Лето в ритмах zydeco

Share this post

Лето в ритмах zydeco

Те выходные в Сан-Франциско выдались на удивление солнечными и, не побоюсь этого слова, жаркими. Люди вышли из домов и наслаждались заслуженной субботой. В этом странном городе, неустанно овеваемом пронзительными тихоокеанскими ветрами, по-настоящему тёплые дни случаются намного реже, чем хотелось бы, следовательно, как только приходит осознание того, что наступающий день задумал быть именно таким, нужно во […]

Share This Article

Те выходные в Сан-Франциско выдались на удивление солнечными и, не побоюсь этого слова, жаркими. Люди вышли из домов и наслаждались заслуженной субботой.

В этом странном городе, неустанно овеваемом пронзительными тихоокеанскими ветрами, по-настоящему тёплые дни случаются намного реже, чем хотелось бы, следовательно, как только приходит осознание того, что наступающий день задумал быть именно таким, нужно во что бы то ни стало бежать на улицу и ловить момент, потому что следующий может случиться совсем не скоро. И вот, следуя за призрачным июньским теплом, я выбралась в даунтаун, и, совершенно случайно, наткнулась на маленький концерт, проходивший на открытом воздухе, на лужайке в парке Yerba Buena. Парочки нежно обнимались, расположившись на газоне, дети резвились и бегали друг за другом, а у хвойных, неведомых мне деревьев летала колибри, мерцая перламутровыми крылышками. И над всей этой летней, сказочной картиной лилась простая, но от этого не менее зажигательная музыка, и многие танцевали, не в силах устоять на месте. Женщины скидывали туфли на высоких каблуках, такие необходимые в гардеробе каждой дамы, но, как правило, ужасно неудобные, и пускались в пляс под завораживающие звуки аккордеона. Это был Yerba Buena Gardens Festival. С мая по октябрь несколько раз в неделю в Yerba Buena проходят  концерты, выставки, поэтические вечера, танцевальные выступления – всё совершенно бесплатно. Итак, в субботу, 7 июня, я  попала на выступление легендарного Andre Thierry & Zydeco Magic.

Лето, солнце, зелёная поляна с фонтанами в центре прекрасного города, а на маленькой сцене – группа из пяти музыкантов с гитарами, ударными, гофрированной стиральной доской, аккордеоном и очаровательными улыбками. Ребята играли zydeco – национальную музыку чернокожих франкоязычных жителей Луизианы. К сожалению, переводчики пока не сошлись во мнении, как правильно переводить zydeco на русский язык, поэтому и я воздержусь.

Стиль zydeco объединяет в себе ритмы музыки каджунов (каджуны – этническая группа, одна из групп франкоакадцев, близка по родству франко-креолам), блюз, рок-н-ролл и музыку стран Карибского бассейна.

Zydeco – музыка скитальцев, вынужденно покинувших родную провинцию Акадию в 60х годах XVIII века. В переводе с креольского zydeco звучит как “бобы не солёные”, то есть жизнь до такой степени тяжёлая, что денег на соль нет. Но, несмотря на это, одна из характерных особенностей zydeco заключается в том, что в этой музыке почти что полностью отсутствуют минорные композиции.

Для русского человека это может показаться более чем странным, с нашим богатым выбором пронзительно-грустных, протяжных песен, которые способны наполнить сердце такой неповторимой есенинской тоской, которая и не снилась Луизиане. Но для местных жителей музыка стала способом выживать, а природа и история наложили на стиль zydeco свой особый отпечаток, объединив очарование Франции с жаром Луизианы.

Andre Thierry

Гармонии zydeco просты и понятны всем, они основываются на тонике и доминанте, а мелодия варьируется в пределах октавы. Для zydeco характерен быстрый темп, а ведущим инструментом обычно является кнопочный (хроматический) или же клавишный аккордеон.

Изначально музыка zydeco почти что не отличалась от своей “родоначальницы” – музыки каджунов, но после Второй мировой войны zydeco подверглась сильному влиянию блюза и рок-н-ролла, и невозможно не признать, что сочетание получилось очень “вкусным”. Скрипка, чьё присутствие было обязательным в музыке каджунов, перестала быть необходимым инструментом в zydeco, но зато бас-гитары, ударные и саксофон составили аккордеону отличную компанию. Кроме того, гофрированная стиральная доска также заняла почётное место среди инструментов, исполняющих традиционную франко-креольскую музыку. В качестве музыкального инструмента стиральная доска стала использоваться в 40-х годах и сразу завоевала большую популярность.

Zydeco и cajun – не только музыкальные, но и танцевальные традиции. Танцы в стиле каджун – это, в основном, тустеп, вальс или свинг, что же касается танцев zydeco, то обычно это синкопированный тустеп. Любопытно, что тустеп в zydeco исполняется на одном месте, в то время как в танцах каджун в распоряжении танцора вся сцена.

Тем тёплым субботним днём очаровательный молодой человек с аккордеоном оказался не кем иным, как Андре Тьерри (Andre Thierry). Он – обладатель феноменального музыкального таланта, композитор, поэт, певец и исполнитель.

С первых дней жизни мальчик попал в среду музыкантов и почитателей музыки. В его творчестве ярко проявляется луизианское франко-креольское наследие, несмотря на то, что он родился и вырос в северной Калифорнии.

В детстве Андре много времени проводил с бабушкой и дедушкой, и именно они развили в нем любовь к национальной музыке, к зажигательным ритмам zydeco. Бабушка Андре, известная в кругу луизианских музыкантов как mama Lena Pitre, родилась и выросла в Луизиане. Её детство прошло в нужде, за тяжёлой работой, но музыка и танцы сделали это время и воспоминания о нём прекрасными. Сейчас любимой бабушке Андре 82 года, и она души не чает в своём внуке. В 1960-х они с мужем переехали в Калифорнию и стали организовывать франко-креольские танцы в католической церкви Святого Марка (St. Mark’s Catholic Church) в Ричмонде. Помимо танцев, они устраивали джем-сейшены (спонтанные музыкальные действия) на бэкъярде с музыкантами из Луизианы.

Лучшие исполнители zydeco зачастую останавливались в доме родителей Андре. Однажды у них в гостях был  Клифтон Чениер (Clifton Chenier) , известный как “король zydeco”. Он сгрёб трёхлетнего малыша Андре в охапку и напророчил ему будущее аккордеониста. Великий музыкант очаровал мальчика своим талантом, и Андре начал учиться играть самостоятельно, слушая записи Клифтона. В двенадцать лет, при поддержке мамы, Андре создал свою собственную группу, “Zydeco Magic”. Сейчас Андре всего 33 года, но он уже стал легендарным музыкантом.

Андре виртуозно играет на аккордеоне, синтезаторе, бас-гитаре, ритм-гитаре и ударных. Он – удивительно многоплановый музыкант, с легкостью совмещающий и комбинирующий традиционную zydeco-музыку  с такие жанрами, как блюз, джаз, рок-н-рол, хип-хоп, кантри. Звуки его аккордеона помогают забыть проблемы и негативные эмоции, и, пока звучит музыка, жизнь становится простой и красивой, как zydeco, и люди танцуют, не заботясь ни о чём, лишь ощущая волшебство этого мгновения.

Екатерина ЯХОНТОВА

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »