Обзор DVD 150
The Complete Jene Vigo, 1930-1934. The Criterion Collection. Blu-Ray. (“Полный Жан Виго”). На французском языке с английскими субтитрами. В истории кинематографа нет режиссёра, которого можно было бы сравнить с Жаном Виго. Виго снял всего четыре фильма: два документальных – “По поводу Ниццы” (1929) и “Тарис, король воды” (1931) и два игровых – “Ноль за поведение” […]
The Complete Jene Vigo, 1930-1934. The Criterion Collection. Blu-Ray. (“Полный Жан Виго”).
На французском языке с английскими субтитрами.
В истории кинематографа нет режиссёра, которого можно было бы сравнить с Жаном Виго. Виго снял всего четыре фильма: два документальных – “По поводу Ниццы” (1929) и “Тарис, король воды” (1931) и два игровых – “Ноль за поведение” (1933) и “Аталанта” (1934). 23 минуты, 9 минут, 44 минуты и 87 минут – два часа сорок три минуты, вот всё, что он оставил. Виго скончался 5 октября 1934 года, через пять месяцев после премьеры «Аталанты», ему было 29 лет, но его работы и сегодня, 75 лет спустя, не только поражают зрителей своим изяществом, но, главное, задевают душу пронзительным лиризмом. Прямая линия наследственности ведёт от Виго к Франсуа Трюффо, Тарковскому (который восхищался картиной Виго «Ноль за поведение»), Рене Клеру, Тати, Отару Иоселиани, Бернардо Бертолуччи, Эмиру Кустурице и даже к Линдсею Андерсену (чей фильм «Если…» как бы интерпретирует картину Виго «Ноль за поведение»).
После первого показа “Ноль за поведение” был разруган в пух и прах кинокритиками, а затем запрещён цензурой, “Аталанта”, хоть и была принята критикой восторженно, подверглась переделке. Лента была перемонтирована, сокращена и даже получила новое название – “Шаланда проплывает”, по строчкам модной песенки композитора Андреа Биксио, которую продюсер решил вставить в картину.
«В «Аталанте», – писал историк кино Ежи Теплиц, – можно обнаружить почти все характерные особенности будущей французской школы./…/ Сам Жан Виго утверждал, что правду о жизни может сказать только поэт, способный в повседневных привычных вещах увидеть их волшебную, фантастическую сторону. Французская школа кино будет иметь столько сторонников именно потому, что она расскажет о мире и людях поэтически, не теряя при этом почвы под ногами, не отрываясь от действительности» (Ежи Теплиц, «История киноискусства», т. 3, изд-во «Прогресс», Москва, 1971 г., стр. 156).
Жан Виго родился 26 апреля 1905 года в Париже. Его отец Эжен Боннавентура де Виго (писавший под псевдонимом Мигель Альмерейда) был известным анархистом, что не мешало ему быть ещё и преуспевающим издателем. Заняв во время Первой мировой войны пацифистскую позици., он оказался в тюрьме, где то ли покончил с собой, то ли был убит (семье было официально сообщено о самоубийстве).
Виго учился в нескольких школах-интернатах – родители, отец и мать, Эмели Клеро, были заняты политикой, – затем в Сорбонне. С детства страдая туберкулёзом, Виго проводил много времени в больницах и санаториях. В 1926 году в санатории он встретил свою будущую жену, дочь богатого польского фабриканта Елизавету Лозинскую. В 1931 году у них родилась дочь Люси (ныне известный кинокритик).
С 1951 года во Франции существует ежегодная премия имени Виго.
***
Реставрация и трансформация всех четырёх фильмов выполнена великолепно.
Обе документальные ленты трансформированы с мастер-копии, «Ноль за поведение» – частично с мастер копии, частично с дубль-негатива.
Что же касается «Аталанты», перемонтированной в 1934 году для проката, то картина нуждалась в серьёзной исторической реставрации. В 1989 году “Гомонд”, студия, владеющая правами на “Аталанту”, приступила к реставрации фильма, и в мае 1990 года восстановленная картина была показана на Каннском фестивале. Версия 1990 года была ещё раз дополнена в 2001 году; именно эта версия фильма воспроизведена на диске; трансформация выполнена с реставрированного негатива.
***
(Замечу в скобках, что оператором всех четырёх фильмов Виго был Борис Кауфман, брат знаменитого советского режиссера Дзиги Вертова. Кауфман эмигрировал во Францию в 1927 году. Перебравшись во время Второй мировой войны в Америку, он работал с ведущими режиссёрами Голливуда. На его счету такие значительные фильмы, как “В порту” (1954), “Куколка” (1956) Элиа Казана, “12 разгневанных мужчин” (1957) и “Ростовщик” (1964) Сиднея Люмета).
***
Среди дополнительных материалов вы найдёте фрагменты фильма “По поводу Ниццы”, вырезанные режиссёром из окончательного монтажа, французскую телевизионную программу о Виго, показанную в 1964 году, документальный фильм о реставрации “Аталанты”, интервью с Франсуа Трюффо, взятое в 1968 году, и двадцатиминутное интервью с Отаром Иоселиани. У вас также имеется возможность посмотреть фильмы Виго с закадровым комментарием историка кино Майкла Темпла, автора книги “Жан Виго”.
Blow Out. A film by Brian de Palma. 1981. The Criterion Collection. Blu-Ray. (“Прокол”. Режиссёр Брайн де Пальма).
Брайн де Пальма говорит, что его фильм – своего рода отклик на убийство Джона Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, Роберта Кеннеди, что фильм воссоздаёт атмосферу этого мрачного времени. Однако сегодня, 30 лет спустя, эти слова представляются по меньшей мере странными. Президент Кеннеди был убит в 1963 году, Кинг и Роберт Кеннеди – в 1968-м. Уже прошла эра Линдона Джонсона, затем Никсона, катастрофическое президентство Картера и в январе 1981 года уже принял присягу 40-й президент США Рональд Рейган. К тому же, интрига фильма завязана вовсе не вокруг политического убийства, а вокруг действий психопата, которому было кем-то (мы не знаем – кем) поручено дискредитировать успешного политика, кандидата в президенты, а вовсе не убивать его, а уж тем более, не убивать каких-то совсем случайных людей.
Радиоинженер Джек случайно становится свидетелем аварии: автомобиль с лопнувшей шиной теряет контроль и падает в реку. Джек бросается на помощь, спасает пассажирку и вскоре выясняет, что водитель, погибший при аварии – знаменитый политик. Причины аварии для всех очевидны, и только Джек, который оказался вечером на реке, чтобы записать разнообразные шумы для кинофильма, анализируя плёнку и кадры, сделанные якобы случайно оказавшимся на месте происшествия фотографом, приходит в выводу, что кто-то выстелил в шину.
История кончается тем, что плёнка Джека пропала, фотоплёнка тоже пропала, пассажирка Салли, в которую Джек успевает влюбиться, убита, а Джек всё так же работает радиоинженером на студии, снимающей порнофильмы. Единственное, что у него остаётся в руках – плёнка с записью предсмертного крика Салли (женщины, которую он вытащил из воды, но защитить от убийцы не сумел). «Вот это настоящий крик! – восклицает режиссёр с которым работает Джек: – Это именно то, что нам нужно».
Последний крик женщины, озвучивший порнофильм, Джек и Салли, для удобства сюжета словно играющие в поддавки с убийцей (их поведение беспрецедентно глупо) – всё в этом фильме нарочито, и это лишает зрителя возможности хотя бы на полтора часа погрузиться в его атмосферу и поверить в происходящее. Так же нарочиты и операторские изыски, которые сегодня выглядят простым самолюбованием. А предфинальные кадры – снятая рапидом пробежка Джона по Филадельфии – на сегодняшний вкус представляются фрагментом из курсовой работы какого-нибудь студента, который впервые пробует незамысловатые киноэффекты.
Вся эта конструкция откровенно силится быть как-то связанной с фильмом Антониони «Фотоувеличение» (1966) (у де Пальмы «Blow Out» – у Антониони «Blow-Up»). У Антониони речь идёт о фотографе, который замечает на негативе что-то странное и всё увеличивает и увеличивает изображение, пока не осознаёт, что на фотографии можно разглядеть безжизненное тело. Он отправляется в парк, находит там труп, но, когда возвращается в свою студию, обнаруживает, что плёнки уже нет, отпечатков, сделанных с неё, нет, а через короткое время из парка исчезает и тело. Фильм Антониони – сложное произведение, и я не собираюсь его здесь анализировать. Скажу только, что Антониони размышляет о том, как реальность, жизненные правила, обстоятельства, неготовность к конфронтации, нивелируют и, по существу, уничтожают собственный индивидуальный взгляд (которым Томас обладал). Де Пальма же просто копирует внешние параметры сюжета, но делает это так, словно пытается скопировать вещь из обихода инопланетян, о реальном назначении которой он даже не догадывается.
***
Фильм отлично трансформирован. Среди дополнительных материалов вы найдёт часовое интервью с Брайаном де Пальмой, его экспериментальный фильм «Murder a la Mod», снятый в 1967 году, интервью с актрисой Нэнси Аллен, а также интереснейшее интервью с Гарретом Брауном, человеком, который изобрёл Стедикам (систему стабилизации кинокамеры во время съёмки, позволяющую оператору обходиться без штатива).
Priest Of Love. A film by Christopher Miles. 1981. Kino Lorber. Blu-Ray. (“Служитель любви”. Режиссёр Кристофер Майлс).
«Служитель любви» – биографический фильм, посвящённый Дэвиду Херберту Лоуренсу и его жене Фриде фон Рихтхофен. Добротно снятый и отлично сыгранный (в фильме снимались Ин Маккелен, Жанет Сузман, Ава Гарднер, Джон Гилгуд), фильм этот может быть хорошим пособием для тех, кто ничего не знает о жизни Луоренса и хочет за пару часов получить какое-то представление и посмотреть кино про чувства, искусство и немножко про секс. Зритель узнает, что английская цензура была недовольна книгами Лоуренса и его живописью, зритель узнает, что Лоуренс уехал из Англии в США, в Мексику, в Италию. Зритель увидит, что Лоуренс всё время что-то писал в своём блокнотике, зритель узнает, что от своей жены Фриды Лоуренс потребовал, чтобы она, уйдя от первого мужа, никогда не навещала троих своих детей. Но почему всё это происходит? Почему он требует от неё такой безумной жертвы? И вообще – что такое художник? Человек, который вечно что-то пишет в блокноте? Который видит мир по-своему? Который чувствует необходимость что-то миру сказать? И при этом – не менее важная вещь – хочет сказать что-то такое, что этому миру действительно нужно, да?
Все эти вопросы в фильме не возникают.
Возможно, вы скажете, что я слишком многого хочу. И, разумеется, если вы спросите меня, как всё это показать на экране, я отвечу – не знаю. Но я знаю, что это возможно – я видел “Андрея Рублёва” Тарковского, “Цвет граната” Параджанова, “Эдварда Мунка” Питера Ваткинса, “Нарисованный огонь” Им Кван Тэка.
Впрочем, наверное, у таких фильмов как “Служитель любви” тоже есть своё назначение: может быть, посмотрев этот фильм, зритель решит открыть какую-нибудь книгу Дэвида Лоуренса – «Сыновья и любовники», «Радугу», «Любовника леди Чаттерлей»…
***
Фильм очень прилично трансформирован, только непонятно почему для этого выпуска был выбран сокращённый 99- минутный вариант картины вместо оригинального 125- минутного.
Кроме самого фильма, вы найдёте на диске документальную ленту о съёмках “Служителя любви” и два интервью: с Кристофером Майлсом и с Ином Маккеленом.