Джонатан Винокур сегодня
Имя ведущего альтиста Сан-Франциско Симфони Джонатана Винокура обрело широкую известность в 2009 году, когда он возглавил секцию альтов нашего симфонического оркестра. Безукоризненная точность музыкального высказывания, необыкновенно красивое звукоизвлечение, блестящая техника и глубокое проникновение в существо исполняемого произведения и его стилистику, умноженные на поразительную работоспособность,- вот характерные черты его таланта. Сан-Франциско Симфони предоставил в пользование Винокура […]
Имя ведущего альтиста Сан-Франциско Симфони Джонатана Винокура обрело широкую известность в 2009 году, когда он возглавил секцию альтов нашего симфонического оркестра. Безукоризненная точность музыкального высказывания, необыкновенно красивое звукоизвлечение, блестящая техника и глубокое проникновение в существо исполняемого произведения и его стилистику, умноженные на поразительную работоспособность,- вот характерные черты его таланта. Сан-Франциско Симфони предоставил в пользование Винокура блестящий альт, созданный в 1784 году знаменитым мастером Лоренцо Сториони.
Двойная требовательность – к себе и легендарному инструменту – повлекла за собой новые достижения в творчестве Винокура.
Родом он из Рочестера, недалеко от Нью-Йорка, альтом увлёкся очень рано, закончил своё музыкальное образование в консерватории Новой Англии, где занимался с выдающимся педагогом Кимом Кашкашьаном. «Попутно» Джонатан закончил ещё и Принстонский университет по специальности «химия». Интересно было бы выяснить, как химия воздействует на его музыкальные достижения.
Подозреваю, что требовательность Джонатана к себе сочетается с требовательностью к студентам Сан-Францисской Консерватории, с которой музыкант сотрудничает с 2014 года, что приносит прекрасные результаты. Видимо, педагогическая струнка заложена в самом характере Винокура: с чувством большой ответственности он проводит мастер-классы во многих консерваториях Соединённых Штатов и за рубежом, регулярно посещает репетиции и выступает с оркестром New World Symphony, детищем МТТ в Майами и.т.д.
Но для дальнейшего повествования нам понадобится ещё один музыкант, пианист Кейсуке Накагоши.Они встретились в Сан-Франциской Консерватории, японец и еврей с российскими корнями. Накагоши совершенствовал в Консерватории своё фортепианное мастерство, одновременно выступая в самых престижных залах Америки (Кеннеди Центр, Карнеги Холл, Голливудский Амфитеатр, Дэвис Симфони Холл), а также в залах Японии и Европы. Большой известностью пользуется фортепианный дуэт Накагоши и швейцарской пианистки Эвы-Марии Циммерманн, выступающих в четыре руки на одном рояле.
Накагоши в настоящее время является пианистом-резидентом в Сан-Францисской Консерватории и часто выступает в качестве концертирующего солиста, а если понадобится, то и гитариста. Сочинение музыки – ещё одно из достижений этого замечательного пианиста.
Недавно мне удалось побывать на концерте Джонатана Винокура и Кейсуке Накагоши, состоявшемся в концертном зале им. Сола Джозефа в Сан-Францисской Консерватории. Небольшой хорошо спланированный и уютный зал с балконом и прекрасной акустикой был заполнен любителями музыки разных поколений. Публика явно знала, кого она пришла слушать и какова цена этого бесплатного концерта. В первом отделении исполнялись Соната Михаила Глинки для альта и фортепиано ре минор (завершённая Вадимом Борисовским) и отрывки из балетной музыки Сергея Прокофьева для спекткля «Ромео и Джульетта» (опять же обработанной Борисовским для альта и фортепиано). (Борисовский Вадим Васильевич (1900-1972) – альтист, народный артист РСФСР, один из создателей советской альтовой школы и один из организаторов и участник Квартета им. Л.Бетховена).
Первая часть Сонаты Глинки, состоящей из двух частей, Allegro moderato и Larghetto, ma non tropрo (Andante), полная лирики и красоты, была исполнена необычайно изящно и светло. Во второй части лёгкие волны сомнения вернули, наконец, слушателей к спокойному завершению сонаты. Затем Глинку сменил Сергей Прокофьев. Разнохарактерно (как и было задумано композитором) прозвучали пять отрывков из «Ромео и Джульетты». Разнообразие и богатство штрихов, яркость красок, контрастность сцен, где жестокость и лирика живут рядом, тонкость и изящество, и рядом, наготове – смерть.
Антракт после первого отделения концерта и замечательное второе отделение.
Исполняется последнее большое сочинение великого Дмитрия Шостаковича, Соната для альта и фортепиано, Оп.147. Исполнители те же, что и в первом отделении. Шостакович в течение долгого времени не был избалован признанием публики и властей. Однако на его последнем сочинении это никак не сказывается. Задумчиво и мечтательно прозвучала третья часть, Адаgio. Первая часть Сонаты, Модерато, начинается с исполнения без аккомпанемента большого эпизода в технике «пиццисато» (щипки струн), что повторяется через некоторое время ещё раз. Затем несколько раз альт и фортепиано объединяют свои усилия, создавая очаровательные кульминации, а потом активность захватывает альт, к которому присоединяется фортепиано, и их совместное звучание сходит на нет.
Вторая часть, Аллегретто, очень отлична от первой: больше танцевальных эпизодов, острых стаккато и отдельных ритмов, больше виртуозных эпизодов у альта и почти волшебных появлений и исчезновений. В конце концов танцевальные ритмы восторжествовали. Финальное Адажио оказалось самой продолжительной и наиболее основательной из трёх частей. Опять всё начинается с альта без фортепианной поддержки, затем появляются фразы, слегка напоминающие «Лунную сонату» Бетховена. Главная часть финала – продолжительная и сложная каденция альта, с которой блестяще справился Винокур, не без помощи Кейсук Накагоши.
(Каденция – виртуозный пассаж, представляющий собой свободную фантазию на главные темы концерта. Обычно исполняется солистом без аккомпанемента оркестра).
Концерт прошёл с большим успехом. Публика стоя устроила продолжительную овацию исполнителям, ожидая бисов. И тут выяснился единственный просчёт музыкантов: они не предусмотрели такой успех и не подготовили бисы. Будем надеяться, что в следующих встречах с публикой они окажутся более предусмотрительными. И хочется пожелать всем нам частых встреч с этими выдающимися музыкантами.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
P.S. Джонатан Винокур женат. Его жена – тоже музыкант. Как проявит себя их трёхмесячный сын, покажет будущее. Думаю, что тоже будет музыкантом, и притом – талантливым.
PSS. До Сан-Франциско Симфони Винокур был первым альтистом в Saint Louis Symphony и главным приезжим альтистом в Лейпцигском Гевандхаус Оркестре. В летнее время принимает активное участие во многих музыкальных фестивалях. Например, в музыкальном фестивале Мальборо, музыкальном фестивале Аспена и т.д. Он один из организаторов Камерного оркестра Восточного Побережья, базирующегося в Нью-Йорке. Это далеко не полный перечень активной деятельности талантливого музыканта.
Х.А.