Танго Гарделя

Share this post

Танго Гарделя

Кино начала XX века. Дуглас Фербенкс, Чарльз Чаплин, Рудольфо Валентино… Эти имена были известны всему миру. Но Карлос Гардель, «король танго», в 30‑е годы обладал славой не меньшей, чем эти великие актеры. День рождения знаменитого аргентинца объявлен Международным днем Танго. Танго! Нет в мире другого танца, который бы так распалял воображение и эмоции публики, заставляя сердца биться, а тела двигаться […]

Share This Article

Кино начала XX века. Дуглас Фербенкс, Чарльз Чаплин, Рудольфо Валентино… Эти имена были известны всему миру. Но Карлос Гардель, «король танго», в 30‑е годы обладал славой не меньшей, чем эти великие актеры. День рождения знаменитого аргентинца объявлен Международным днем Танго.

Танго! Нет в мире другого танца, который бы так распалял воображение и эмоции публики, заставляя сердца биться, а тела двигаться в такт его «говорящему» музыкальному ритму, который бы так завораживал нас чарующей пластикой движений танцоров и смущал умы своей яростной чувственностью, неудержимой фантазией и глубоким смыслом. И нет в мире другого танца, который бы так легко захватил мир на целое столетие и стал музыкальным символом целой нации. И только один человек – Карлос Гардель, талантливый аргентинский певец, киноактер и поэт, создал этот музыкальный символ для своей родины, Аргентины.

Карлос Гардель

Читаем в энциклопедии: «Официальной датой рождения танго-песни в современном понимании считается 1917 год, когда Карлос Гардель впервые исполнил и записал песню «Mi noche triste», и его имя с тех пор неразрывно связано с историей танго, поскольку именно Гарделю танго обязано своим рождением, популяризацией и выходом на мировую концертную площадку». Отлично, это уже говорит о многом, но мы перевернем назад еще пару пожелтевших страниц этой удивительной и захватывающей истории, чтобы знать о танго и его «кабальеро» чуточку больше…

Итак, латиноамериканское танго произвело фурор в салонах Европы перед Первой мировой войной и быстро превратилось в увлечение аристократов. Его с удовольствием танцевал даже испанский король Альфонсо XIII, большой любитель музыки и балета, слушал в граммофонной записи Николай II незадолго до революции, «блаженствовал» под звуки танго экстравагантный Черчилль, обожали его Шаляпин и Стравинский. И так далее. Но «массовым», как, к примеру, чарльстон, танец не стал, всеми любимой стала танго-песня. В то же время танго вызывало страшные скандалы, многие его обвиняли в «эротичности и греховной сущности», и тогда Папа Римский публично отпустил новому танцу все грехи за прошлое и на будущее, что само по себе достойно удивления.

Во всем виновата, наверное, отнюдь не высокоморальная история рождения этого темпераментного танца. Появился он в злачных местах портовых южноамериканских городов, и танцевали его поначалу только «портеньо» – матросы, ожидающие отплытия в прокуренных портовых кабаках с красной лампой в окне, девицы легкого поведения, зарабатывающие там свои нелегкие деньги, грузчики, зашедшие пропустить рюмку-другую после тяжелого рабочего дня, и вездесущие ловкие мальчики, которые, вырастая в грязных портовых районах, становились «мачо», неотразимыми жиголо, прекрасно знающими все тайны обольщения и жизни многоликого портового города.

Есть легенда, что Карлос Гардель рос именно таким «мачо». Впрочем, музыкальные справочники освещают множество его биографий, причем, одна фантастичнее другой. И это тоже достойно удивления, потому что жизнь его хорошо известна, и в ней не так уж много легенд. Но, если речь идет о кумире публики – легенды частенько оказываются правдивей и естественней, чем малоинтересные, хотя и реальные факты его биографии. Кроме «Гарделя-портеньо», ходили и другие легенды об артисте. Например, о «Гарделе-гаучо», о котором говорили, что он вырос в Буэнос-Айресе, разносил письма и пел на улицах, зарабатывая на жизнь, и в конце концов стал ловким пройдохой и всеобщим любимцем публики… Или вот еще – о «Гарделе-негоро»; будто бы он родился в горной деревне, принадлежавшей богатому плантатору, и своим появлением на свет был обязан страсти хозяина к рабыне-негритянке… А прозвищ у него было и того больше: Гарделито, Дон Карлос, Маэстро, Тот, кто поет как бог, Франсито (Французик), Креольский Дрозд и, наконец, попросту – Старина. О, еще бы, ведь он прославил на весь мир свой город песней «Буэнос-Айрес керридо» и, как писал его биограф Ромеро Манци, в его песнях «можно проследить судьбу Буэнос-Айреса, улиц и закоулков, криков и шепотов, прошлого и настоящего, шумных, веселых и полных нежности вечеров. Город обрел в Гарделе своего Человека, своего историка, неподражаемого и точного…».

Карлос Гардель (Гардес – была его настоящая фамилия) родился на самом деле во Франции, в Тулузе, 11 декабря 1890 года. Его мать-аргентинку звали донья Берта. Когда уже обласканного славой Гарделя в середине 30‑х спросили о его отношениях с матерью, он с теплотой и искренностью ответил: «Когда мне нужны мир, спокойствие и тишина, я прихожу навестить мою старушку и возле нее вновь обретаю силы». В столице Аргентины, куда семья переехала из Парижа, он рано начал петь, и сразу – с большим успехом. Уже тогда этого гибкого, «лакированного» юношу часто забрасывали цветами: своими песнями он точно «попадал в сердца» сентиментальной столичной публики. Конечно, репертуар буэнос-айресских театров, состоявший из пьес, в которых очень по-аргентински «раздирание страстей в клочья» заканчивалось сладкой идиллией и щемящей лирикой, весьма повлиял на сюжеты ранних танго Гарделя.

А Франция снова вошла в жизнь артиста в конце 20‑х. Он поет в шикарных кабаре Парижа, его танго имеют бешеный успех, в словах песен появляется утонченность чувств, а простота и сердечность красавца-«портеньо» приобретают уже не аргентинский, а европейский светский лоск. Ослепительные женщины вьются возле молодого и талантливого артиста. Гардель любил жизнь и не упускал возможности воспользоваться случаем, но это не помешало ему сказать журналистам: «Женщины? Я все-таки предпочитаю латиноамериканок, они лучше понимают мой темперамент, а впрочем, мне нравятся все привлекательные и умные женщины». Вскоре в Жуанвилле, где открылось французское отделение американской киностудии «Парамаунт», Карлос Гардель начинает сниматься в кино.

Впервые аргентинский певец появился на экране в немом фильме «Цветок персика» (1917). Участие в нем кончилось для Гарделя печально. Он понял, что как киноактер далек от совершенства, и от самоуверенности не осталось и следа. Однако желание играть подтолкнуло его брать уроки актерского мастерства у хороших французских режиссеров. Делал он это втайне, постоянно повторяя друзьям и журналистам: «Я певец, и как актер не работаю». И только спустя тринадцать лет, в 1930 году, режиссер Эдуардо Морейра снял с ним около десятка короткометражек, где Гардель исполнял собственные песни. Так что некоторый опыт у певца появился, но его явно не хватало для успеха в условиях уже довольно развитой кинематографии. Тем не менее, для съемок фильма «Огни Буэнос-Айреса» с его участием в Жуанвилле был запущен в оборот весь арсенал коммерческого кино. Много музыки, красивые артисты, пылкие страсти, экзотическая для европейцев и североамериканцев природа. Одним из авторов фильма был известный впоследствии Мануэль Ромеро, тогда еще начинающий писатель и режиссер, бредивший постановками национальных аргентинских музыкальных лент. Фильм провалился, а газеты писали, что единственно достойным внимания в картине был только голос Гарделя, что прибавило очков к его славе, но самого артиста надолго выбило из колеи.

А студия продолжала снимать фильмы с Гарделем, то есть эксплуатировать его голос, совершенно не обращая внимания на плохую актерскую игру. Фильмы, впрочем, тоже были пустышками, но это не имело значения – важен был его голос, и они имели успех. На «Огнях Буэнос-Айреса» в Испании публика аплодировала стоя исполнению Гарделем одного из своих танго и потребовала повторить киноэпизод… В общем, за два года Карлос снялся в четырех парижских картинах, после чего получил приглашение в Голливуд. Следующие свои танцы он исполнял в очередных пустышках, но уже на Лонг-Айленде – «Танго на Бродвее» (1934), «Танго-бар» (1935) … Голливуд принимает его. Режиссер Норман Торог, снимавший музыкальные фильмы со всеми сколько-нибудь значительными звездами эстрады 30–50‑х годов, приглашает Гарделя в картину «Ловцы звезд», понравившуюся публике и прессе. Следом он получает лестное предложение от старого друга Мануэля Ромеро, получившего, наконец, возможность осуществить свою давнюю мечту – снять в Голливуде аргентинский музыкальный фильм «Румба». С хорошим, не «бросовым» сюжетом. Гардель тоже окреп: он приобрел уверенность, опыт, а его лирические песни, неподражаемые танго, покорили весь мир. Но этому проекту не суждено было увидеть свет.

Пока режиссер заканчивал подготовительный период к съемкам, Карлос Гардель принял приглашение выступить в знаменитом Колумбийском театре Хорхе Исаака. Ромеро, будто предчувствуя неладное, пытался отговорить его лететь. Но певец мягко настоял на своем. И погиб – самолет разбился где-то в Андах. Вечером администратор Колумбийского театра, только что узнавший о несчастье, выйдя на сцену и обращаясь к переполнившей зал публике, срывающимся голосом сказал: «Прошу извинить, концерта не будет, сеньоры. Сегодня погиб Карлос Гардель». Авиакатастрофы тогда не были редкостью.

Но вот, верьте или не верьте – в день вылета «Карлито» из Штатов, около трех пополудни, его матушке, донье Берте, дремавшей в жару в своей буэнос-айресской квартире, показалось, что постучали в дверь. Тяжелый горячий комок на мгновение стиснул сердце и провалился в пустоту. Донья Берта встала и открыла дверь. На площадке никого не было. Тогда она вышла на лестницу и громко позвала. Тишина ответила ей. Двор был пуст, лишь задержавшийся у ворот мальчишка-газетчик рылся в велосипедной сумке, монотонно насвистывая знаменитое танго ее сына, танго Гарделя…

Анатолий СИГАЛОВ, Германия

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »