Удивительный камерный оркестр из Saint Paul
Мне не раз доводилось слышать упоминания об этом коллективе, но увидеть и услышать его удалось лишь недавно в Бёркли под эгидой Саl Performances, в сравнительно небольшом зале Hertz Hall , где недавно был установлен сверкающий орган. Оркестр привёз три программы, мне удалось услышать только одну из них, Программу С. Вместе с приглашёнными (специально для гастролей) […]
Мне не раз доводилось слышать упоминания об этом коллективе, но увидеть и услышать его удалось лишь недавно в Бёркли под эгидой Саl Performances, в сравнительно небольшом зале Hertz Hall , где недавно был установлен сверкающий орган. Оркестр привёз три программы, мне удалось услышать только одну из них, Программу С. Вместе с приглашёнными (специально для гастролей) исполнителями коллектив привёз 45 музыкантов.
Первое отделение концерта началось c исполнения сравнительно недавнего трёхчастного сочинения Джона Адамса под названием «Сын камерной симфонии». Исполнителей – всего 12-13 человек. Очень необычное и интересное сочетание ударных и рояля, определённую роль играет различие между звучанием «ударным» и «полуударным». Фразы часто завершаются довольно резко. Вторая часть – лирика, странная и пьянящая. «Своё слово» сказала виолончель. Музыка третьей части становится более острой: Взрывное вступление, временами – чрезмерная резкость. Впрочем, утверждение «чрезмерная» спорно: здесь последнее слово – за автором, который является одним из самых выдающихся современных композиторов Соединённых Штатов. Публика очень тепло приняла это сочинение. На поклоны вышел автор, Джон Адамс. Этим произведением, как и последующим Концертом для кларнета с оркестром Андерса Хилборга, дирижировал Бенджамин Шварц.
Следующим номером программы стал Концерт для кларнета и оркестра Андерса Хилборга. Это хорошо известный современный шведский композитор, родившийся в 1954 году. Он профессор по композиции в ряде консерваторий и автор многих оркестровых произведений, концертов для различных музыкальных инструментов в сопровождении оркестра, камерных сочинений.
На сцену выходит очень симпатичный молодой человек с кларнетом в руках, хорошо известный в музыкальных кругах, но, как я понимаю, недостаточно известный американским меломанам, по имени Мартин Фрёст. В програмках его называют кларнетистом и директором. Начинается после нескольких вступительных музыкальных фраз исполнение концерта под названием «Сказки Павлина». Уже одно название настраивает аудиторию на нечто забавное, но действительность опрокидывает все ожидания.
Партия кларнета насыщена всеми трудностями, какие только можно придумать. Как отмечает композитор, «Я был сфокусирован на возможностях кларнета воплощать гротескные, а иногда и демонические характеры». Много музыки для кларнета было создано в расчёте на феноменальные возможности Мартина Фрёста. Сочиняя «Сказки Павлина», композитор рассчитывал на пятнадцатиминутную продолжительность пьесы, а в действительности это вылилось в 35 минут. При исполнении некоторых пассажей зал буквально замирал в ожидании неминуемого провала и возможных жертв, но, несмотря на все препоны, создаваемые «горными перевалами», кларнетист «покорил вершины».
Однако оказывается, что этот «фильм ужасов» ещё не завершён. Внезапно кларнетист исчезает, а вместо него на сцене возникает какое-то чудовище, которое тоже играет на кларнете, исполняя при этом танцевальные па, вращаясь вокруг себя, подпрыгивая (олимпийским чемпионам тут нечего делать), приседая до основания сцены и (как этого не хватало!) только не становясь на голову и продолжая играть на кларнете. Затем таинственное существо на время исчезает, а вместо него появляется ещё более мерзкое существо, которое тоже играет на кларнете, но только уже другую музыку, однако с такими же «олимпийскими замашками». Но читатель уже, наверное, догадался, что все эти «олимпийские игры» были осуществлены одним и тем же лицом, Мартином Фрёстом, который ухитрялся за полминуты поменять маску чудовища и, возможно, что-либо другое.
Этот весёлый и талантливо сделанный номер произвёл очень хорошее впечатление.
Биографические данные, касающиеся Мартина Фреста, очень скупы. Известно, что о нём пишет западная пресса. Его считают наиболее выдающимся инструменталистом сегодняшнего дня. Он выступал со многими ведущими оркестрами Европы, Австралии, Америки. Предстоят его выступления с Королевским Концертгебау оркестром, Национальным оркестром Франции, Вашингтонским Национальным симфоническим оркестром, Гевандхаус оркестром и т.д.
После антракта оркестр почти в полном составе исполнил Симфонию №3 Людвига ван Бетховена (Героическую). Это первая симфония композитора, ставшего в некотором смысле «новым Бетховеном». В 1803 году он декларировал: «Я не удовлетворён тем, что я сочинил до сих пор. Отныне я намерен пойти по новому пути». Первым сочинением композитора на этом «новом пути» стала Третья симфония. Она, как и последующие, а также и другие его произведения, стала превалирующей на этом его пути. Каждая из четырёх частей обладает неповторимыми глубиной, индивидуальностью и особой красотой. Однако, как мне показалось, в целом симфония была исполнена грубовато, иногда – непривычно быстро, без соответствующего настроения и без стремления проникнуть в суть каждой из частей.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско