О «Травиате» и не только
Есть на свете оперы, пользующиеся заслуженной сверхпопулярностью на всех материках (за исключением, по непроверенным данным, лишь Антарктиды). Вы можете расхваливать постановки этих опер или находить в них уйму недостатков, но с появлением афиши с дорогим сердцу названием вы непременно побежите на объявленный спектакль. И никакие попытки дирижёров и постановщиков придать классической опере «современный вид» (т.е. […]
Есть на свете оперы, пользующиеся заслуженной сверхпопулярностью на всех материках (за исключением, по непроверенным данным, лишь Антарктиды). Вы можете расхваливать постановки этих опер или находить в них уйму недостатков, но с появлением афиши с дорогим сердцу названием вы непременно побежите на объявленный спектакль. И никакие попытки дирижёров и постановщиков придать классической опере «современный вид» (т.е. ухудшить её до неузнаваемости) чаще всего не меняют отношение публики к любимому произведению.
К таким операм относятся «Свадьба Фигаро», «Норма», «Риголетто», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Князь Игорь», при том, что постановки некоторых из них в Сан-Франциско были постыдно скверными. К перечисленным выше произведениям относится и «Травиата», шедшая с двумя составами исполнителей почти полтора месяца в Сан-Францисской Опере.
Я побывал на двух спектаклях «Травиаты» с разным составом исполнителей, в том числе на спектакле 5 июля, который транслировался на бейсбольный стадион АТ@T, где собралось 26 тысяч любителей оперного искусства.
В июньском спектакле «Травиаты» партию куртизанки Виолетты Валери исполняла сопрано Николь Кабел, с которой сан-францисская публика познакомилась в 2012 году в опере Беллини «Капулетти и Монтекки». И сценически, и вокально её исполнение тогда было выше всех похвал, а уж как безукоризненно справлялась она со всеми трудностями! Партию Альфреда Жермона в «Травиате» исполнял тенор Стивен Костелло, с которым мы познакомились в постановке оперы «Моби-Дик», где он исполнял партию Гринхорна. Красивая внешность, красивый голос. Однако в июньской «Травиате» мы не почувствовали накала страстей: всё было разложено по полочкам, всё предусмотрено, и всё было как бы по-ученически. Похоже, эта осторожность проистекала оттого, что певец не успел ещё вжиться в образ Альфреда.
Партию Жоржа Жермона, отца Альфреда, исполнил болгарский баритон Владимир Стоянов. Всё очень правильно, всё профессионально, но не вызывает волнения. В ряде спектаклей партию Альфреда исполнял албанский тенор Сэймир Пиргу, с которым мы познакомились всё в той же постановке «Капулетти и Монтекки». Априори можно утверждать, что его исполнение партии Альфреда не могло быть достаточно успешным, так как характер его голоса явно не соответствует персонажу: Верди наделил этого персонажа мягким лирическим тенором, что не соответствует голосу Пиргу. Здесь ошибка была допущена руководителями постановки. В рецензии на нее музыкальный критик Косман оценил выступление Пиргу, как и многих других исполнителей, достаточно отрицательно. Следует отметить, что небольшие партии куртизанок и их покровителей были исполнены живо и с чувством юмора, где это было уместно. Необычно невыразительно играл оркестр под управлением Николы Луизотти.
Совсем иные впечатления оставила мелодрама «Травиата», исполненная 5-го июля. На сей раз оперой дирижировал итальянец Джузеппе Финзи, который в последние годы часто сотрудничал с Оперой Сан-Франциско и одновременно успешно дирижировал спектаклями многих других театров, включая и Ла Скала. Вступление в «Травиату» оркестр под его руководством исполнил идеально, затем последовало несколько небольших «клякс», после которых музыкальный коллектив вновь вернулся к своим высоким стандартам исполнительства.
Мы увидели на сцене всё тех же знакомых исполнителей, что и в предыдущем спектакле, за «небольшим» исключением: партию Виолетты пела сопрано Эйлин Перез, а партию Жоржа Жермона – гавайский баритон Квин Келси, оба в прошлом – участники Мерола Опера Програм. У обоих вокальная карьера складывается весьма успешно. Достаточно упомянуть, что Эйлин уже успела выступить в Венской Государственной опере, в Ковент Гарден, в Театре Ла Скала, в Большом театре и т.д. Почти столь же красочна карьера Келси (Метрополитен Опера, Чикагская Лирическая Опера и т.д.). И один небольшой секрет: Эйлин Перез и Стивен Костелло вне сцены являются женой и мужем. Прошлым летом они выступали в Стерн Гроув Парке в составе участников Мерола Опера Програм, исполнив львиную часть программы и завоевав львиную часть успеха у публики.
Молодые талантливые исполнители, красивые, с тонкими талиями и свежими, красивыми голосами мгновенно завладели симпатиями зала и двадцатью шестью тысячами сердец на стадионе. Трагическая судьба Виолетты, болеющей туберкулёзом, впервые в жизни самоотверженно полюбившей молодого благородного мужчину, Альфреда Жермона, и вынужденная расстаться с ним, чтобы воссоединиться в последние минуты своей хрупкой жизни, исполнена Эйлин с подлинным мастерством и самоотдачей. Ты веришь каждому порыву её души и искренности и глубине её чувств. Все исполненные ею фразы мотивированны и вызывают сопереживание публики.Она демонстрирует идеальное дыхание, позволяющее на одном выдохе петь длинные фразы, очень точное попадание во все ноты в любых пассажах и различную окраску звучания в зависимости от различных ситуаций. Пожалуй, я не ошибусь, если назову Эйлин Перез одной из выдающихся современных певиц.
Стивен Костелло обладает меньшим артистическим опытом, чем Эйлин, но успешно овладевает искусством пения и сценическим мастерством. Он высок, красив, подтянут, обладает красивым по тембру голосом (лирическим тенором) и стремлением к самосовершенствованию. В первом акте он хорошо поёт, но ещё не знает, куда девать руки и ноги. Однако уже со второго акта он всё глубже проникает в суть характера своего персонажа, его постижение образа Альфреда становится всё глубже и основательней.
Баритон Квин Келси в роли Жоржа Жермона обладает красивым голосом и значительным сценическим опытом и продемонстрировал глубокое понимание создаваемого им образа во всём его развитии. Он осознаёт допущенные им ошибки и пытается снова соединить судьбы Альфреда и Виолетты. Увы, слишком поздно.
Не стану перечислять заслуги многочисленных лиц в создании этого замечательного спектакля. Часть работы была продемонстрирована в перерыве между первым и вторым актами, когда один из директоров отвечал на вопросы публики при открытом занавесе, меж тем как рабочие сцены на глазах публики меняли декорации (что-то вроде обычаев Метрополитен Опера) .
На следующий день мне удалось побывать на оперном спектакле «Мадам Баттерфляй». Выскажу несколько соображений, связанных с этой постановкой, рискуя навлечь на себя возмущение читателей. В спектакле были задействованы хорошие певцы, но отсутствие декораций не было обусловлено какими-либо художественными соображениями и не улучшало восприятие спектакля. Главный действующий персонаж оперы, шестнадцатилетняя Чио-Чио-Сан, обманута бессовестным американцем Пинкертоном и вовлечена в фиктивный брак с ним. Этому обману способствует и американский консул. Через некоторое время «супруг» возвращается в Америку, а Чио-Чио-Сан и её и Пинкертона сын годами ждут возвращения «супруга» и отца.
Всё случившееся с Чио-Чио-Сан было обусловлено её молодостью, неопытностью, чистотой её души и наивностью: ведь ей было только 16 лет! В спектакле роль Чио-Чио-Сан исполняла очень хорошая певица и актриса на пороге своего пятидесятилетия. Её одежды были скроены таким образом, чтобы скрыть её полноту, округлое лицо подверглось интенсивной «художественной обработке», наивность то и дело обыгрывалась, но воспринималась чисто условно. Замечу ещё, что временами её голос «качался».
Я думаю, что мы ещё не раз, к всеобщему удовольствию, услышим и увидим эту талантливую певицу и актрису, но зачем ей нужно было браться за роль, в которой главным фактором являются молодость и наивность? И вообще, как решается в оперном искусстве проблема «переходного возраста»?
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел.567-3223)