«Волшебная флейта» завоевала Сан-Франциско
Последняя опера Моцарта, «Волшебная флейта», была его любимейшим созданием. Первое ее исполнение состоялось 30 сентября 1791 года под управлением композитора, за два с небольшим месяца до его кончины. В опере фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Злобная и мстительная Царица ночи оказалась деспотической, коварной и упрямой женщиной; три феи из её свиты – дамами полусвета, […]
Последняя опера Моцарта, «Волшебная флейта», была его любимейшим созданием. Первое ее исполнение состоялось 30 сентября 1791 года под управлением композитора, за два с небольшим месяца до его кончины.
В опере фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Злобная и мстительная Царица ночи оказалась деспотической, коварной и упрямой женщиной; три феи из её свиты – дамами полусвета, словоохотливыми, вздорными, игриво-чувственными; Дикарь- птицелов Папагено – симпатичным обывателем, любопытным, трусливым и болтливым, мечтающим лишь о бутылке вина и маленьком семейном счастье. Но вот самый идеальный образ – Зарастро – олицетворение разума, добра, гармонии. А Тамино тоже является положительным персонажем, но ищущим истину и приходящим к ней через ряд испытаний.
Бетховен среди всех моцартовских опер особенно выделил «Волшебную флейту». Гёте также высоко оценил этопроизведение.
Сюжет оперы крайне сложен. И даже краткий его пересказ тоже достаточно непрост.
АКТ 1. В пустынной гористой местности чудовищная змея преследует принца Тамино. Он теряет сознание. В этот миг из-за скалы выступают три дамы и расправляются со змеёй. Красота принца поражает их. Каждая мечтает о его любви и хочет остаться с ним, тогда как две другие должны доложить Царице ночи о случившемся.
После долгого спора они решают отправиться к Царице ночи все вместе.
Партию Царицы ночи исполняете выдающаяся сопрано Альбина Шагимуратова, с которой любители музыки Сан-Франциско уже успели познакомиться. Партия Тамино досталась тенору Полу Эплбаю, впервые выступившему на сцене нашей Оперы.
Тамино приходит в себя и слышит звуки дудочки. Он видит странное существо в птичьем оперении, птицелова Папагено (баритон Эфрайн Солис). Принимая этого человека за своего спасителя, Тамино благодарит его, а Папагено с важностью принимает благодарность. Возвратившиеся дамы наказывают птицелова за хвастовство, замыкая его рот большим замком. Три дамы сообщают Тамино, что он, как и дамы, находится во владениях Царицы ночи, которая прислала ему портрет своей дочери Памины (сопрано Надин Сиера), похищенной злым волшебником. Если при первом взгляде на портрет принц почувствует любовь, его ждут почёт и счастье. Тамино покорён красотой Памины и готов любой ценой освободить девушку. Царица ночи дарит ему волшебную флейту, которая поможет преодолеть все препятствия, а в спутники даёт Папагено, который получает в подарок колокольчики, заставляющие плясать каждого, кто их услышит. В сопровождении трёх волшебных мальчиков принц отправляется в путь.
АКТ 2. Во дворце Зарастро (бас-баритон Алфред Рейтер) – волнение: мавр Моностатос (тенор Грег Федерли), приставленный стеречь Памину, так усердно домогался её любви, что она сбежала. Но её догнали, и вот уже мавр грубо тащит прекрасную пленницу, собираясь заковать её в цепи. Но неожиданно появляется Папагено. Он и Моностатос, напуганные внешностью друг друга, бросаются опрометью в разные стороны. Однако, преодолевая страх, птицелов возвращается к Памине. Он рассказывает о любви принца к дочери Царицы ночи, о его решениии спасти её и предлагает немедленно бежать. Перед дворцом появляются три волшебных мальчика, а за ними Тамино. Он хочет войти, но дорогу ему преграждает жрец. Он раскрывает обман Царицы ночи: Памину похитил не злой волшебник, ибо в царстве Зарастро гоподствуют мудрость и доброта. Памину ждёт счастье. Обрадованный Тамино начинает играть на волшебной флейте. На её звуки откликается своей дудочкой Папагено. Вместе с Паминой он приближается к храму, но их опережает Моностатос со стражей, однако звон колокольчиков Папагено заставляет мавра пуститься в пляс. Моностатос ещё раз попытался обольстить Памину, но был вынужден прекратить это, так как появилась Царица ночи и потребовала , чтобы дочь убила Зарастро. Вместо этого Памина пришла к Зарастро с просьбой простить её мать. Тот согласился, заявив, что только любовь, но не мщение, мо;tт принести мир и счастье.
Восторженные возгласы толпы возвещают о приближении Зарастро. Мавр приводит принца, схваченного поблизости, а Зарастро неожиданно объявляет, что пришельцы должны подвергнуться испытанию в храме.Условия испытания суровы: не выдержавший должен умереть, объявляют им жрецы. Однj из испытаний – обет молчания каждого из юношей. Испуганный Папагено сначала наотрез отказывается от участия в испытании, но весть о том, что в награду Зарастро даст ему жену, меняет его решение.
В первом испытании пришельцы должны проявить твёрдость по отношению к женским чарам. Тут же перед Тамино и Папагено возникли три дамы из окружения Царицы ночи, пытающиеся спровоцировать их на непослушание. Тамино молчит. Дамы исчезают, Папагено же почти поверил дамам и теперь раскаивается. Жрецы приветствуют принца, выдержавшего первое испытание.
Некая старуха приближается к Папагено и заявляет, что ей 18 лет, и она любит его. Она убегает, но появляются три мальчика и возвращают Тамино и Папагено волшебную флейту и колокольчики. Возвращается Памина, но она не может понять молчание Тамино. Её сердце разбито. Зарастро безуспешно пытается успокоить её. Папагено настаивает на возвращении возлюбленной, старуха возвращается и представляет себя в качесве молодой женщины. Её имя – Папагена. Как только она себя разоблачила, священник удалил её из помещения.
Тем временем Памина была готова совершить самоубийство, используя кинжал, который мамаша предоставила ей для убийства Зарастро. Но три мальчика остановили её и доставили к Тамино, который готовился подвергнуться последним двум испытаниям.
Памина и Тамино прошли невредимыми через тяжёлые испытания вместе, благодаря волшебной флейте. Между тем, Папагено, колеблясь, пытался повеситься, но, увидев это, три мальчика посоветовали ему сыграть на волшебных колокольчиках. Он последовал их совету, и тогда появилась Папагена. Оба объявили о своём намерении вырастить огромную семью. Тем временем Моностатос присоединился вместе со своими людьми к силам Царицы ночи, однако их план убить Зарастро потерпел крах из-за сильного землетрясения. Опера завершается празднованием Зарастро, Тамино и Памины победы света над тьмой.
Не забудем упомянуть имена артистов. В первую очередь хочется отметить исполнителей небольших ролей, внесших свой вклад в развитие сюжета. Роли трёх дам из окружения Царицы ночи воплотили на сцене Джаквелин Пиколино, Найэн Ванг и Зандой Шведе – все нынешние Адлер Феллоус. Тремя мальчиками были Майкл Сакко, Пьетро Джувара, Рафаэль Карпа-Уилсон. Роли первого и второго священослужителей исполнили Ричард Волкер и нынешний участник программы Адлер Феллоус, Эдвард Нельсон.
Нужно отметить, что все певцы исполняли свои роли с энтузиазмом и достаточным мастерством. Однако в первую очередь хочется отметить успех российской певицы Альбины Шагимуратовой (колоратурное сопрано). По национальности татарка, она родилась в Ташкенте, откуда ещё ребёнком вместе с родителями переехала в Казань. Музыкальное образование получила в этом городе и в Москве, совершенствовалась в США (в Хьюстоне). Пела уже во всех ведущих оперных театрах мира, но особенно часто – в Казани. Она овладела техникой стаккато (острое короткое звукоизвлечение), как никто из знаменитых певиц, и создаёт глубокие сценические образы. Свою блестящую технику Альбина продемонстрировала в роли Царицы ночи. Правда, на сей раз при исполнении фраз в нижнем и среднем регистрах она допускала некоторую небрежность.
Любители вокального искусства нашего города хорошо помнят лирико-колоратурное сопрано Надин Сиэрра. Она прошла в Сан-Франциско Мерола Опера Програм и Адлер Феллоус и успешно выступает в США и за рубежом. В начале нынешнего сезона она отлично проявила себя в Сан-Франциско в главной партии в опере «Лючия ди Ламмермур». Это очень талантливая и серьёзная певица, справедливо заслужившая любовь публики. Хорошее впечатление произвёл тенор Пол Эплбай в роли Тамино. Это его первая роль в Сан-Францисской Опере. Его Тамино – пылкий, живой, героический и серьёзный. Он уже выступал в Метрополитен Опера, в Вашингтонской Национальной Опере, в Сан-Диего Опера и т.д.
Баритон Эфраин Солис, американец мексиканского происхождения, второй год является участником стажёрской программы Адлер Феллоус и исполняет партию Папагено, что является значительным достижением молодого певца. Солис участвовал во многих проектах и, в частности, в Сан-Францисской Консерватории, где исполнил роль Дон Жуана в одноименной опере.
Вполне успешно справились со своими ролями бас-баритон Альфред Рейтер (Зарастро), Грег Феддерли (Моностатос), Джаквуэлин Пикколино, Найен Ванг, Занда Свиде (Три дамы). Сопрано Мариа Валдес (Папагена) уже второй год является участницей Адлер Феллоус и очень успешно завоевывает позиции на певческом «рынке».
С нетерпением ожидаем новых оперных достижений. Они не за горами.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско