство и законченность. Вторая очаровательна и задумчива, может быть, даже грустна. Третья – быстрая, энергичная, яркая, поднимающая настроение. Евгений Изотов считает, что это сочинение фактически носит чисто гуманистический характер. Несмотря на то что оно было создано столетиями раньше, оно очень близко к нашей жизни.  Мне кажется, исполнение этого концерта как солистом Евгением Изотовым, так и ансамблем было совершенным.

Гобоиста Евгения Изотова не надо представлять читателям:  с 1996 по 2003 годы  он успешно занимал в нашем оркестре позицию второго гобоиста, затем в течение нескольких лет покорял США, получив всеобщее признание как лучший гобоист Америки, а ныне, после трагической смерти главного гобоиста нашего оркестра Уильяма Беннета, который был другом и наставником молодого Евгения, вернулся в оркестр Сан-Франциско-Симфони в качестве ведущего гобоиста.

В первом же отделении программы была исполнена Синфония Лучано Берио для восьми солистов, хора и оркестра.  В написании не допущена ошибка: то,  что услышала публика, никак не соответствует её представлению о симфонии. Это скорее некое подобие музыки с «грехами».

Итальянец Берио (1925–2003) сочинил Синфонию в 1968–1969 гг. к 125-летию Нью-Йоркской филармонии и посвятил её Леонарду Бернстайну.  Синфония исполняется нечасто. Так, в Сан-Франциско она была впервые исполнена в 1979 году  нашим филармоническим оркестром под руководством тогдашнего музыкального директора Эдо де Ваарда. Второе исполнение, предпринятое Майклом Тилсоном Томасом, состоялось в минувшем месяце и было принято с любопытством.

Исполнение симфонии Берио носило грандиозный характер. В нём принимал участие прекрасный Сан-Францисский симфонический оркестр под руководством Майкла Тилсона Томаса, наш выдающийся хор, которым с 2007 года руководит Рагнар Болин. С  его приходом в хоре, рождение которого состоялось в 1973 году, осталось «всего» примерно 120  участников (а до этого было примерно чуть ли не 300). Зато как славно поют! Правда, в описываемом мной концерте была допущена одна клякса: солистка в небольшой вступительной фразе «уехала куда-то не туда», но чего не бывает в живом исполнении!

Значительную роль играет в этом концерте Лондонский вокальный ансамбль, состоящий из  четырёх женщин и четырёх мужчин, по имени The Swingles. Созданный в 1963 году   американцем Свинглом, ансамбль неустанно расширял свой репертуар и приобрёл огромную популярность, осуществив более пятидесяти записей и завоевав пять Grammy. Лучано Берио стал одним из первых композиторов, обративших внимание на возможности этого коллектива, который не раз играл его Синфонию. В частности, она недавно  исполнялась в Королевском фестивальном зале и в Ла Скала. Этот ансамбль дебютировал в 1979 году в Сан-Франциско, исполнив Синфонию Берио.

В нынешних выступлениях хор был расположен на вершине сцены, за ним последовал оркестр, а затем полукругом расположился ансамбль Swingles. А над всем этим властвовал Майкл Томас. Будучи довольно высоким человеком, он почти терялся в наплыве людей и инструментов. Думаю, что музыка Синфонии вызывала различную реакцию участников-исполнителей, но всё было сделано очень чётко и профессионально. Реакция публики была добросовестной: люди слушали музыку очень серьёзно, страясь не упустить ни одной детали.

Первая часть казалась беспорядочной смесью оркестровых фраз и не очень связанных с ними хоровых эпизодов, которые к концу всё более открываются друг другу. Вторая  часть в значительной степени посвящена памяти Мартина Лютера Кинга. Наиболее впечатляющей оказалась третья часть, где были проявлены сила и изобретательность,  которая драматизировала ситуацию и оживила публику.  Далее  Берио использует цитаты или близкие им по смыслу предложения, высказанные высокочтимыми лицами, в основном композиторами, и носящие драматический характер. Всё это сопровождалось чисто сценическими эффектами, например игрой света и тени, порой каменными лицами исполнителей.

Всё вместе производило достаточно сильное впечатление. Что касается ансамбля The Swingles, то его участие было очень многообразным и активным, неизменно вызывавшим восторженную реакцию публики.

Майкл Фабиано
Майкл Фабиано

Второе отделение концерта было отдано тенору Майклу Фабиано. Мне уже довелось слушать его, он производил хорошее впечатление, но то, что я услышал в этом концерте, совершенно потрясло меня. Он пел арии из опер Верди и Доницетти. Все арии были исполнены безукоризненно чисто, с глубоким пониманием психологии каждого из характеров и стиля произведения. Стройный, красивый темнокожий мужчина обладает лирическим тенором очень красивого тембра, изящным звукоизвлечением, прекрасной техникой, идеальным дыханием и удивительным темпераментом. Откуда появился такой талант, и где он был раньше?

Среди многочисленных увлечений Майкла пение не значилось, и осознал он свои вокальные возможности довольно поздно. В 2014 году он получил две премии за достижения в пении. Кроме того, Фабиано дебютировал в Хьюстонской Гранд-опере в опере Гуно «Фауст» в ведущей партии, а в Метрополитен-опере – в партиях Родольфо в «Богеме» и Альфреда в «Травиате».  Выступил и в других партиях и в сольных концертах. В прошлом сезоне он также спел в Сан-Франциско в «Луизе Миллер», исполнил роль Ленского в «Евгении Онегине» в  «Ройал Опера», главную роль в «Дон-Карлосе» в Сан-Францисской Опере. И вот он уже выступает в опере «Богема» в Цюрихе и в «Риголетто»  в Национальной парижской опере.

Непонятно, как это у него получается, но он уже дебютировал в Опере Австралии в партии Фауста, а в Метрополитен-опера исполнил партию Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур», где он заменил заболевшего коллегу через 7 часов после уведомления. Он дебютировал в Сан-Франциско Симфони в мае 2013 года во время Бетховенского  фестиваля. Это далеко не полный перечень  достижений выдающегося тенора. Например, Фабиано получил премию в Австралии за лучшее мужское исполнение главной роли в опере Гуно «Фауст».

Такой стремительный взлёт, пожалуй, является беспрецедентным. Сейчас Фабиано стал одним из двух-трёх лучших теноров мира.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »