Эбола – эпидемия страха
В течение последних месяцев угроза эпидемии лихорадки Эбола находится в центре внимания всех СМИ. Страхи вокруг этого заболевания распространяются быстрее, чем сам вирус. Создаётся впечатление того, что Эбола уже в каждом штате страны. Панические настроения захватывают всё больше людей. Так, например, жители одного городка, узнав о том, что кто-то из соседей побывал в Африке, потребовали закрыть […]
В течение последних месяцев угроза эпидемии лихорадки Эбола находится в центре внимания всех СМИ. Страхи вокруг этого заболевания распространяются быстрее, чем сам вирус. Создаётся впечатление того, что Эбола уже в каждом штате страны. Панические настроения захватывают всё больше людей. Так, например, жители одного городка, узнав о том, что кто-то из соседей побывал в Африке, потребовали закрыть школу. В некоторых СМИ обсуждается вопрос о прекращении работы общественного транспорта в условиях угрозы появления Эболы в городе.
Эти страхи не являются беспочвенной фобией. В их основе лежат две причины.
Первая – объективная. Лихорадка Эбола – коварное, смертельно опасное и мало изученное заболевание. Вирус Эболы постоянно мутирует. Пока мы не подавим это заболевание, никто не знает, достиг ли вирус окончательной формы.
Прежние штаммы вируса Эболы не проявляли себя в организме человека в течение 21 дня и не распространялись по воздуху. Однако недавно учёные Drexel University заявили о том, что 21-дневный латентный (инкубационный) период сегодняшнего штамма недостаточен для проявления заболевания. В статье, опубликованной в The University of Minnesota`s Center for Infection Disease Research and Policy, утверждается, что “пути передачи заболевания не ясны”. Учёные U.S. Army Medical Center пришли к выводу, что вирус лихорадки Эболы может передаваться по воздуху, но в условиях холодной (65 градусов по Фаренгейту) и сухой погоды. Поэтому в африканских странах вирус по воздуху не распространяется.
Сегодня вакцины против вируса Эболы находятся в стадии разработки. Единственный метод лечения – регламентированное переливание специальной смеси, помогающей иммунной системе заболевшего создать надёжную защиту от вируса и предотвращающей обезвоживание организма. Помогает лечению также переливание заболевшему крови выздоровевшего человека.
Нынешний штамм распространяется среди жителей стран Западной Африки быстрее и охватывает более обширную территорию, чем это было раньше.
Сегодняшняя вспышка лихорадки Эбола – худшая в сравнении со всеми предыдущими. В странах Западной Африки уже погибло 5,000 человек, и нет никаких признаков замедления распространения вируса.
16 врачей из организации “Врачи без границ” заразились вирусом Эбола. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 450 медицинских работников, которые находились в странах Западной Африки, заболели этой лихорадкой. Из них 244 умерли. Все медработники носили защитные костюмы, маски, перчатки и соблюдали все указания по индивидуальной защите.
Заявление ВОЗ, сделанное в середине октября, предупреждает о том, что, если в течение ближайших 60 дней мы не сможем контролировать ситуацию в Западной Африке, то столкнёмся с беспрецедентным кризисом.
Вторая причина серьёзного беспокойства, охватившего население США, – субъективная. Сегодня угроза эпидемии лихорадки Эбола в США является потенциальной. Чтобы эта угроза не превратилась в смертельную опасность, наше правительство должно опережать события, а не плестись за ними, а также действовать компетентно и решительно.
Вирус Эболы был обнаружен более 30 лет назад. Нынешняя вспышка этого заболевания началась в январе этого года. За прошедшие месяцы Center for Disease Control and Prevention (CDC) неоднократно заверял граждан США в том, что они держат ситуацию под контролем и поэтому беспокоиться не стоит. Но CDC не информировал нас, каким образом им удаётся контролировать ситуацию.
Высшие чиновники CDC насмехались над проявлением “излишней осторожности”. Но в то же время медицинские сёстры, лечившие Эрика Дункана (Eric Duncan) в техасском госпитале и соблюдавшие все меры предосторожности, оказались инфицированными вирусом Эбола. Одна из медсестёр, пока её болезнь не проявилась, успела побывать на круизном корабле, прилетев в порт его отправления на обычном коммерческом самолёте. Она не проходила карантин.
Чиновники CDC не нашли времени на детальное изучение результатов эпидемии Эбола в странах Западной Африки. Лишь когда вирус попал в США, выяснилось, что старая инструкция для медицинского персонала по обслуживанию вирусных больных не эффективна. Поэтому изменения в эту инструкцию пришлось вносить на ходу.
Такая беспечность, помноженная на некомпетентность работников CDC, а также успокоительные малообоснованные заверения Обамы не укрепляют доверие граждан США к федеральному правительству.
Недавно Обама объявил о создании ещё одного “царя”, который должен координировать работу по борьбе с вирусом Эбола на территории США. Тем самым он фактически признал, что CDC, огромный бюрократический монстр, работает неэффективно. Созданием такого “царя” президент создал ещё один слой бюрократии для более надёжной своей защиты от очередной проблемы США.
The Association for Professional and Infection Control and Epidemiology провела с 10 по 15 октября опрос работников отделений неотложной помощи госпиталей о готовности принимать пациентов, заболевших лихорадкой Эбола. Только 6% опрошенных ответили, что их госпитали готовы принимать таких больных, а 40% сообщили, что они “как-то готовы” (somewhat prepared). У большинства госпиталей нет изоляторов для заражённых вирусом Эбола. Те же госпитали, у которых есть, могут принимать не более 20 пациентов. Далёко не все госпитали имеют необходимое количество медицинского персонала, готового работать с инфицированными больными. Таким образом, если вирус Эболы прорвётся на территорию США, то наша система здравоохранения не сможет с ним справиться.
В этих условиях самым разумным представляется запрет на воздушное сообщение со странами Западной Африки, охваченными эпидемией лихорадки Эбола. Это свело бы к минимуму возможность прибытия в США людей, инфицированных этим вирусом и дало бы время для подготовки наших госпиталей к встрече с ним.
Обама не поддерживает идею запрета на въезд в США граждан из этих африканских стран. Он ссылается на мнение директора CDC доктора Тома Фридена (Tom Frieden). Своё мнение Фриден обосновывает следующим образом.
1. Вирус лихорадки Эбола не передаётся людям до тех пор, пока у инфицированного человека не проявляются симптомы болезни.
2. Мы не можем наглухо запечатать границы США. Жители стран Западной Африки могут проникнуть к нам, например, через южную границу.
3. Запрет на воздушное сообщение с этими африканскими странами ударит по их экономике.
Доводы выглядят, мягко говоря, странными. По Фридену получается, что экономическое благополучие этих стран важнее сохранения здоровья и жизни американских граждан. Никто не предлагает наглухо запечатать границы США. Закрытие воздушного сообщения резко сократит вероятность проникновения вируса Эболы в нашу страну. Кстати, только по туристическим визам из стран Западной Африки, охваченных лихорадкой Эбола, ежедневно прибывает до 200 человек. Через южную границу США в страну проникают только нелегалы. Их состояние здоровья никто, естественно, не проверяет. Политика Обамы поощряет нелегальную иммиграцию. Тем самым президент фактически открывает двери для проникновения вируса Эболы в США.
Сегодня нет достаточных доказательств того, что этот вирус не передаётся другим людям во время латентного периода. Поэтому такое утверждение Фридена выглядит легкомысленным и непрофессиональным.
Под нарастающим давлением на администрацию Обамы со стороны законодателей и общественности, а также в преддверии выборов в Конгресс Фриден объявил 22 октября об ужесточении правил проверки пассажиров, прибывающих в США из опасных стран. Теперь все самолёты из стран, в которых бушует лихорадка Эбола, принимаются только пятью международными аэропортами. Прибывшие получают термометр, брошюру с описанием симптомов заболевания и адреса, куда они должны обратиться при их проявлении. Проходящие проверку должны ответить на вопросы о своём самочувствии, сообщить, имели ли они контакты с заболевшими, а также маршрут своего пребывания в США. Прибывшие должны находиться в постоянном контакте с работниками CDC лично или через Skype. Такой мониторинг будет продолжаться 21 день.
В этой типичной бюрократической процедуре не учитывается один принципиальный аспект протекания заболевания: латентный период составляет 21 день, но никто не знает, когда вирус поселился в организме человека. В статье, опубликованной 16 октября в New England Journal of Medicine, приводятся результаты анализа протекания заболевания лихорадкой Эбола у более 4,000 человек. Оказалось, что у 13% заболевших признаки заболевания на его ранней стадии не проявлялись. Симптомы могут появиться, когда человек уже сел в самолёт. Это и случилось с Эриком Дунканом.
Другой, не менее опасный вариант, – когда симптомы проявляются после прохождения проверки в американском аэропорту. Это произошло с Крегом Спенсером (Craig Spencer). Он прилетел из Гвинеи в аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Благополучно прошёл проверку. Симптомы заболевания проявились через неделю. В течение этого срока Спенсер пользовался городским метро, брал такси, заходил перекусить в несколько кафе быстрого обслуживания и встречался с друзьями.
Сегодня высказывается предложение о том, чтобы те, кто собрался лететь в США из стран, охваченных эпидемией лихорадки Эбола, проходили через 21-дневный карантин перед посадкой в самолёт. Но и эта мера тоже недостаточно эффективна.
Значительно более простой и более эффективной мерой предстает запрет на приезд в США граждан опасных стран. Эта мера, кстати, намного дешевле для нас. Ведь за проверки в наших аэропортах, а также за лечение выявленных больных из зарубежных граждан платим мы, налогоплательщики. Но для Обамы это не его деньги, и поэтому он их не жалеет.
Недавно при проверке пассажиров из Либерии были обнаружены четыре человека с заболеванием Эболы. Их, конечно, направили на лечение в госпитали.
21 октября на CNS News выступил крупнейший американский вирусолог Уильям Миллер (William Miller). Он, в частности, сказал: “Инфекционные заболевания – это всегда игра чисел. Это статистика. У вируса Эбола только одна задача – найти людей, восприимчивых к заболеванию.” Поэтому чем больше людей из стран, в которых распространилась эпидемия лихорадки Эбола, прибывают в США, тем больше вероятность появления этого вируса у нас. По мнению доктора Миллера, проверки приезжающих в аэропортах США и их дальнейший мониторинг недостаточны для защиты населения нашей страны. Он также сказал: “Мы не можем закупорить наши границы. Но, прекращая въезд из опасных стран, мы резко снижаем количество возможных заболевших… Каждый из прибывающих из этих стран – это бомба замедленного действия. Это “русская рулетка”, и лишь вопрос времени, когда мы получим следующего больного”.
Играющие в “русскую рулетку” в барабан револьвера, обычно шестизарядного, заряжают только один патрон.. Барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается патрон. После этого они по очереди подносят дуло револьвера к виску и нажимают на спусковой крючок. Какой из выстрелов окажется смертельным, никто не знает.
На фоне успокаивающих заявлений Обамы и CDC президент подписал в конце минувшей недели распоряжение, позволяющее CDC задерживать и помещать в карантин (фактически в тюрьму) тех, у кого обнаружены высокая температура и проблемы с дыханием. По распоряжению президента Пентагон приступил к созданию команды быстрого реагирования для оказания помощи в этой деятельности CDC.
Итак, с одной стороны Обама блокирует предложение о запрещении воздушного сообщения с африканскими странами, охваченными эпидемией лихорадки Эбола. Меры контроля авиапассажиров не препятствуют попаданию на территорию США людей с вирусом Эбола, который не успел ещё проявить себя. Всё это искусственно увеличивает риск распространения лихорадки Эбола в США. Правительство Обамы как бы приглашает эту болезнь в нашу страну.
С другой стороны, к участию в борьбе с лихорадкой Эбола на территории США подключается Пентагон.
Что это? Некомпетентность федерального правительства или умышленное запугивание населения США угрозой эпидемии?
Джон Адамс предупреждал американский народ в 1776 г. о том, что нагнетание страха лежит в основе деятельности тиранических правительств для усиления государственной власти.
Григорий ГУРЕВИЧ