Недавно свадьба Фигаро состоялась в Сан-Франциско
Очень люблю и ценю оперное искусство, но «Свадьба Фигаро» сыграла в моей жизни особую роль: с неё, ещё в подростковом возрасте, началось моё влечение к опере. Слушал этот моцартовский шедевр много раз, но до сих пор не пропускаю новые постановки «Свадьбы» и каждый раз нахожу там что-либо новое и интересное для себя. Думаю, я не […]
Очень люблю и ценю оперное искусство, но «Свадьба Фигаро» сыграла в моей жизни особую роль: с неё, ещё в подростковом возрасте, началось моё влечение к опере. Слушал этот моцартовский шедевр много раз, но до сих пор не пропускаю новые постановки «Свадьбы» и каждый раз нахожу там что-либо новое и интересное для себя.
Думаю, я не одинок: в нынешнем сезоне все восемь спектаклей «Свадьбы» в Сан-Францисской опере проходили при переполненном зале, а на трансляцию этого произведения на стадион АТ &T явилось более 30 тысяч зрителей. Ещё одна ссылка: в прошлом сезоне «Свадьба Фигаро» была поставлена в 420 театрах мира.
Пунктирное содержание оперы: события разворачиваются в поместье графа Альмавивы (бас-баритон Лука Писарони). Его камердинер Фигаро (бас-баритон Филиппе Сли) и горничная Сузанна (сопрано Лисетте Оропеса) собираются сыграть свадьбу, но их хозяин, граф, хочет воспользоваться «Правом первой ночи», что почему-то не устраивает ни жениха, ни невесту. Все события оперы разворачиваются вокруг этой завязки. А тут ещё домоправительница, престарелая девушка Марселина (меццо-сопрано Катерина Кук, хорошо знакомая нам певица) требует, чтобы Фигаро женился на ней в счёт погашения его долга, который он не в состоянии вернуть.
В комнате Сузанны появляется беспредельно влюбчивый во всех женщин юный паж Керубино (меццо-сопрано Кэйт Линдсей). Возникает и граф, разъярённый увиденным ранее флиртом пажа с дочерью садовника, Барбариной (сопрано Мариа Уалдес). Керубино прячется, а граф пытается ухаживать за Сузанной, но тут появляется ещё музыкальный мастер и отъявленный сплетник, Дон Базилио (тенор Грег Федерли), так что графу тоже приходится прятаться. Дон Базилио сообщает, что Керубино ухаживает за графиней (сопрано Надин Сиерра, хорошо знакомая публике Сан-Франциско). Появляется Фигаро, и создаётся массовое безумие лиц, оказавшихся в комнате Сузанны.
Графиня переживает явное охлаждение супруга и вместе с Сузанной разрабатывает план «возвращения» графа. К ним присоединяется и Фигаро. Они вовлекают и Керубино, который, вместо того, чтобы отправиться в ссылку, присоединяется к заговорщикам, где ему уготована роль девушки. Женщины немедленно начинают переодевать его. Это событие уже акта второго переплетается с бурными событиями последних двух, третьего и четвёртого, в которых граф начинает подозревать графиню в неверности, а Керубино приходится выпрыгивать из окна.
Марселина вместе с Др. Бартоло (бас-баритон Джон Дел Карло) и Дон Базилио настаивают, чтобы «Верховный судья», граф, принял решение, обязывающее Фигаро жениться на Марселине. Однако вскоре выясняется, что тот является незаконнорожденным сыном Марселины и Др.Бартоло. Счастливый Фигаро обнимает своих родителей, Сузанна, как оказалось, сможет выплатить долг Фигаро, а найденные родители решили обвенчаться. Обе свадьбы состоялись.
В последнем акте заговорщики решили проучить графа, который назначил Сузанне ночное свидание в парке. Она якобы приняла приглашение, но вместо неё на свидание явилась графиня, хорошо замаскированная, так что в темноте граф не может разглядеть её. Фигаро не знал об этих приготовлениях и тоже явился в парк, чтобы наказать «неверную» Сузанну. Однако всё закончилось посрамлением графа, который попросил у графини прощения.
Ведущие роли в этой постановке «Свадьбы Фигаро», в основном, исполняли талантливые молодые артисты, тогда как партии солидных персонажей были доверены вокалистам «среднего» поколения. Фигаро – канадец Филиппе Сли – в 2011 году закончил Мерола Опера Програм, а затем и Адлер Феллоу, занял первое место при прослушивании голосов в Метрополитен Опера и выступил уже в нескольких спектаклях в Сан-Францисской Опере и в других театрах и концертных залах. Графиня Альмавива – Надине Сиерра – в 2009 году завершила Мерола Опера Програм, исполнила несколько ролей в нашем оперном театре, где особенно запомнилась в роли Мюзетты в «Богеме». Выступала во многих солидных оперных театрах, в том числе в Цюрихе, Бостоне, Атланте. Она очень артистична и обладает великолепным голосом.
Граф Альмавива –итальянец Лука Писарони, самый титулованный участник спектакля, который в Сан-Франциско исполнял ведущие партии в «Свадьбе Фигаро» и в «Дон Жуане», выступал с Венским Филармоническим на Зальцбургском фестивале, в оперных театрах Мадрида, Вены, Метрополитен Опера, и тоже в ведущих партиях. Керубино – меццо-сопрано Кэйт Линдсей – не проходила стажировку в Сан-Франциско, но исполнила здесь партию Церлины в «Дон Жуане». Эту же партию она пела в Ковент Гардене. Несколько ведущих партий исполнила в Метрополитен Опера, в Венской государственной опере, Золушку в Лос-Анжелесе и т. д. Между делом успешно сочиняет музыку. Марселина – Катерина Кук, проживающая в Сан-Франциско, является чемпионом по созданию небольших ролей (их у неё насчитывается более пятидесяти), и каждая роль становилась шедевром. Перечисление участников рецензируемого спектакля следовало бы продолжить, но надо вернуться к «Свадьбе Фигаро».
Я побывал на первом представлении этой оперы. Оркестр и вокальные ансамбли звучали превосходно. А вот некоторых уже знакомых нам певцов то почему-то почти не было слышно, то они в других сценах звучали великолепно, наполняя пространство красивыми и мощными голосами. Единственным объяснением этому феномену может быть следующее: недостаточное количество репетиций перед спектаклем. Именно поэтому некоторые певцы и певицы не были достаточно уверены в себе. Видимо, руководство театра решило усилить внимание к последующим двум постановкам за счёт всем известной «Свадьбы». Можно понять руководство театра, но можно понять и исполнителей. Особенно трудно было оркестру и дирижёру Патрику Саммерсу, которым всё время приходилось поддерживать требуемые темпы. Однако постепенно исполнение вокалистов улучшалось, и к четвёртому акту, весьма непростому, все исполнительские компоненты выровнялись.
Как и следовало ожидать, возглавил исполнительскую рать бас-баритон Лука Писарони. По роли – красивый мерзавец, готовый на всё для достижения своих низменных целей, вокалист обладает ещё и великолепным голосом и нажитым исполнительским мастерством. Его пение целиком ориентировано на раскрытие личности этого хама, который может внезапно стать предельно нежным и завлекательным. Он может быть невероятно грубым и жестоким, высокомерным и бесчеловечным, Но когда Альмавива охотится за женщинами, он может быть предельно ласковым и обаятельным. Замечательная певица и актриса Лисетте Оропеса превосходно исполняет роль Сузанны. Помимо того, что она обладает прекрасной внешностью и хорошим голосом, её героиня ещё и очень умна, решительна, деликатна и неотразима. Граф не зря влюбился в неё. Но он не мог предполагать, что она также ещё и изобретательна и сможет вывести его на чистую воду. Актрису можно поздравить с прекрасным достижением в её творчестве.
Хорошо зарекомендовавший себя в прежних работах бас-баритон Филиппе Сли, по-видимому, не успел ещё полностью войти в образ Фигаро. Обладая и голосом, и приятной внешностью, он ещё несколько скован и теряется в окружении других характеров. Но вот свою знаменитую арию «Друзья, откройте очи…» он исполнил выразительно и убедительно, клеймя притворство и жестокость неверных женщин. В небольших партиях запомнились также сплетник Дон Базилио в исполнении тенора Грэг Феддерли; Барбарина, пассия Керубино, которая очаровательно спела свою арию, а в завершение оперы получила разрешение выйти замуж за Керубино, – сопрано Мариа Валдес, участница программы Адлер Феллоу; садовник Антонио, маленькая роль, уморительно сыгранная баритоном Бояном Кнежевичем, в последние годы, к сожалению, редко появляющимся на сцене нашей Оперы.
Дирижёр Патрик Саммерс, тесно связанный с Сан-Франциско Опера, сумел преодолеть все подводные камни постановки и успешно завершить представление.
Поставил спектакль Роберт Гуарино. Как всегда, замечательно прозвучали все хоровые эпизоды, подготовленные гордостью Сан-Францисской Оперы, Яном Робертсоном. Костюмы созданы под руководством Джей Олтизер.
Мне не удалось побывать ещё раз на этом спектакле, но я уверен, что некоторые отмеченные мной недостатки были успешно преодолены.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско