München: 360 градусов за 36 часов
В результате многолетних наблюдений я пришла к выводу, что все путешественники делятся на два основных типа. Первый тип считает, что долгие переезды и перелеты могут быть оправданы только продолжительным нахождением на месте назначения и неторопливым вживанием в местную среду. Этот тип путешественников даже формулу такую вывел: за каждый час в самолете – день на земле. […]
В результате многолетних наблюдений я пришла к выводу, что все путешественники делятся на два основных типа. Первый тип считает, что долгие переезды и перелеты могут быть оправданы только продолжительным нахождением на месте назначения и неторопливым вживанием в местную среду. Этот тип путешественников даже формулу такую вывел: за каждый час в самолете – день на земле. Летишь, скажем, в Мюнхен 12 часов – оставайся там на 12 дней, ходи-броди, изучай.
Второй тип путешественников длинных отпусков не имеет, но считает, что, если поплотнее напаковать короткий отпуск и распланировать каждый день и час, то можно все прекрасно увидеть, хотя бы и мельком. Этот тип изучает литературу, помечает галочками основные достопримечательности и галопом по Европам старается охватить как можно больше мероприятий за короткий срок. После таких отпусков люди обычно должны немного отдохнуть, прежде чем вернуться к работе.
По роду своей трудовой деятельности я часто нахожусь в дороге, но не могу подолгу оставаться в местах назначения. Моя формула такова: за каждый час в самолете – два часа на земле. Если повезет, то три. Я тоже люблю ходить-бродить и изучать, поэтому стараюсь совместить посещение хотя бы одной из основных достопримечательностей с наличием времени на ее изучение.
Сидя у компьютера и готовясь к запланированной поездке по югу Германии, я «зависла» над обратным билетом авиакомпании Lufthansa. Все было правильно. Два часа на автобусе до Мюнхена – крупнейшего города Баварии с международным аэропортом; короткий путь от автобусной станции до аэропорта и – обычное дело, пару-тройку часов болтания по терминалу перед посадкой на самолет в Сан-Франциско.
Все было так, но что-то было не так. Автобусная станция и аэропорт – и это все, что я увижу в Мюнхене?
А что, если задержаться на денек и попробовать объять необъятное? Я стала набирать номера телефонов, вычеркивать и переносить записи в календаре.
Получилось!
Целый день в городе – это немало: можно многое успеть! Конечно, для того, чтобы иметь один полный день, в начале и в конце его должно быть по одной ночи. Иначе это просто приехала-распаковала-чемодан – проснулась-упаковала-чемодан-уехала.
Найти постой на две ночи просто. Скромный чистенький отель TRYP München приютил меня в районе шашлычных закусочных, свадебных салонов с красными платьями в витринах и стоящих группами на каждом углу небритых мужчин – зато на расстоянии пешего хода от центра города, рядом с метро и недалеко от вокзала и автобусной станции.
Войдя в свой экономичный номер с узкой солдатской кроваткой, я решила воспользоваться тем, что в первую ночь интернет в отеле предоставлялся бесплатно и занялась планированием моего единственного дня в городе.
Должна сказать, что в последнее время я очень полюбила экскурсионные автобусы Hop-on Hop-off, которые проезжают мимо всего, что есть замечательного в данном городе, и подвозят прямо к дверям дворцов и музеев. Я знала, куда отправлюсь с утра, сразу после плотного гостиничного завтрака – к железнодорожному вокзалу, где начинаются все автобусные маршруты мюнхенской Gray Line.
Я решила было воспользоваться оставшимся до сумерек временем, чтобы немного погулять и совершить осмотр достопримечательностей центра, но слегка задержалась, читая электронную почту, а когда проснулась из-за того, что мобильник выпал из рук, уже стояла глубокая ночь.
«Вот и погуляла», подумала я, но не очень расстроилась. Какой смысл переживать из-за потеряного вечера, если он уже потерян! Я просто упустила из виду, что в каждом путешествии неминуемо наступает день, когда связанное с перелетом нарушение суточного режима берет реванш.
Заведя будильник, я завалилась спать на всю ночь.
Утром, дойдя до вокзала, я забралась на второй этаж автобуса с надписью City Tour и приготовила фотоаппарат. Архитектурные сооружения в центре Мюнхена относятся к разным эпохам и, в сочетании с современными кубическими зданиями из стекла и бетона, составляют живописную мозаику форм и стилей. Готическое здание ратуши с курантами на Marienplatz соседствует с двуглавой зеленокупольной Frauenkirche, ставшей символом города. В центре площади высится Mariensäule – колонна, увенчанная позолоченным изображением девы Марии. Эта колонна была воздвигнута в 1638 г. в честь окончания Тридцатилетней войны и шведской оккупации. Во времена Реформации католический Мюнхен, ставший столицей Баварии в 1506 г., был политическим центром контр-Реформации, но практически не пострадал от шведов-протестантов и сохранил многие средневековые и ренессансные постройки в целости.
Вокруг площади находится несколько достопримечательностей – Старая ратуша, музей игрушек, новый Еврейский культурный центр, разные музеи искусства и рестораны. В одном из них, Cafe am Marienplatz, до сих пор подают белые телячьи сосиски, изобретенные на этом самом месте в 1857 г.
Проехав мимо дворца юстиции, ботанического сада, черного обелиска, возведенного в честь солдат, погибших в Русской компании 1812 г., Баварского музея, Еврейского музея, музея BMW, музея пива, Глиптотеки, в которой хранятся античные статуи, собранные Людвигом Первым, Старой пинакотеки, Новой пинакотеки, Пинакотеки современности и множества других мест, увы, недоступных из-за чрезмерной краткости моего визита, я решила сойти на остановке Max-Joseph-Platz и осмотреть Residenz – самый крупный городской замок в Германии, бывший зимней резиденцией баварских правителей в течение 400 лет. Дом Wittelsbach ведет свою историю с 1180 г., когда Otto von Wittelsbach получил титул герцога Баварского. С тех пор члены семьи Wittelsbach правили Баварией вплоть до 1918 г. – сначала как герцоги, затем как короли. Бавария была провозглашена королевством под эгидой Наполеона в 1806 г., и ее первым королем стал Max Joseph.
Последним королем был Людвиг Третий. Когда Бавария стала «свободной землей» в результате Первой мировой войны, он навсегда покинул замок.
Входя в комплекс зданий, называемый «Резиденцией», состоящий из 130 комнат и 10 внутренних дворов, я не представляла, что осмотр этой одной-единственной достопримечательности в Мюнхене потребует многих часов и что мне придется бегом бежать мимо покидающих музей последних посетителей, чтобы не пропустить последний автобус.
Огромный замок расположился на площади целого городского квартала, достраивался и перестраивался в течение четырех столетий, и потому объединяет в себе разные архитектурные стили – поздний Ренессанс, барокко, рококо и нео-классицизм.
Высокие деревянные двустворчатые двери, через которые посетители входят в замок-музей, охраняются двумя покрытыми зеленой патиной бронзовыми львами. В преддверье самого замка размещены ренессансные бюсты из цветного мрамора, изображающие людей со звериными масками на головах.
Первое помещение, в которое я попала, было построено в 1586 г., называется Grottenhof, и полностью занято престранным многофигурным фонтаном, составленным сплошь из разнокалиберных ракушек и кристаллов с золоченой статуей Персея в центре. Вдохновением для дизайна этого несколько устрашающего «грота» были итальянские сады эпохи Возрождения.
Следующее, сногсшибательно-великолепное помещение называется Антикварий, было построено в 1571 г., содержит огромную коллекцию античных статуй под расписными сводами арочного потолка.
Затем идут бесконечные залы и комнаты – включая Императорский зал 1616 г. с розово-мраморным полом, гобеленами и хрустальными канделябрами – настолько богато изукрашенные шелковыми обоями, позолоченными пилястрами и красочными потолочными фресками, что у меня вскоре зарябило в глазах и фотоаппарат перестал фокусироваться в дрожащих руках.
Когда настало время закрытия музея, я уже еле держалась на ногах, но с гордостью сознавала, что свою задачу все-таки выполнила. Одна из моих многих теорий, возникших за годы путешествий, гласит, что усталость, голод, жажда и боль в ногах забудутся, а то, что видели глаза, навсегда останется в памяти (и в фотографиях).
Впрочем, от голода и жажды я вскоре избавилась в старейшем мюнхенском ресторане Augustiner Großgaststätten. Его история восходит к монахам-пивоварам 1294 г. По странному совпадению, меня посадили за столик у ракушечного изображения русалки, очень похожего на фигуры из «грота». Вскоре стаканом фирменного «августинского» пива и тарелкой свинины в пивном соусе мою усталость как рукой сняло.
Фотографии: Эмма Красов. More reviews and photos at Emma Krasov’s award-winning blog, “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com
Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com
Эмма Красов