Опера Сан-Хосе отважилась поставить «Трамвай «Желание»
Недавно в Оперном Театре Сан-Хосе была поставлена опера «Трамвай «Желание» известного американского дирижёра, пианиста и композитора Андре Превина. Он создал это произведение по мотивам одноименной пьесы знаменитого американского драматурга Теннеси Уильямса, написанной в 1947 году. Необычные характеры и ещё более необычные проблемы вызвали огромный интерес публики, особенно молодёжи, на всех континентах, за исключением разве что […]
Недавно в Оперном Театре Сан-Хосе была поставлена опера «Трамвай «Желание» известного американского дирижёра, пианиста и композитора Андре Превина. Он создал это произведение по мотивам одноименной пьесы знаменитого американского драматурга Теннеси Уильямса, написанной в 1947 году. Необычные характеры и ещё более необычные проблемы вызвали огромный интерес публики, особенно молодёжи, на всех континентах, за исключением разве что Антарктиды.
В Советском Союзе пьеса также, мне помнится, вызвала большой ажиотаж в пятидесятые и последующие годы. По мотивам этой пьесы был создан выдающийся фильм с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли.
Вот что писал автор, Теннесси Уильямс, по поводу своего детища: «Текст пьесы – лишь тень спектакля, не более чем эскиз здания, которое ещё не возведено. Цвет, изящество, лёгкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, вот что составляет пьесу». Всё это – серьёзная и весьма требовательная программа для постановщиков, выполнение которой в значительной мере зависело от таланта и ума режиссёров.
Как известно, музыкальное сопровождение многих спектаклей, как правило, значительно усиливало их эмоциональное воздействие на публику, возникали различные идеи сочетания драматических коллизий тех или иных спектаклей с музыкой. Эта идея увлекла и Андре Превина. Он родился в 1929 году в семье еврейских иммигрантов из России. В 1937 году семья бежала из Германии во Францию, а в 1941 – из Франции в США. Превин руководил симфоническими оркестрами как в Америке, так и за рубежом, много работал в кино в качестве дирижёра и аранжировщика, удостоен рядом премий (в том числе нескольких премий «Оскар» и «Грэмми»). По заказу Сан-Францисской Оперы Превин создал оперу «Трамвай «Желание», которая впервые была поставлена в нашей Опере в 1998 году. Дирижировал автор.
Спектакли прошли с большим успехом, рецензии были восторженные, но со временем страсти улеглись, и у любителей музыки и профессиональных музыкантов возник вопрос, добавила ли музыка Превина что-либо к восприятию пьесы Уильямса, а если добавила, то с каким результатом. Около двух лет назад руководители стажёрского коллектива Мерола Опера Програм решили вернуться к «Трамваю «Желание», учитывая сильный состав стажёров. Однако, в связи с кардинальной перестройкой своего здания (рядом со зданием оперного театра), выступать приходилось в небольшом школьном зале на крохотной сцене, что создавало немало трудностей творческому коллективу.
Тем не менее, хороший подбор исполнителей, удачная режиссура и, что самое важное, энтузиазм всех участников позволили создать яркий и запоминащийся спектакль Особенно обратила на себя внимание сопрано Джулия Адамс в роли Бланш Дюбуа, главного действующего лица спектакля, создавшая многогранный сценический образ. Композитор заставил её петь во втором акте почти без перерыва, и она успешно справилась с этой задачей, хотя в целом второй акт пострадал. Джулия оказалась одной из наболее талантливых участниц этого состава Мерола Опера Програм. В спектакле «Трамвай «Желание» выделились и другие талантливые исполнители. При всём разнообразии оценок публики, нужно отметить, что в целом «Трамвай…» прошёл с большим успехом.
И не случайным стало и завершение Оперой Сан-Хосе своего очень интересного сезона постановкой оперы «Трамвай «Желание», смелым экзаменом, который театр успешно выдержал. А на днях в «Сан-Франциско Кроникл» появилось сообщение о предстоящей постановке этой оперы ещё в одном, третьем близлежащем оперном театре. Но для того, чтобы рассказать о спектакле в Сан-Хосе, мне потребуется хотя бы краткое изложение содержания оперы.
Акт1. Сцена 1. События происходят в Нью-Орлеане. Бланш Дюбуа лишилась наследственного дома и работы и решила навестить свою сестру, Стеллу, которая живёт в Нью Орлеане и замужем за Стэнли Ковальски, водителем грузовика.
Сцена 2. Стэнли раздражает бесцеремонность и чрезмерная сексуальность поведения Бланш, и он решает выяснить что-либо о её прошлом.
Сцена 3. Во время игры в покер Бланш знакомится с Гарольдом Митчелом (Митчем), сотрудником Стэнли, который посвятил себя умирающей маме. Бланш не сводит глаз с него. Опьяневший Стэнли, считая, что Бланш состоит в союзе со Стеллой, наносит Стелле пощёчину. Вечер сорван. Вопреки уговорам Бланш, Стелла возвращается в кровать Стэнли. На следующее утро Стэнли услышал, как Бланш уговаривает сестру расстаться с мужем.
Акт2. Сцена 1. Несколькими неделями позже. Стэнли сообщает Бланш, что у него есть друг, который занялся изучением её прошлого. Когда Стэнли и его жена, ныне беременная, отправились на вечернюю прогулку, Бланш загрустила и затеяла лёгкий флирт с юным почтальоном, но вскоре отправилась на свидание с Митчем.
Сцена 2. В этот же вечер Митч облегчил душу, поделившись с Бланш проблемами своей жизни, а она, в свою очередь, рассказала ему о её кратком браке с молодым гомосексуалистом, и о том, как она укоряет себя за его самоубийство.
Акт 3. Сцена 1. День рождения Бланш. Стэнли, понимая, что его дом и семья находятся в опасности, пока Бланш продолжает жить в их квартире, прервал торжество, сообщая Стелле, что его друг выяснил: у Бланш сомнительная репутация в Лореле из-за ее связи с молоденьким юношей, в результате чего она была изгнана из города. После того как Стэнли вручил Бланш обратный билет, он сообщил ей, что Митч знает всё и не придёт сюда снова.
Сцена 2. Позднее, этой же ночью, Стеллу увезли в больницу в связи с преждевременными родами. Пьяный Митч появляется в квартире и горько упрекает Бланш, а затем пытается овладеть ею, не встречая сопротивления. Потерпев неудачу, он упрекает её, утверждая, что она слишком нечиста, чтобы быть принятой в доме его матери.
Сцена 3. Ложь и измена были окончательно наказаны, когда появившийся Стэнли изнасиловал Бланш.
Сцена 4. Спустя несколько дней Бланш готовится к вымышленному путешествию с прежним поклонником. В то же время Стелла, не веря утверждениям Бланш относительно Стэнли, пакует одежду, так как Бланш будет отправлена в психиатрическую больницу.
С самого начала и до конца постановка оперы «Трамвай «Желание» в Сан-Хосе резко отличается от постановки в Сан-Франциско (режиссёра Бред Долтон, ассистент постановщика Карин Мортон). Куда делась оркестровая яма? Она исчезла, но в глубине сцены вы можете обнаружить силуэт дирижёра Минга Луки: он руководит событиями на сцене и оркестром, которого не видно зрителю, так как, видимо, оркестровая яма находится в глубине сцены. У дирижера весьма непростая задача, но он с ней в основном успешно справился.
На открытой сцене группа молодых симпатичных деловитых и безмолвных людей выносит и устанавливает на сцене кресла и стулья, а потом и стол. На сцене появляются и говорящие люди. Спектакль начался! В присутствии безмолвных людей! Затем безмолвные уносят со сцены часть мебели, вкатывают часть другой. Спектакль продолжается непрерывно, без потери времени, однако часть «хора» временами начинает реагировать на события на сцене, порой достаточно активно, не забывая в то же время и о своих сценических обязанностях. Зрители в зале могут соглашаться или не соглашаться с оценками на сцене. Например, в сцене изнасилования Бланш все безмолвные участники действа окружают безмолвных жертву и насильника, скрывая их от зала. Каково их отношение к происходящему? Одобрительное? Думаю, эта сцена недостаточно продумана.
Я уже неоднократно отмечал, что за последние годы уровень исполнительства в Опере Сан-Хосе значительно возрос. Вот и в рецензируемом спектакле он очень высок, хотя каждому исполнителю было предоставлено не очень много возможностей для демонстрации своих талантов. В основном, это были молодые люди, певшие и игравшие с большим удовольствием.
Сопрано Арианна Штраль, исполнявшая роль Бланш Дубойс, замечена и делает первые шаги как оперная певица, выступая в таких театрах, как Берлинская Комическая Опера, что позволяет ей совершенствовать своё мастерство. В частности, очень неплохо выступила в Опере Сан-Хосе. Проживает в Бёркли, где занимается с очень известной певицей, сопрано Рус Анн Свенсон.
Сопрано Стэси Таппан очень неплохо исполнила роль Стеллы Ковальски в Опере Сан-Хосе. Из наибольших её достижений – исполнение главной роли в «Лучии ди Ламмермур» в Аризона Опера и первое место в Нью-Йоркской Ассоциации учителей пения. Это далеко не все её достижения на вокальном поприще.
Баритон Мэттью Ханском исполнял партию Стэнли Ковальски. Это уже второй год его сотрудничества с Оперой Сан-Хосе. Здесь ему поручались ведущие партии: он пел Скарпиа в «Тоске», Фигаро в «Свадьбе Фигаро», Эскамилио в «Кармен», Риголетто, Папагено… Многократно завоёвывал ведущие места в международных и национальных конкурсах, в частности, Мерола Опера Програм, Чикаго Опера Театр. Как сценически, так и вокально он выделялся среди многих участников различных конкурсов. Сопрано Тресса Фосс исполняла две небольшие партии в опере «Трамвай «Желание», – родственницы и медсестры. Её пение отличается точностью исполнения и продуманностью всех эпизодов.
Небольшую партию Доктора исполнил хорошо знакомый любителям музыки бас Силас Илаш. Вокальная одарённость привела электроинженера к оперному пению с обширным репертуаром. Он проживает в Калифорнии, часто поет в Опере Сан-Хосе, но и не только. Успешно выступает в вагнеровском репертуаре. Тенор Кирк Доугхерти исполнял роль Харольда «Митча» Митчела. Полностью ушедший в заботы об уходящей матери, он часто не вникает в окружающие его события. Получив сообщения об истинной сути женщины, в которую он был готов влюбиться, он напивается и, желая наказать «проказницу», попадает в неловкое положение. Он уже удачно исполнил в Сан-Хосе роль Марио Каварадосси и Герцога в «Риголетто». Будучи очень работоспособным и талантливым артистом и обладая хорошей артистической внешностью, он обещает привлечь к себе внимание «больших» театров.
По многочисленным отзывам печати стоит обратить внимаие на тенора Майкла Боли, которого мне не удалось увидеть. Он с большим успехом выступил в нескольких спектаклях Опера Сан-Хосе и в других театрах, включая и нью-йоркские.
Опера Сан-Хосе вот уже в который раз порадовала меня.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско