Фигаро опять женился. На этот раз – в Сан-Хосе
Не знаю ни одного оперного театра в мире, в репертуар которого не входила бы самая популярная опера нашей планеты, «Свадьба Фигаро», созданная великим Моцартом по либретто Лоренцо да Понте и впервые исполненная в Вене в мае 1786 года. И сколько бы раз она ни появлялась на сцене, ей неизменно сопутствовал громкий успех. Опера Сан-Хосе не […]
Не знаю ни одного оперного театра в мире, в репертуар которого не входила бы самая популярная опера нашей планеты, «Свадьба Фигаро», созданная великим Моцартом по либретто Лоренцо да Понте и впервые исполненная в Вене в мае 1786 года. И сколько бы раз она ни появлялась на сцене, ей неизменно сопутствовал громкий успех. Опера Сан-Хосе не отстаёт от «всемирного тяготения»: нынешняя постановка «Свадьбы» – далеко не первая в репертуаре театра, и прошла при переполненных залах.
По жанру, «Свадьба Фигаро» – весёлая опера с большим количеством «безвыходных» ситуаций, которые, тем не менее, находят разрешение на сцене и вызывают громогласный хохот в зале. Одно из главных действующих лиц в спектакле, граф Альмавива (баритон Мэтью Хэнском), если вы помните, в своё время влюбившийся в ставшую ныне его супругой графиню Альмавиву (сопрано Изабелла Айви) и отказавшийся от «права первой ночи», теперь очень раскаивается в этом необдуманном поступке, так как ему очень приглянулась горничная графини, Сюзанна (сопрано Амина Эдрис, Новая Зеландия). Но главным действующим лицом всё же является Фигаро, ведущий слуга графа (бас Бен Вейгер).
Вот краткий сюжет этой хорошо известной оперы. Граф, мечтающий о близости с Сюзанной, предоставил будущим супругам, Фигаро и Сюзанне, проходную комнату рядом с графскими покоями. Значительная часть последующих событий происходит в комнате молодожёнов, которые собираются обвенчаться вечером этого же дня. Там же состоится знакомство публики с другими действующими лицами. Итак, Сюзанна сообщает Фигаро о домогательствах графа.
Фигаро уходит, но появляется пара, Бартоло, известный адвокат (бас Сайлес Илаш), и экономка графа Марселина (сопрано Тереса Фосс). У них имеются претензии к Фигаро, который некогда одолжил деньги у Марселины и обещал жениться на ней, если не сумеет вовремя выплатить долг. Но жениться на Марселине ему не хочется, поскольку он полюбил Сюзанну и собирается взять ее в жены. Однако в либретто оперы всё продумано и предусмотрено: в разгар событий выясняется, что Марселина является мамочкой Фигаро, а Бартоло – папашей. Счастью Фигаро, как и, возможно, его родителей, нет предела.
А что же графиня? Она с тоской вспоминает былые радостные времена. А тут ещё Сюзанна сообщает ей об ухаживании графа. Но женщин успокаивает находчивый Фигаро. По его совету, якобы Сюзанна посылает графу письмо с приглашением на ночное свидание в парке. Только вместо неё на встречу явится не Сюзанна, а некий молодой человек, переодетый в женское платье. Второе письмо сообщает Альмавиве, что в эту же ночь состоится свидание графини с поклонником .К этому же времени в парке появится и сама графиня. Вот будет смеху!
Но мы уже почти забыли ещё об одном действующем, и притом очень активно, лице, – паже Керубино ( эта роль создана Моцартом для женского исполнения). В данной постановке её исполняет меццо-сопрано Карин Машгейн. Керубино – в возрасте, когда юноши влюбляются во всех женщин. По этой причине ему приходится прятаться от солидных мужчин, помогая женщинам и каждый раз попадая в неловкие ситуации. На сей раз графиня и Сюзанна уговорили Керубино переодеться в женскую одежду. Это он явился на свидание с графом, в то время как тот перед этим в наказание отправил мальчишку в свой полк в качестве офицера. Именно в этом месте Фигаро, посмеиваясь, исполняет знаменитую арию «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый…».
Появляется граф. Заметив его, Фигаро решает продолжить игру, и, называя Сюзанну графиней,уводит её в другую беседку. Вне себя от гнева, Альмавива посылает своих слуг в эту беседку, откуда, к его изумлению, выходит большое число знакомых людей, а после всех – Сюзанна. В потёмках все, включая графа, принимают её за Графиню. Ко всеобщему удивлению, из другой беседки выходит якобы Сюзанна и снимает маску. Она оказалась графиней. Теперь уже граф вынужден просить прощения у жены. Та прощает его, и день (кто бы мог подумать) заканчивается весёлым праздником.
Выше были пунктирно изложены события первого и второго актов. А что же можно рассказать о третьем акте? Третий акт был фейерверком событий, и автор данной статьи решил пожалеть читателей, мужество которых начинает уже иссякать. Лучший путь для ознакомления со «Свадьбой Фигаро» – посещение живого спектакля хорошей труппы, как, например, в исполнении Оперы Сан-Хосе.
Я давно уже проникся уважением и любовью к этому театру, хотя на ум приходят не только удачные спектакли, но и малоудачные, правда, последних было не так уж много. Трудно перечислить все удачные спектакли, но среди них были такие шедевры, как «Анна Каренина» или потрясающая «Кармен» (последняя постановка). Сразу должен отметить, что значительные улучшения в жизни театра произошли в последние два года, со времени, когда театр возглавил Ларри Хенкок.
Не помню уже, когда сравнительно небольшой оркестр театра звучал так интересно и выразительно, с такой осмысленной фразировкой, чистотой и вдохновением, как при нынешнем музыкальным директоре и главном дирижёре Джозефе Марчисо. Я наслаждался и звучанием небольшого хора под руководством Эндрю Байсенс. Хористы не только пели, но и активно и профессионально включались в события на сцене. В постановке оперы приняло участие большое число талантливых специалистов театрального дела. Чтобы не надоесть читателям, назову лишь нескольких: сценического директора Лиллиан Гроаг, хореографа Лиз ла Соур, сценического дизайнера Стивена Кемпа, художника по кастюмам Алиссу Оаниа. Большую подготовительную работу с певцами и певицами проделали пианисты Вероника Агранов-Дафо и Виктория Лингтон. Очень успешно дирижировал спектаклями Эндрю Бизанц.
Очень приятное впечатление произвели вокалисты. Вспоминая многие постановки даже в сильных оперных театрах, мы часто приходили в восторг от одного – двух солистов, почти не замечая остальных. В нынешней «Свадьбе Фигаро» такая ситуация невозможна: состав исполнителей очень ровный. Как правило, мы слышали хорошие голоса и видели достоверность реакций. Конечно, в первую очередь нужно отметить Фигаро (Бен Вагнер). Обладая красивым голосом, он привлекает всё большее внимание антрепренёров. Он выступал уже в Лос-Анжелесской Филармонии и Опере. Был приглашён в Зальцбург для участия в моцартовских празднествах.
Хорошо зарекомендовал себя в роли Дон Базилио и в других партиях тенор Майкл Дэйли. Он успешно выступает во многих оперных театрах. Удачно выступил и в роли Ленского в «Евгении Онегине». Очень хорошее впечатление производит сопрано Эмина Эдрис. Обладая красивым голосом и внешностью, она, к тому же, успешно прошла через Сан-Францисскую программу «Мерола Опера», а затем и программу «Адлер Феллоус». Прекрасно справился с ролью Графа Альмовивы баритон Мэтью Хэнсом. Он уже спел ведущие партии в «Тоске», «Волшебной флейте», «Итальянке в Алжире» и во многих других операх. Роль Керубино была превосходно исполнена меццо-сопрано Карин Машегейн, а затем была сыграна многократно в других оперных театрах.
Опера «Свадьба Фигаро» стала украшением репертуара Сан Хосе Опера в нынешнем сезоне.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
На снимках – сцены из спектакля