Воздушная тревога
20 сентября в районе 10 часов утра силы ПВО Израиля обнаружили, что в секторе Газы запущен небольшой беспилотный летательный аппарат (БПЛА). К месту событий был вызван дежурный истребитель типа ‘’Барак’’ (так в ВВС называются одноместные F-16 C и двухместные F-16 D, прошедшие модернизацию в Израиле). Согласно сообщению пресс-службы ЦАХАЛа, хамасовский БПЛА двигался вдоль берега моря […]
20 сентября в районе 10 часов утра силы ПВО Израиля обнаружили, что в секторе Газы запущен небольшой беспилотный летательный аппарат (БПЛА).
К месту событий был вызван дежурный истребитель типа ‘’Барак’’ (так в ВВС называются одноместные F-16 C и двухместные F-16 D, прошедшие модернизацию в Израиле). Согласно сообщению пресс-службы ЦАХАЛа, хамасовский БПЛА двигался вдоль берега моря и непосредственно израильского воздушного пространства не нарушал. Тем не менее, когда самолет стал приближаться к нашей границе, он был уничтожен при помощи ракеты ‘’воздух-воздух’’. В прошлом дроны ХАМАСа не раз совершали полеты над самим сектором, но ЦАХАЛ их не трогал. На сей раз было решено действовать иначе. Тем самым нашим ВВС удалось, если можно так выразиться, частично реабилитироваться за случай, имевший место два месяца назад на Голанских высотах. Возможно, решение сбить БПЛА, летящий над сектором Газы, в этот раз было вызвано желанием несколько исправить сложившееся впечатление от тогдашнего промаха и показать, что урок учтен.
Напомню, о чем идет речь… В июле российский БПЛА (по иронии судьбы, вероятно, израильского производства) нарушил воздушное пространство нашей страны – скорее всего, из-за навигационной ошибки оператора. Как в дальнейшем сообщили источники в ЦАХАЛе, с россиянами неоднократно выходили на связь, пытаясь выяснить, не их ли машина, однако получали отрицательный ответ. В итоге было принято решение сбить ее. И вот здесь произошел серьезный прокол: две выпущенные зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) ‘’Пэтриот’’ ракеты, а также ракета ‘’воздух-воздух’’, пущенная с истребителя, цели не достигли. Тем временем операторы БПЛА осознали ошибку и вернули его в Сирию.
Низкоскоростной небольшой летательный аппарат, малозаметный для радаров, – отнюдь не тривиальная цель для ЗРК ‘’Пэтриот’’, да и для истребителей иногда тоже; тем не менее, случившееся стало неприятной неожиданностью. Нет никаких сомнений, что в ВВС постарались извлечь все возможные уроки из случившегося, но каких-либо расширенных объяснений, как такое могло произойти, до сих пор не последовало. Хочется надеяться, что причины были уважительные. И тут важно заметить, что ‘’Пэтриот’’, несмотря на все объективные сложности, уже доказал свою эффективность против БПЛА. Один такой аппарат (по всей видимости, иранского производства) был сбит ‘’Пэтриотом’’ над Голанами, а во время операции ‘’Несокрушимый утес’’ этот же ЗРК уничтожил беспилотник ХАМАСа над морем неподалеку от Ашдода.
Кстати, судя по событиям последних дней, вблизи Сирии недавно появилось еще одно средство, способное поражать небольшие БПЛА. Речь идет о системе ПРО ‘’Железный купол’’. Не так давно были проведены испытания, подтвердившие, что она способна и на это. Немаловажно, что ТАМИР, ракеты-перехватчики ‘’Железного купола’’, гораздо дешевле ‘’пэтриотовских’’. 17 сентября ‘’Железный купол’’ сбил два минометных снаряда, выпущенных в ходе столкновений между силами режима и повстанцами на сирийской стороне. Важнейшим отличительным свойством комплекса является то, что при его помощи можно заранее определить, куда попадет вражеская ракета или мина. Если на этой территории находятся населенные пункты или некие защищаемые объекты (например, военные базы), снаряды сбиваются, но если боеприпас, выпущенный противником, должен упасть на открытой местности, перехват в целях экономии ТАМИРов не осуществляется. Последний случай в этом плане необычен – источники в ЦАХАЛе признали, что угрозы израильским населенным пунктам или военным не было. Более того, мины должны были разорваться на сирийской территории. Если отбросить весьма сомнительное предположение о том, что ЦАХАЛ, перехватывая мины, пытался прикрыть кого-то в Сирии, то, видимо, целью данного шага стало своего рода первое полноценное тестирование системы на минах в новых географических условиях. Предположение, что это был посыл режиму Асада и (или) повстанцам, мне кажется нелогичным: вряд ли нечто подобное может повлиять на кого-либо по ту сторону границы. Так что если ‘’Железный купол’’ продолжит находиться в тех же местах, то, возможно, вскоре ему придется парировать именно угрозу со стороны БПЛА.
Но вернемся к событиям в Газе. Иранские БПЛА, а также небольшие коммерческие квадрокоптеры, которые на гражданском рынке стоят от нескольких сотен до пары тысяч долларов, у ХАМАСа имеются давно. До сих пор о попытках их применения в качестве ударников известно не было. Однако, на мой взгляд, это лишь вопрос времени. В данном случае я не имею в виду, что в ближайшем будущем хамасники приспособят какую-то из своих машин для запуска управляемых ракет наподобие знаменитых американских ‘’Предаторов’’. Скорее, речь пойдет о начинке ЛА взрывчаткой, чтобы он врезался в заданную цель, или же подвешивании к нему небольшого бомбового груза. Последний вариант совсем недавно был на практике отработан в Сирии. Небольшие бомбочки успешно сбрасывали по противнику с квадрокоптера и ‘’Хизбалла’’, и одна из повстанческих группировок. Оба этих удара были засняты на видео с самого аппарата и затем выложены в интернет.
Серьезного ущерба, судя по всему, не нанесено, однако опасный почин налицо. Проделано же все это было, что называется, на коленке, с дешевыми коммерческими моделями. Думаю, недалек тот час, когда появятся гораздо более приспособленные для военных целей, в том числе и ударных, миниатюрные аппараты, чем те, что сейчас можно приобрести в магазинах. Работами в этом направлении заняты очень многие в мире, и наверняка в их числе находится и Иран. Кстати, эта страна не только массово использует БПЛА разных размеров в разведывательных целях, но и в последнее время заявляет об их ударных возможностях. Естественно, БПЛА и ракеты у Ирана далеко не высочайшего уровня, но речь идет об угрозе нового типа, причем очень серьезной. Даже если эти машины, вопреки иранским заявлениям, еще не доведены до ума, их оперативная готовность – вопрос недолгого времени. А раз так, вскоре надо ожидать их появления у ‘’Хизбаллы’’, а также, возможно, и у ХАМАСа.
Однако даже без классических ударных функций миниатюрные БПЛА представляют собой серьезную опасность, что демонстрируют события последних месяцев в Сирии. Особенно показательными в данном плане стали недавние бои южнее Алеппо, где после удачной операции по деблокаде повстанческой части города верные Асаду силы попытались снова замкнуть кольцо. Многочисленные видеокадры, сделанные с дешевых коммерческих квадрокоптеров, показали, что эти доступные каждому аппараты могут быть весьма полезны для корректировки огня и управления собственными силами, в то время как противник даже не подозревает об их присутствии, а если и подозревает, то ничего поделать с ними не может.
Итак, налицо постоянное совершенствование самых разных типов БПЛА во всем мире, их массовость и доступность.
Подобным оружием, получающим все более широкое распространение, являются и так называемые барражирующие боеприпасы. Одним из новых продуктов китайского военпрома стала ракета (WS-43), способная летать в поисках цели около получаса и несущая боеголовку весом 20 кг. Она обладает дальностью до 60 км, к тому же способна при выходе на цель развивать скорость в несколько сот километров в час. И это лишь один из примеров.
Как же бороться со всеми этими БПЛА, от миниатюрных дронов до барражирующих боеприпасов? Классические ПВО, в частности, истребители и тяжелые ЗРК, для этих целей подходят плохо или не подходят совсем, особенно если дело касается миниатюрных летательных аппаратов. Несомненно, нужны серьезные усилия для борьбы с ними, включая массовое внедрение новых средств. Это, в первую очередь, системы эффективного обнаружения и идентификации таких малоразмерных и зачастую низко летящих целей. Ну и, конечно же, средства их нейтрализации, начиная со всякого рода электронных глушилок, которые будут ‘’забивать’’ каналы связи БПЛА с операторами, и заканчивая чем-то стреляющим. Здесь также возможны самые разные варианты наземного, а возможно, и воздушного базирования. Ключевыми же факторами в таких разработках должны стать эффективность поражения целей и хотя бы относительная дешевизна. Расходование сотен тысяч, а тем более миллионов долларов на уничтожение мелкого летательного аппарата, который стоит несколько сотен или тысяч, видится весьма проблематичным в свете потенциальной массовости и доступности последних.
К одному из шагов по противостоянию беспилотной угрозе (или, по крайней мере, некоторым ее аспектам) можно отнести предстоящее введение в строй морского ЗРК ‘’Барак-8’’ (его очередное успешное испытание состоялось в Индии), а также системы ПРО ‘’Праща Давида’’. Однако стоят обе эти системы очень дорого и потому являются ответом на, скажем так, дорогостоящий сегмент беспилотной угрозы. Расходовать их на всякую ‘’мелочь’’ было бы неподъемным расточительством.
Как на Западе, так и в Израиле уже ведутся разработки средств, призванных парировать угрозу массового применения небольших беспилотных самолетов и барражирующих боеприпасов. Более того, существуют уже и готовые продукты. Однако нет никаких сомнений в том, что данной области необходимо уделить повышенное внимание и значительные ресурсы. Иначе в любом ближайшем гипотетическом конфликте, особенно если речь идет о ‘’Хизбалле’’, нас могут ждать весьма неприятные сюрпризы.
Газета «Новости недели», Тель-Авив (Израиль), информационный партнер газеты «Кстати»
Давид ШАРП