Расстрел в «Пульсе»
Бойня во флоридском гей-клубе «Пульс» каждый день обрастает новыми подробностями. Обычно такие инциденты длятся несколько минут, но этот растянулся на три часа. 29-летний Омар Матин начал расстреливать танцующих в 2 часа утра, а полиция атаковала клуб лишь в 5 часов, пробив стену здания с помощью бронемашины. Через образовавшийся пролом на улицу бросились люди, которых еще не успел застрелить Матин. […]
Бойня во флоридском гей-клубе «Пульс» каждый день обрастает новыми подробностями.
Обычно такие инциденты длятся несколько минут, но этот растянулся на три часа. 29-летний Омар Матин начал расстреливать танцующих в 2 часа утра, а полиция атаковала клуб лишь в 5 часов, пробив стену здания с помощью бронемашины. Через образовавшийся пролом на улицу бросились люди, которых еще не успел застрелить Матин. С ними был и он сам. Увидев у него в руках винтовку и пистолет, полиция открыла по нему огонь.
Из уважения к его жертвам местный патологоанатом произвел вскрытие Матина в отдельном здании. Этот же медик вскрывал три дня спустя двухлетнего мальчика, которого утащил с пляжа аллигатор.
За три часа убийца мог уложить всех посетителей клуба. К счастью, у него были и другие занятия. В общей сложности, он звонил из клуба по мобильнику 16 раз, в том числе в полицию. Первый раз он набрал 911 в 2.30, но ничего не сказал и бросил трубку.
Он скоро перезвонил и проговорил с диспетчершей несколько минут. В частности, Матин заявил о своей приверженности лидеру «Исламского государства» Абу Бакру Багдади и объяснил, что действует из солидарности с бостонскими бомбистами братьями Царнаевыми. Как и младший из них, Джохар, он заявил, что мстит американцам за бомбардировки.
Матин также упомянул флоридца Монера Махаммада Абусалху, который сделался первым американским шахидом, взорвавшимся в Сирии.
В надежде отвлечь его от стрельбы разговорами, диспетчерша потом перезвонила убийце сама, но они снова беседовали недолго.
Матин звонил своему знакомому, имени которого власти пока не называют, и в студию местного телеканала News 13, бородатый продюсер которого Мэтью Джентили отвечал в ту ночь на звонки встревоженных обывателей, прослышавших про выстрелы в ночном клубе.
Звонок, прозвучавший примерно в 2.45, был не похож на другие.
«Вы знаете о стрельбе?» – спросил звонивший.
«Да, мне звонят, – сказал Джентили. – Ко мне поступают сообщения о стрельбе».
«Стрелял я, – перебил невидимый собеседник. – Это я. Это я стрелял».
Звонивший сообщил, что напал на Pulse из солидарности с «Исламским государством», и перешел на арабский, которого Джентили не знает.
«Сэр, пожалуйста, говорите по-английски», – призвал он.
Звонивший перешел вновь на английский и сказал: «Я делаю это для ИГ, «Исламского государства».
Министр юстиции США Лоретта Линч объявила в воскресенье, что власти опубликуют распечатки предсмертных разговоров убийцы, но с купюрами: они уберут все, что он говорил об «Исламском государстве», якобы для того, чтобы не делать рекламу ИГ.
Несмотря на то, что Матин неоднократно упоминал в предсмертных разговорах о своей приверженности идеалам ИГ, считать, что им двигали исламистские мотивы, в приличном обществе неполиткорректно. Поэтому СМИ разрабатывают несколько версий, из которых наиболее колоритна гомосексуальная.
Первая жена Матина, прожившая с ним около четырех месяцев, говорила в интервью о его соответствующих наклонностях. Пять завсегдатаев гей-клуба заявили главной местной газете «Орландо сентинел», что видели его там раньше как минимум раз десять. Двое повторили то же самое ФБР.
Утверждают, что Матин захаживал на сайт Jack’d, службы знакомств для геев. Некоторые якобы опознали его в «Пульсе» по фотографиям с таких сайтов.
В связи со всем этим бытует версия, что Матин был как минимум латентным геем и ненавидел это в себе. Согласно этой теории, расстреливая посетителей гей-клуба, он убивал своего внутреннего гея.
Он по меньшей мере однажды приезжал в «Пульс» вместе со своей нынешней женой, 30-летней Нур Салман, которая происходит из палестинской семьи и познакомилась с Матином, равно как и со своим предыдущим мужем, посредством интернета. Они поженились в сентября 2011 г.
Следствие не исключает, что они приезжали в гей-клуб на рекогносцировку.
Сообщают, что у полиции имеется видеозапись охранной камеры, на которой супруги вместе покупают патроны в оружейном магазине. Нур якобы знала о намерениях мужа и в субботу вечером заклинала его не ездить на джихад в «Пульс», который находится в 195 км от их дома.
В США нет статьи за недонесение, но есть за соучастие в сговоре и за помощь преступнику. Прокуроры говорят, что пока они не готовы предъявить Нур какие-то обвинения.
«Лос-Анджелес таймс» поговорила с ее бывшей учительницей, которая поведала, что наука давалась Нур трудно. Девушка была очень милая, но звезд с неба, мягко говоря, не хватала.
Поначалу любое расследование чревато ошибками. Например, сразу после теракта власти объявили, что Матин пользовался многозарядной винтовкой АR‑15 фирмы Armalite. На поверку его ствол оказался винтовкой МСХ производства другой известной компании – Sig Sauer. У нее такой же 223-й калибр (5, 56 мм.) и издали она и похожа на AR‑15, но имеет другую конструкцию и стоит дороже ($1866 против $1500).
Обе винтовки являются полувтоматическими, то есть для каждого выстрела нужно нажать на курок. Автоматы запрещены в США с 1930-х гг. В связи с трагедией в Орландо в США снова раздаются призывы запретить полуавтоматическое оружие.
Перспективы этой инициативы неясны.
Обложенный со всех сторон полицией, Матин коротал время, беседуя со своими заложниками. 20-летняя Пейшенс Картер укрылась с группой несчастных в туалете, где вдруг появился и Матин. Он спросил, есть ли среди присутствующих афроамериканцы. Один мужчина поднял руку.
«Вы знаете, – заявил убийца, – у меня нет претензий к черным. Речь идет о моей стране. А вы пострадали достаточно».
Как поведала Картер на пресс-конференции, она слышала, как Матин разговаривает по телефону с полицией и, в частности, заявляет о своей симпатии к ИГ.
В последние часы жизни Матин активно пользовался Фейсбуком, где у него было пять аккаунтов. «Америка и Россия, прекратите бомбить «Исламское государство!» – требовал он.
Его последняя запись звучит зловеще: «В ближайшие дни вы увидите атаки со стороны «Исламского государства» в США!».
Он также искал в Фейсбуке отклики на свое побоище, печатая ключевые слова «shooting» и «Pulse Orlando».
Одна из заложниц, выбравшаяся из гей-клуба невредимой, устроила скандал полицейским, которые обложили здание, но пошли на приступ лишь три часа спустя. Полиция говорит, что, когда из клуба перестали раздаваться выстрелы, она решила вовлечь Матина в переговоры.
Опыт, однако, показывает, что переговоры с террористами, как правило, бесплодны.
Власти вряд ли обнародуют видеозаписи, сделанные в клубе охранными камерами. Они запечатлели, как Матин хладнокровно и методично отстреливает посетителей, неоднократно загоняя в винтовку новые магазины. Подсчитано, что в ходе масовых расстрелов преступник убивает новую жертву в среднем каждые 15 секунд.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ