«Норма» сан-францисская
«Норма», одна из лучших опер Винченцо Беллини, выдающегося оперного композитора первой половины 19 века, была создана в 1831 году и до сих пор поражает слушателей своей романтической приподнятостью и виртуозным блеском. В прошлом партию Нормы исполняли такие выдающиеся певицы, как Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Беверли Силлс и другие. Впервые опера была поставлена Сан-Францисской […]
«Норма», одна из лучших опер Винченцо Беллини, выдающегося оперного композитора первой половины 19 века, была создана в 1831 году и до сих пор поражает слушателей своей романтической приподнятостью и виртуозным блеском.
В прошлом партию Нормы исполняли такие выдающиеся певицы, как Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Беверли Силлс и другие.
Впервые опера была поставлена Сан-Францисской Оперой в 1937 году и впоследствии исполнялась достаточно редко, так как требовала участия выдающихся исполнителей. Нынешняя постановка «Нормы» в Сан-Франциско – восьмая по счёту в нашем театре. После первых двух спектаклей были заменены два исполнителя (о причинах можно только догадываться). Я посетил третий спектакль.
Уже давно не доводилось слушать и смотреть оперные спектакли с участием такого выдающегося состава талантов..
Оркестр под руководством Николы Луизотти справился со всеми трудностями партитуры, но на сей раз исполнение дирижёром и оркестром выглядело не совсем обычным, без привычных энтузиазма и вдохновения. Малоинтересной оказалась и сама постановка оперы (режиссёр Кевин Ньюбери). Музыка требовала от действующих лиц размаха и больших страстей, а публика, в основном, видела солистов, выходящих на авансцену и исполняющих (правда, замечательно исполняющих) те или ииые коцертные номера. Столь же невыразительными были оформление сцен, декорации (художник Дэвид Коринс). Об этом можно только сожалеть.
Краткое содержание оперы. Римский проконсул Поллион (Рассел Томас, тенор) признаётся своему другу Флавию (тенор А.Ж. Глуккерт, «Адлер Феллоу»), что разлюбил верховную жрицу Норму, дочь верховного друида Оровезо (бас-баритон Кристиан Ван Хорн), которая ради Поллиона изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Оказывается, он влюбился в молодую жрицу Адальжизу (меццо-сопрано Джеми Бартон). (Друиды – жрецы у древних кельтов Галлии).
Римляне уходят, услышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам и предсказывает падение власти римлян – такова воля богов (украшение всей оперы, каватина “Casta Diva», молитва, обращённая к Луне). Друиды склоняются перед священным камнем., затем уходят. Остаётся Адальжиза, которая умоляет богов дать ей силы забыть Поллиона. Возвращается Поллион, клянётся Адальжизе в любви и предлагает уехать вместе с ним в Рим. Адальжиза в смятении.
Покои верховной жрицы. Норма делится своими опасениями с подругой Клотильдой (сопрано Джаквелин Пикколино, «Адлер Феллоу»), подозревая, что Поллион оставил её ради другой, но не знает имени своей соперницы. Входит Адальжиза и признаётся Норме, что полюбила Поллиона и готова ради него нарушить обет целомудрия. Норма, осознавая свои прегрешения, готова простить Адальжизу. Входит Поллион. Увидев обеих женщин, он вынужден сообщить Норме, что между ним и ею всё кончено, затем хочет увести Адальжизу, но та отталкивает римлянина: она слишком чтит верховную жрицу и не станет возлюбленной человека, предавшего Норму.
Акт второй. Норма ожидает возвращения Адальжизы, но вместо неё приходит Клотильда и сообщает, что разговор Адальжизы с Поллионом не принёс положительных результатов: римлянин непреклонен, он навсегда покидает бывшую возлюбленную. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к восстанию. За стенами – шум и крики. В храм приводят Поллиона: оказывается, он пытался похитить из храма жрицу-девственницу Адальжизу. Ему угрожает смерть.
Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы и вернётся к ней, но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костёр: на нём погибнет нарушительница обета, истинная виновница всего. Воины требуют назвать её имя. Норма открывает правду: это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она поручает Оровезо заботиться о её сыновьях и вырастить их воинами. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается остановить её, но жрица непреклонна. Тогда Поллион принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоём восходят на костёр.
И, если содержание оперы можно почерпнуть из интернета, то бушующее пламя костра, уносящего две жизни, можно только увидеть и пережить..
Партия Нормы чрезвычайно сложна и требует глубокого проникновения в очень многогранный и противоречивый образ властной, решительной и любящей женщины, беспредельно преданной матери, пользующейся огромным авторитетом у своего племени. Но не менее сложна эта партия и в чисто техническом плане, Здесь требуется широкий диапазон звучания, большой голос, позволяющий сочетать лирические сцены с весьма драматическими, и блестящая колоратурная техника. Всеми этими достоинствами исполнительница роли Нормы, Сондра Радвановская, обладает в полной мере. Любители музыки Сан-Франциско познакомились с ней в 2009 году, когда она исполняла в нашей Опере роль Леоноры в вердиевском «Трубадуре», вызвав восторги как музыкальных критиков, так и публики.
Элегантное, умное и, в то же время, полное страсти и других раздирающих её душу эмоций исполнение Нормы, точность интонирования, свобода и естественность пребывания на сцене в сочетании с изысканностью её вкуса свидетельствуют не только о возможностях её большого и красивого голоса, но и о её врождённой (а быть может, приобретённой) артистичности. Поначалу показалось, что её пению присуще излишнее тремоло, однако со временем, когда она достаточно распелась, тремоло практически исчезло.
Неожиданным и феноменальным открытием стало выступление молодой американской меццо-сопрано Джеми Бартон в роли Адальжизы. Джеми недавно выступила в этой роли в Метрополитен Опера, что стало сенсацией в музыкальных кругах Нью-Йорка, а затем согласилась срочно заменить в Сан-Франциско в этой же партии бывшую Даведу Каранас. Мы услышали необычайно большой и красивый во всех регистрах голос, идеальное дыхание и звукоизвлечение, прекрасную дикцию и эмоциональное разнообразие настроений. И мы услышали пение, которое можно было бы охарактеризовать как прекрасный учебник вокального исполнительства. Её многочисленные контакты с другими персонажами поначалу демонстрируют святую наивность, а затем поражают точностью реакций и благородством принимаемых ею решений.
Тенор Рассел Томас тоже появился в качестве спешной замены запланированного прежде итальянского тенора Марко Берти в партии Поллиона. И снова эта замена оказалась очень удачной. Томас обладает светлым красивым голосом, он достаточно молод, но уже успел освоить много партий, включая и «Норму», так что его срочное приглашение практически не создавало дополнительных трудностей. Его голос звучал очень хорошо, пел он весьма выразительно. Он предельно искренен со своим другом Флавием, тоже тенором. Однако его взаимоотношения с женщинами, Нормой и Адалжизой, требовали, как мне показалось, каких-то дополнительных средств выразительности. Трудно было поверить, что он влюбился в Адалжизу, а отсюда – не верилось, что такой «градус любви» мог вдохновить его на расставание с Нормой.
В небольшой, но существенной партии жреца Оровезо, отца Нормы, безукоризненно выступил бас-баритон Кристиан Ван Хорн, обладатель большого голоса красивого тембра и драматического таланта. Хорошо вписались в ансамбль исполнители небольших партий А.Ж.Глуккерт и Джаквелин Пикколино. Полны обаяния дети Нормы и Поллиона, чувствовавшие себя на сцене весьма уверенно. Как обычно, превосходно звучали хоровые номера, подготовленные Яном Робертсоном. В данном случае это были только мужские хоры.
И, несмотря на ряд недочётов, можно с уверенностью утверждать, что этот спектакль стал выдающимся событием в музыкальной и культурной жизни Сан-Франциско.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско