Зло должно быть уничтожено
Зло незаметно, о нём редко говорят, всё чаще, по сути, о плохом, некрасивом, неудобном… Мы узнаём его в терактах, оно смотрит на нас с кадров военной кинохроники, вот и сейчас мы видим его лицо – в событиях, произошедших недавно в Иерусалиме, в Хар Ноф, где экстремисты убили молящихся евреев. Вот они, эти лица – ты […]
Зло незаметно, о нём редко говорят, всё чаще, по сути, о плохом, некрасивом, неудобном… Мы узнаём его в терактах, оно смотрит на нас с кадров военной кинохроники, вот и сейчас мы видим его лицо – в событиях, произошедших недавно в Иерусалиме, в Хар Ноф, где экстремисты убили молящихся евреев.
Вот они, эти лица – ты смотришь в них, в лица совершивших это зло, и думаешь, что они, вроде, тоже люди. В синагогу, место света, вошла тьма, смерть и скорбь. Они и на руках тех, кто совершил это чудовищное преступление, и тех, кто им сочувствует. Странно и страшно, что всё остальное человечество с таким трудом и неохотой возмутилось произошедшим!
Есть грехи, заслуживающие Б-ожественного наказания. Иногда нам даже, кажется, дано уловить эту причинно-следственную связь между жестокостью, ложью и воровством Содома и его разрушением. Эгоизм и самоуничтожение стали синонимами. В иных случаях мы не понимаем причин обрушившихся на нас несчастий, мы просто молим Б-га о пощаде, просим Его отменить приговор. Будучи не в силах вынести наказания, мы раскаиваемся во всех совершённых нами грехах – осознанных и неосознанных . Так или иначе, понять логику Всевышнего нам не дано, остаётся лишь молиться – таков порядок обращения к Б-гу.
Объяснить произошедшее в Хар Ноф я не могу, но вот какими мыслями хочу поделиться с вами в связи с этим событием.
Начну с истории, произошедшей с пятым Любавическим Реббе Шолом Дов Бером (1860-1920). Однажды приехал к нему один из его последователей, хасидов. Приехал просить о помощи, ибо находился он с недавнего времени на грани банкротства, кредиторы уже и к дому его присматривались, но это было ещё полбеды. Самое ужасное состояло в том, что его сын был тяжело болен, и ничто ему не помогало, врачи лишь разводили руками. Мальчику оставались считанные дни, и отец поспешил к Реббе за благословением, способным чудесным образом остановить эту череду злоключений и дать мазал – удачу. Реббе внимательно выслушал близкого к отчаянью человека, а потом лишь пожал плечами, дескать, помочь ничем не смогу.
Хасид не поверил своим глазам: Шолом Дов Бер слыл человеком добрым, щедрым, сочувствующим каждому. Он помог многим, а тут речь идёт о человеческой жизни. Приезжий залился слезами и бросился вон из комнаты на крыльцо: «Уж если Реббе мне не смог помочь, значит, всё кончено,» – думал он. Через некоторое время к нему подошёл брат Реббе, Реб Залман Арон. Выслушав несчастного, он тут же посоветовал ему обратиться к Реббе, а, узнав об отказе, решил поговорить с братом сам. Шолом Дов Бер принял хасида снова, дал ему полезный совет в отношении финансов и благословил.
Как стало известно впоследствии, и дела нашего героя уладились, и сын его пошёл на поправку… Остаётся понять, почему Реббе не помог ему сразу. Согласно интерпретации седьмого Любавического Реббе, цадик мог и хотел помочь несчастному, но тот сам был не готов принять благословение и совет. Он приехал за помощью, как за вещью, за чем-то, отдельным от него самого. Первоначальный отказ не только расстроил, но и сделал его более восприимчивым, «раскрыл ему душу». Можно провести параллель с дождём, упавшим в нераспаханную почву. Его вода останется в лужах, да и только. Горе дало приехавшему способность принять благословение цадика подобно тому, как земля, познавшая плуг, впитывает влагу.
Мы ждём прихода Мошиаха (Мессии), ждём свет и добро, которые Он принесёт с собой. Свет, добро, радость, все прелести нашего комфортного бытия – разве мы не окружены ими сейчас, в XXI веке? Может, «рай» на Земле уже настал? Наверное, ещё нет. В мире есть зло. Оно явилось нам в Хар Ноф. Оно будет напоминать о себе. Нам недостаточно быть добрыми друг к другу и оберегать окружающую среду.
Зло должно быть стёрто с лица земли, и для этого нам нужен Мошиах.
Раввин Арон Хехт принадлежит хасидскому движению ХаБаД.
Его школа находится в Сан-Франциско по адресу 423 10th Аве.
(Рядом с Geary Blvd.).
Приходите на лекции или просто на ужин в Шаббат!
Подробности на сайте www.rtchabad.org