Обзор DVD выпуск 231

Обзор DVD выпуск 231

The French Lieutenant’s Woman. 1981. Film by Karel Reisz. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Женщина французского лейтенанта». Режиссёр – Карел Рейш). Роман Джона Фаулза (1926-2005) «Женщина французского лейтенанта» -постмодернистская имитация романов викторианской эпохи – был опубликован в 1969 году. Книга пользовалась огромной популярностью и, понятно, сразу привлекла к себе внимание кинематографистов. В качестве режиссёров картины рассматривались […]

Share This Article

The French Lieutenant’s Woman. 1981. Film by Karel Reisz. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Женщина французского лейтенанта». Режиссёр – Карел Рейш).

Роман Джона Фаулза (1926-2005) «Женщина французского лейтенанта» -постмодернистская имитация романов викторианской эпохи – был опубликован в 1969 году. Книга пользовалась огромной популярностью и, понятно, сразу привлекла к себе внимание кинематографистов. В качестве режиссёров картины рассматривались Милош Форман, Роберт Болт, Сидней Люмет, Фрэд Циннеман. В конце концов права на экранизацию перешли от легендарного Сола Заёнца к продюсеру Леону Клору, и он остановился на кандидатуре режиссёра Карела Рейша, а к работе над сценарием привлёк будущего Нобелевского лауреата Гарольда Пинтера.

Карел Рейш (1926-2002) в Англию попал двенадцатилетним мальчиком, среди спасённых 669 еврейских детей, вывезенных сэром Николасом Уинтоном из преданной Западом Чехословакии. Во время учёбы в Кэмбридже Рейш начал писать о кино для журнала Sight and Sound. В 1947 году вместе с Линдсеем Андерсеном и Кевином Ламбертом основал журнал Sequence, по-существу, обосновавший программу группы «Свободное кино» (Линдсей Андерсон, Тони Ричардсон, Карел Рейш).


В отличие от романа, в фильме Рейша параллельно развиваются две истории: викторианская история отношений некоего палеонтолога-любителя Чарльза Смитсона и молодой женщины, «брошенной любовницы» некоего французского лейтенанта Сары Вудраф, и история актёров, снимающихся в фильме, экранизирующем этот роман. Чарльз/он же актёр, играющий Чарльза – Джереми Айронс, Сара/она же приезжая американская актриса, играющая Сару – Мерил Стрип.

«Женщина французского лейтенанта» – стильная картина с двумя прекрасными актёрами – с самого начала была нацелена на массового зрителя и в этом преуспела. Фильм принёс 20 миллионов прибыли, был номинирован в пяти категориях на «Оскара».

Если психологический роман 19 века предлагал читателям характеры, увиденные автором в реальном мире, характеры, взаимодействие которых создаёт сюжет и, в конечном счёте, концепцию произведения, то постмодернистский роман ровно наоборот: конструирует характеры, исходя из концепции, которую пытается проиллюстрировать автор (наглядный пример – «Имя розы» Умберто Эко). Непонятные, необъяснимые поступки Сары, её загадочное поведение внушали читателям и зрителям мысль о каких-то психологических глубинах, и этой иллюзии – подкреплённой стилистической изобретательностью – было вполне достаточно для льстящего массовому потребителю якобы серьёзного разговора о загадочной человеческой душе.
По-моему, именно эта игра в «серьёзность» обеспечила роману, а затем и фильму «Женщина французского лейтенанта» довольно значительную аудиторию.

Mr. Selfridge. 2014. PBS. Blu-Ray. («Мистер Селфридж»). 3 сезон. 3 диска.
Если три года назад вы начали смотреть этот сериал, вы наверняка не пропустите его очередной сезон.
Гарри Селфридж – американец, в начале прошлого века перебравшийся в Лондон и открывший там знаменитый магазин, существующий до сих пор. Разумеется, сериал базируется на биографии реального Селфриджа, но, чтобы снять три сезона (а сейчас снимается четвёртый), сценаристам нужно было задействовать свою фантазию. В третьем сезоне мы находим Гарри Селфриджа влюблённым в некую Нэнси Веб, аферистку, с лёгкостью одурачившую опытного бизнесмена, который почему-то оказывается легкомысленным и до наивности легковерным.

На сцене также появляется эмигрантка из России, княгиня Мария де Болотов, с сыном Сергеем, за которого выходит замуж дочка Селфриджа Розали. Княгиня Мария, у которой нет ни копейки (то есть ни пени) тоже походя обводит Селфриджа вокруг пальца, правда, в конце концов, её богатство – чемодан с драгоценностями, брошенными в Советской России – добирается до неё, и она превращается в более адекватного человека. Она даже помогает Селфриджу разоблачить аферистку Нэнси. Княгиня Мария и её сын Сергей – реальные исторические персонажи (были они княжеского рода или нет – другой вопрос). И всё тут было бы хорошо, если бы бриллианты княгини Марии доставил ей какой-нибудь – пускай придуманный, невероятный – подпольный гонец. Но когда чемодан с этими бриллиантами ей привозит курьер советского посольства, да ещё обряженный в стилизованную красноармейскую форму, остаётся только развести руками.


Понятно, что сериал потихоньку изживает себя. Сообщают, что четвертый его сезон будет последним.
Burning Bush. A film by Agnieszka Holland. 2013. Kino Lorber. DVD. (“Неопалимая Купина”. Режиссёр – Агнешка Холланд). 2 диска. На чешском языке с английскими субтитрами.


16 января 1969 года студент исторического факультета Карлова университета Ян  Палах в знак протеста против советской оккупации Чехословакии совершил самосожжение. Это произошло в центре города, на оживлённой Вацлавской площади, и власти не могли замолчать случившееся. К тому же пред тем, как выйти на площадь, Палах разослал в разные адреса письмо, объясняющее его поступок.

Через три дня в клинике Карлова университета Ян Палах скончался от полученных ожогов. Похороны Палаха на кладбище Ольшаны переросли в огромную демонстрацию.

Поскольку замолчать это было невозможно, власти попытались дискредитировать Палаха, распространяя слухи, что он был психически неуравновешенным человеком и оказался игрушкой в руках «врагов социализма». Некий Вилем Новы, член ЦК коммунистической партии Чехословакии, в интервью агентству Франс-Пресс, а затем во многих своих статьях и выступлениях излагал теорию якобы существующего «холодного огня». Новы пытался убедить публику в том, что Палах вовсе не собирался сжигать себя, а собирался он использовать какую-то таинственную жидкость, которая горит «холодным огнём», создавая зрительный эффект, но не обжигая. И якобы провокаторы, уговорившие Палаха выйти на Вацлавскую площадь, подменили эту жидкость бензином. Вилем Новы даже называл имена этих «провокаторов»: писатели Павел Когут и Владимир Шкутина, студент Любомир Голечек, шахматист Людек Пахман. В  марте 1969 года эти «провокаторы» подали в суд иск на Вилема Новы. Свой иск по защите чести и достоинства сына подала и мать Палаха, Либуше Палахова. В качестве адвоката Палахова пригласила молодого юриста Дагмар Бурешову.
Трёхсерийный телевизионный фильм Агнешки Холланд «Неопалимая Купина» уже своим названием подчёркивает символическое значение поступка Палаха. Неопалимая Купина в Библии – это горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, чтобы призвать его вывести из египетского плена народ Израиля.

В фильме Агнешки Холланд огонь, в котором сгорает Палах, обжигает и тех, кто почти смирился с жизнью в рабстве.

Дагмар Бурешова сначала отказывается быть адвокатом матери Палаха – она понимает, чем это ей грозит, – но всё же находит в себе силы взяться за дело против всесильного члена ЦК. С этого момента у её дома день и ночь дежурит машина с кагэбэшниками. Её партнёра по адвокатской конторе шантажом заставляют выкрасть у неё документы. Свидетели, казалось бы, готовые дать нужные показания, в последний момент, запуганные тайной полицией, не являются в суд. Мужа Дагмар, доктора, выгоняют из больницы, в которой он работает.

Матери Палаха, пытаясь остановить её, подбрасывают фотографии её мёртвого обугленного сына.

Власти доходят даже до того, что ночью тайно выкапывают гроб Палаха и сжигают его в крематории, а могилу на кладбище Ольшаны, ставшую местом паломничества и оппозиционных митингов, сравнивают с землёй.


Суд постоянно откладывается – важный человек Вилем Новы много путешествует по государственным делам. А когда, наконец, он удосуживается появиться в судебном зале, неожиданно начинается ремонт, и процесс приходится переместить в маленькую комнатку, в которую, понятно, не пускают журналистов.
И, хотя Дагмар Бурешовой всё же удаётся добыть нужные ей материалы, судья выносит приговор, оправдывающий Вилема Новы и клеймящий его противников как «врагов социализма». Впрочем, судье ничего не приходится решать самой – текст приговора, сочинённый там, где положено, ей вручает ответственный товарищ.

Картина Агнешки Холланд аккуратна с точки зрения фактов. Но главное её достоинство, пожалуй, не в этом, а в том, что режиссёру удаётся погрузить своих зрителей в атмосферу социалистического рая, в котором человек ежедневно должен бороться с искушением жить спокойной размеренной жизнью. Беззаботной жизнью раба.

Портрет Агнешки Холланд работы Михаила Лемхина

 Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »