Мифы и факты – Границы
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-845 МИФ «Голаны не имеют стратегического значения для Израиля». ФАКТ Это верно, что Сирия – которую удерживало то обстоятельство, что Дамаск находился на расстоянии артиллерийского выстрела израильских войск, – не предпринимала военных действий на Голанах с 1974 г. Однако в течение этого времени Сирия была прибежищем террористов и […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-845
МИФ
«Голаны не имеют стратегического значения для Израиля».
ФАКТ
Это верно, что Сирия – которую удерживало то обстоятельство, что Дамаск находился на расстоянии артиллерийского выстрела израильских войск, – не предпринимала военных действий на Голанах с 1974 г. Однако в течение этого времени Сирия была прибежищем террористов и поддерживала террористические организации и группы, атаковавшие Израиль из Ливана и других стран. К таким организациям относятся Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), «Хизбалла» и Народный фронт освобождения Палестины – Общее командование (НФОП – ОК). К тому же,Сирия все еще держит сотни тысяч солдат – примерно 75% своей армии – на израильском фронте вблизи Голан.
От западной части Голан всего около 60 миль – без существенных территориальных препятствий – до Хайфы и Акко, центрального израильского индустриального района. В своей западной части (у границы Израиля до войны 1967 г.) Голаны имеют высоту от 400 до 1700 футов. Они возвышаются над долиной Хула, самого плодородного сельскохозяйственного района Израиля. Если бы эта территория принадлежала дружественному соседу,
то с точки зрения обороны страны это не было бы столь уж существенно. Но если такая территория находится во владении враждебной страны, то она становится потенциальной стратегической угрозой – как в данном случае Голаны для Израиля.
Перед войной 1967 г. израильские сельскохозяйственные поселения в Галилее попали под обстрел с Голанских высот. Возможности израильских войск противостоять сирийским атакам были ограничены географическими особенностями этих высот. «Ответный огонь против сирийской артиллерии был затруднен из-за того, что наблюдение за их батареями из долины Хула было практически невозможно; атаки с воздуха не приносили желаемого эффекта, потому что сирийские войска хорошо окопались и имели прочные убежища; наземная атака их позиций потребовала бы наличия больших сил, а такие атаки сопряжены со значительными потерями и сопровождаются серьезными политическими последствиями», – отмечал отставной полковник армии США Ирвинг Хеймонт (Irving Heymont). Когда Израиль в конце концов пошел на риск и его войска начали штурмовать сирийские позиции в 1967 г., число убитых составило 115 человек. Примерно столько же убитых было у американцев по окончании операции «Буря в пустыне» (во время войны в Персидском заливе в 1990 г.). В 1990 г. в переговорах о мирном процессе возникли затруднения, и тогда Сирия вновь стала угрожать войной Израилю, начав передвижения своих войск. Некоторые израильские аналитики предупреждали о возможности нанесения сирийскими войсками молниеносного удара с целью снова занять Голаны. Однако израильские войска нанесли сирийцам встречный удар и – до настоящего момента – сумели сохранить мир. Уступка Голан враждебной Сирии – без адекватных защитных мероприятий – может подвергнуть опасности израильскую систему раннего предупреждения о внезапной атаке. На горе Хермон, самой высокой точке в этом районе, находится израильская радарная система. Если Израиль уйдет с Голанских высот и будет вынужден перебазировать эти установки в низины Галилеи, они потеряют большую часть своей стратегической эффективности.
МИФ
«Израиль отказался предложить какие-либо компромиссные решения по вопросу о Голанских высотах, в то время как Сирия была готова заключить мир в обмен на землю».
ФАКТ
В период правления Хафеза Асада сирийская позиция была твердой: Израиль должен полностью уйти со всей территории Голанских высот перед тем, как Асад будет готов начать дискуссию об ответных предложениях со стороны Сирии. Он никогда не выражал какого-либо желания заключить с Израилем мир в случае, если бы получил всю Голанскую возвышенность или какую-либо ее часть. Израиль так же непреклонно отстаивает свою позицию – он не отдаст какую бы то ни было территорию, если не будет знать, на какие уступки готова пойти Сирия.
Израильская готовность уступить часть или даже полностью все Голаны зависит от того, согласна ли Сирия нормализовать свои отношения с Израилем и подписать
соглашение, которое приведет к окончанию состояния войны между ними (по мнению Сирии, именно таковы отношения между двумя странами). «Топографические заботы», связанные с уходом с Голанских высот, можно было бы компенсировать за счет демилитаризации этого района. Однако нужно учитывать, что Израилю необходимо иметь относительно легко обороняемые границы – такие, чтобы защищать свое население с минимальными потерями. Чем более полной будет демилитаризация, чем эффективнее будет осуществляться раннее предупреждение о нападении, тем более гибкой может быть позиция Израиля в вопросе о границах. Помимо поисков решений, связанных с вопросами обеспечения безопасности, израильтяне ищут возможности нормализовать отношения между двумя странами. Как минимум, отношения с Сирией должны быть на том же уровне, на каком находятся отношения Израиля с Египтом. В идеальном варианте они должны приближаться к тем отношениям, которые установлены с Иорданией. Это означает, что помимо обмена послами и налаживания авиарейсов, необходимо добиться, чтобы при визитах в соседнюю страну израильтяне и сирийцы не ощущали напряженности, наладили взаимную торговлю и другие виды кооперации, типичные для дружественных стран.
Однако пока что в Израиле существует значительная оппозиция уходу с Голанских высот. Многие ожидают, что общественное мнение изменится, если (и когда) сирийцы подпишут соответствующее соглашение и предпримут такие меры, как установление контроля над атаками «Хизбаллы» на Израиль из Южного Ливана, что продемонстрировало бы искреннее желание добиться мира. Общественное
мнение будет определяться тем, найдет ли договор с Сирией поддержку в процессе национального референдума. Последний должен быть проведен в соответствии с законом, принятым во время пребывания Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра Израиля. Президент Хафез Асад умер в июне 2000 г. С тех пор, в период
правления его сына и преемника Башара, который консолидировал свою власть в Сирии, никаких переговоров с Израилем не велось. В своих выступлениях Башар не сказал ни слова об изменении сирийской позиции в вопросе о Голанах. Не произошло и серьезных изменений в сирийском правительстве и в его отношении к Израилю. Пока что безопасность Израильского государства будет зависеть от сохранения им военного контроля над Голанскими высотами.
“Со строго военной точки зрения Израилю необходимо сохранять часть завоеванной территории для того, чтобы обеспечить защищаемые от нападения, выгодные для обороны границы.”
Меморандум Объединенного комитета начальников штабов от 29 июня 1967 г. (Министру обороны США)
Продолжение следует