Обзор DVD выпуск 212

Share this post

Обзор DVD выпуск 212

Il Sorpasso. A film by Dino Risi. 1962. The Criterion Collection. Dual-Format Edition.  DVD + Blu-Ray. («Обгон». Режиссёр Дино Ризи). Жан-Луи Трентиньян и Витторио Гассман до того непохожие актёры, что трудно вообразить их играющими в паре. Но именно это происходит в картине «Обгон». Более того, абсолютная и столь очевидная разность их характеров и темпераментов в […]

Share This Article

Il Sorpasso. A film by Dino Risi. 1962. The Criterion Collection. Dual-Format Edition.  DVD + Blu-Ray. («Обгон». Режиссёр Дино Ризи).

Жан-Луи Трентиньян и Витторио Гассман до того непохожие актёры, что трудно вообразить их играющими в паре. Но именно это происходит в картине «Обгон». Более того, абсолютная и столь очевидная разность их характеров и темпераментов в немалой степени определяет успех этого фильма.

Интроверт Роберто (Трентиньян) и экстраверт Бруно (Гассман) живут в разных мирах, почти не пересекающихся друг с другом. И свести их вместе мог только случай. Случайно Бруно остановил свою машину рядом с домом, в котором живёт Роберто. Случайно было открыто окно. И Бруно попросил у незнакомого человека разрешения зайти и позвонить по телефону. И вот уже Роберто оказывается в машине Бруно. И они едут куда-то. Встречают кого-то. Бруно со всеми друг-приятель – и с теми, кого он знает, и с теми, кого он видит впервые. И с ним все приятели. Для застенчивого сдержанного Роберто всё это сначала дико, странно, а потом – привлекательно и заманчиво. «Я провёл вчера лучший день моей жизни», – говорит он новому приятелю-ментору. Он думает, что стал теперь другим человеком. Но разве можно стать другим, не собой?

«Обгони эту машину», – говорит Роберто новому приятелю. – И эту, и эту». Он чувствует свободу, он вырвался из рамок повседневных правил. Ветер звенит в ушах. И машина выскакивает на встречную полосу – под гигантский трейлер. Тому, кто живёт в своей стихии, может повезти, а может не повезти. Бруно успевает выскочить из машины.

Но оказавшемуся в чужой стихии Роберто повезти не может.

***

Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

Riot in Cell Block 11. A film by Don Siegel. 1954. The Criterion Collection. Dual-Format Edition.  DVD + Blu-Ray. («Бунт в тюремном блоке № 11». Режиссёр Дон Сигел).

Дон Сигел (1912-1991) родился в Чикаго в еврейской семье, учился в Англии в Колледже Иисуса Кембриджского университета. Карьеру в кино начал как монтажер (работал, в частности, над монтажом «Касабланки»). Как режиссёр дебютировал короткометражками «Ночная звезда» (Star in the Night, 1945) и «Гитлер живёт?» (Hitler Lives?, 1945) – оба фильма отмечены «Оскарами». После этого успеха Сигел получил возможность ставить полнометражные картины.

«Бунт в тюремном блоке № 11» – шестой полнометражный фильм Дона Сигела.

История его такова. Фильм был задуман продюсером Вальтером Вангером (1894-1968), кстати, родившимся в Сан-Франциско и похороненным в Колме. Настоящая фамилия его была Фицвангер, он происходил из состоятельной еврейской семьи, эмигрировавшей в США в 19-м веке.

Вангер был продюсером множества фильмов, в том числе таких классических лент, как «Дилижанс» Джона Форда, «Иностранный корреспондент» Хичкока, «Скарлет-стрит» и «Тайна за дверью» Фрица Ланга, «Момент безрассудства» Макса Офюльса, «Клеопатра» Джозефа Манкевича.

В декабре 1951 года Вангер двумя выстрелами ранил любовника своей жены, влиятельного агента Дженингса Ланга. Адвокату Вангера удалось убедить присяжных, что его подзащитный находился в состоянии «временного умопомрачения», и продюсер отсидел в тюрьме всего четыре месяца. Но эти четыре месяца произвели на Вангера такое впечатление, что, выйдя на свободу, он решил сделать фильм о жестокости тюремных порядков. Вангер заказал сценарий и подрядил Дона Сигела поставить картину. Снимали фильм не в павильонах, а в настоящей тюрьме «Фолсом», массовка была подобрана из настоящих охранников и настоящих заключенных.

В фильме заключенные  одиннадцатого блока захватывают в заложники нескольких охранников и требуют изменений тюремного режима. Речь идёт о жестокости охранников, о перенаселённости тюрьмы, о скверном питании, о том, что психически больные заключенные должны содержаться отдельно. Лидеру восстания Джеймсу Дунну удаётся удержать заключенных от расправы над заложниками и одновременно довести до сведения прессы их требования. Губернатор соглашается с условиями, выдвинутыми заключенными, и даже подписывает с ними некий договор о том, в частности, что участники восстания не будут наказаны. Но вскоре выясняется, что сенат штата не утвердил договора, подписанного губернатором, и Дунну грозит новый срок – 30 лет.

В этой ленте проявилось в полной мере мастерство Сигела, его умение удерживать – драматургией и ненавязчивым монтажом – внимание зрителя на протяжении всей картины.

«Бунт в тюремном блоке № 11», несомненно, относится к лучшим работам Сигела, снявшего, напомню, такие примечательные фильмы, как «Вторжение похитителей тел» (Invasion of Body Snatchers, 1956), «Убийцы» (The Killers, 1964), “Грязный Гарри” (Dirty Harry, 1971).

***

Клинт Иствуд неоднократно называл Дона Сигела своим учителем в режиссуре. Дону Сигелу и Серджио Леоне (итальянскому режиссёру, в картинах которого Иствуд тоже  снимался) посвящён фильм Иствуда “Непрощённый” (Unforgiven, 1992).

***

Ассистентом Дона Сигела на фильме “Бунт в тюремном блоке № 11” был Сэм Пикенпа, впоследствии ставший знаменитым режиссёром, которого нередко называют “одним из наиболее значимых новаторов кинематографа 20 века”, предшественником таких режиссёров, как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино. На мой вгляд, Пикенпа гораздо более значительная фигура, чем Скорсезе и Тарантино, и я бы назвал Скорсезе и Тарантино его подражателями.

Endeavour. 2014. Blu-Ray. PBS. («Стремление»). 2 диска.

Четыре новых полуторачасовых эпизода популярного сериала об инспекторе Морсе, детективе Оксфордской полиции. Сериал основан на романах английского писателя Колина Декстера.

С 1987 по 2001 гг. в эфир вышло 12 сезонов «Инспектора Морса» (33 эпизода).

С 2012 года появляются сериалы-приквелы о молодом инспекторе Морсе.

Я как-то писал, что, если бы в Оксфорде случалось столько убийств, сколько их произошло в фильмах о Морсе, то в университете некому было бы не только учиться, но и преподавать. Видимо, создатели сериала тоже задумались об этом. В четырёх новых эпизодах речь идёт не о студентах и профессорах, а о городской элите, городском истеблишменте. И, наверное, именно поэтому в фильмах появляются тени прошлого, семейные предания, привидения, живущие в старинном замке, а нынче дорогом пансионе для девочек. Кажется, что сценаристы начитались Конан-Дойля. Во всяком случае, «Собаку Баскервилей» они точно штудировали.

Последний, четвёртый фильм этого сезона вообще похож на американские гангстерские картины. Английские полицейские – что уже совершенно необычно – берут в руки оружие.

Like Someone in Love. A film by Abbas Kiarostami. 2012. The Criterion Collection. Dual-Format Edition.  DVD + Blu-Ray. («Словно кто-то влюблённый». Режиссёр Аббас Киаростами).

Последняя по времени работа замечательного иранского режиссёра, снятая им в Японии. Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 2012 года, где картину только что не освистали. Публика была в недоумении.

Картина странная. Это рассказ о почти отеческом чувстве, вспыхнувшем у пожилого профессора к проститутке. Вероятно, за этим сюжетом предполагается какой-то второй смысл. Я лично его не увидел. Однако я смотрел этот фильм не только с любопытством, но и с интересом. И дело не в прошлых заслугах автора. Речь не о пиетете. Киаростами умеет создать атмосферу и погрузить в неё зрителя. Это настоящее кино.

***

Фильм превосходно трансформирован.

На диске вы также найдёте соракапятиминутную ленту, рассказыващую о работе Киаростами над этой картиной.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »