Торжественная Месса (Missa Solemnis) Бетховена в Сан-Франциско

Share this post

Торжественная Месса (Missa Solemnis) Бетховена в Сан-Франциско

Недавнее исполнение Торжественной Мессы Бетховена в Дэвис Симфони Холле  оркестром, хором и солистами под руководством Майкла Тилсона Томаса стало выдающимся  событием в жизни Сан-Франциско. Создание столь грандиозного и богатого идеями и их воплощением полотна продолжалось в течение более четырёх лет. Параллельно Бетховен сочинял и другие произведения, в том числе и некоторые из его выдающихся симфоний. […]

Share This Article

Недавнее исполнение Торжественной Мессы Бетховена в Дэвис Симфони Холле  оркестром, хором и солистами под руководством Майкла Тилсона Томаса стало выдающимся  событием в жизни Сан-Франциско.

Создание столь грандиозного и богатого идеями и их воплощением полотна продолжалось в течение более четырёх лет. Параллельно Бетховен сочинял и другие произведения, в том числе и некоторые из его выдающихся симфоний. Первое исполнение Торжественной Мессы состоялось 7 апреля 1824 года в…Санкт-Петербурге и прошло с большим успехом.

Месса состоит из пяти частей с общепринятыми наменованиями, носящими литургический характер: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus,  Agnus Dei. Например, Credo означает «Сила веры». Сочинение было посвящено австрийскому эрцгерцогу Рудольфу, вскоре ставшему архиепископом. Бетховена и Рудольфа связывали многолетние дружеские отношения, сложившиеся со времён, когда эрцгерцог был учеником  композитора.

Некоторые критики были удручены необычностью Мессы, даже по сравнению с его другими сочинениями духовного характера. Она представляет собой музыкальное повествование, иногда – с повторениями, глубоко отличающееся как от предшестовавших бетховенскому сочинений других авторов, так и последующих. Она очень своеобразна, велика по продожительности и отражает взаимоотношения автора с небесами. Торжественная месса, по сравнению с другими  известными духовными сочинениями, довольно редко исполняется. Причины могут быть разные, но главным образом это трудности хоровой партии, усугубляющиеся ещё и тем обстоятельством, что обычно на Западе (и не только) для исполнения хоровых эпизодов приглашаются любительские коллективы.

Известно, что нередко исполнение Торжественной Мессы Бетховена встречалось публикой весьма холодно. Это было потому, что публике не удалось услышать Мессу в исполнении оркестра Сан-Франциско Симфони во главе с Майклом Тилсоном Томасом, с участием солистов – сопрано Джолли Харвей, меццо-сопрано Саши Кук, тенора Брэндона Йовановича, бас-баритона Шеньянга,  Сан-Францисского Симфонического хора  под руководством Рагнара Болина и Тихоокеанского Хора мальчиков под руководством Кевина Фокс.

Исполнение Торжественной Мессы стало центром свершений трёхнедельного Бетховенского фестиваля, завершившегося 28 июня. Четыре с половиной часа (с двумя антрактами) божественной музыки были наполнены  важными событиями, возвышенными переживаниями и глубокими размышлениями, сокровенными и величестивенными. Исполнение вокальной составляющей бетховенского шедевра передавалось как большому хору (свыше100 участников) для исполнения величественной музыки, так и камерному хору (20 участников) для более деликатных задач.

Хор мальчиков исполнял старинную музыку и радостные и невинные песнопения. Были использованы как световые, так и видео-эффекты.

Исполнение Торжественной Мессы вызвало огромный интерес не только сан-францисской публики  (неизменно переполненный зал), но и музыкальных слоев всей страны. Из разных частей Америки прибыли представители специально, чтобы услышать живое звучание этой знаменитой «Золушки». Конечно, тут сыграли роль и высокий авторитет как Майкла Тилсон Томаса, так и Сан-Францисско Симфони и Симфонического хора.

Интересна рецензия Анны Мигдетте из The Washington Post. Она отмечает  выдающееся значение как Сан-Франциско, так и Майкла Тилсон Томаса, сумевших  прекрасно организовать Бетховенский фестиваль, вершиной которого стало исполнение Торжественной Мессы в необычном, полутеатральном, стиле, что было идеей Томаса, как и участие хора мальчиков и т.п. И оркестранты, и хористы время от времени передвигаются по сцене, демонстрируя свою человеческую вовлечённость в описываемые события. Когда хор мальчиков врывается на сцену, чтобы начать Gloria, богатство музыки обретает плоть. Отмечается и роль проектирования, которое в ряде случаев фактически помогает воздействию музыки.

Оркестр, по мнению Анны Мигдетте, звучал прекрасно, гибко отвечая жестам дирижёра. Хор звучал устойчиво и  в основном (?) чисто, даже когда он передвигался по сцене (Отмечу, что, по моему мнению, хор звучал чисто и великолепно во всех случаях – Х.А.). Хор мальчиков также пел безукоризненно, демонстрируя при этом свою юную энергию. По мнению Мигдетте, тенор Брэндон Йованович часто звучал совершенно  героически, хотя временами невнятно; меццо-сопрано Саша Кук пела полным, тёплыми солидным голосом; сопрано Джолли Харвей временами пела с некоторым напряжением; бас–баритон Шенянг пел иногда слегка гранулированным звуком, но часто- мягко. Концертмейстер Александр Баранчик присоединился к вокальному квартету (по-видимому, для оказания помощи – Х.А.). Последняя часть исполнения казалась менее интенсивной, что, по словам Томаса, было им задумано.

Но вот совершенно противоположное мнение, высказанное Zachary Woolf в газете The New York  Times. Мр. Вулф расхваливает оркестр, хор, солистов и даже Майкла Тилсона Томаса, но не может себе представить, как Томас вместе со своим оркестром, который считается чуть ли не лучшим в стране, мог пойти на такую профанацию вместе с постановщиком Джеймсом Даррахом, видеодизайнером Финном Россом,  дизайнером по свету Дейвидом Финном и сценическими дизайнерами Эмили Анне Макдоналд и Камерон Джей Мок. Какие-то экраны, грубый крест в центре, отрывистость, распад на части, вспышки, беготня детей на сцене,  –  всё это противоречит замыслу Бетховена. (Выяснить у Бетховена, каково было бы его восприятие постановки, невозможно – Х.А.).

Автор статьи недоумевает: почему участницы  хора сопровождают детский хор при выходе его на сцену? Почему солисты-вокалисты после своих реплик исчезают с тем, чтобы через некоторое время появиться в проходах зала и снова оказаться на сцене? И почему один из лучших и смелых оркестров завершил свой сезон трёхнедельным Бетховенским фестивалем? Думаю, ответить на эти  вопросы мог бы почти любой любитель музыки, находящийся в зале.

Были и другие рецензии, оценивающие исполнение Торжественной Мессы весьма положительно. Рецензия Джошуа Космана показалась мне наиболее интересной и заслуживающей внимания. Он отмечает, что Торжественная Месса – монументальное произведене по развивающимся событиям, одухотворённости, размаху и серьёзности идей. Но нечто магическое произошло в Дэвис-Холле: Майкл Тилсон Томас, Сан-Франциско Симфони и Симфонический хор под руководством Рагнара Болина сумели преодолеть все трудности  и добиться удивительной ясности, что произвело сильное впечатление.

Оркестр и хор продемонстрировали крепкий и без помарок, чистый и выразительный звук. Особенно Косман подчёркивает звучание вокального квартета и солистов, привнесших в исполнение произведения  красноречие, а также бетховенскую пылкость, сияние и великолепие. Вечер начался с исполнения Симфоническим хором трёх частей из «Месса папы Марчелло»  Палестрины (1525-1594) – классическое воплощение полифонии ренессансных времён, которые были связаны невидимыми нитями с бетховенским сочинением. Слушать эту музыку было наслаждением (Вы уже заметили, что упомянутые выше рецензенты ни словом не обмолвились об исполнении Мессы Палестрины – Х.А.).Слушать эту музыку с её прозрачностью и структурой было очень поучительно не только для слушателей, но, по-видимому, и для Бетховена.

Как утверждает Косман, Бетховенская Месса соединяет все эти качества, что представлялось необходимым в исторических событиях тех времён. И, слушая Палестрину, начинаешь понимать, насколько  «без швов» Бетховен соединил технические ресурсы Ренессанса с эмоциональностью его дней. Исполнение Торжественной Мессы было настолько прекрасным, что трудно решить, кого похвалить в первую очередь. Хор, безусловно, привнёс энергию, бодрость и чистоту исполнения, элегантность, а также свою взволнованность и натиск в «Глории», перейдя постепенно к ясной безоблачности и эмоциональности, требуемой в финальных сценах.

Концертмейстер Александр Баранчик привнёс прозрачное изящество в продолжительное скрипичное соло. Оркестр звучал превосходно, следуя повелениям неутомимого МТТ, которому принадлежит идея и значительная часть воплощения в жизнь Бетховенского фестиваля и, в частности, Торжественной Мессы, одного из самых сильных и, я бы сказал, гениальных сочинений Бетховена.

 Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »