Каким будет мир без бен Ладена?

Каким будет мир без бен Ладена?

Руководитель террористической организации «Аль-Каеда» Усама бен Ладен убит в Пакистане. Об этом заявил в экстренном обращении к нации поздно вечером в воскресенье президент США Барак Обама. Ликвидация террориста номер один вызвала заметный резонанс. В США сразу же после выступления президента начались демонстрации, на которых кроме одобрения действий военных высказывались и пожелания видеть Барака Обаму на […]

Share This Article
Усама бен Ладен
Усама бен Ладен

Руководитель террористической организации «Аль-Каеда» Усама бен Ладен убит в Пакистане. Об этом заявил в экстренном обращении к нации поздно вечером в воскресенье президент США Барак Обама.

Ликвидация террориста номер один вызвала заметный резонанс. В США сразу же после выступления президента начались демонстрации, на которых кроме одобрения действий военных высказывались и пожелания видеть Барака Обаму на посту президента еще один срок. За пределами страны в основном довольны тем, что бен Ладен уничтожен. Впрочем, времени с момента выступления американского президента прошло немного, и, возможно, не все еще успели высказаться.

Общий тон выступлений политиков такой: свершилось возмездие. Действительно, для США в течение всех десяти лет, прошедших со времени атаки на башни-близнецы, бен Ладен был, если так можно выразиться, самым разыскиваемым преступником. Для многих он стал фигурой, персонифицирующей зло. И теперь, после того, как он был настигнут и убит, многие могут почувствовать искушение считать, что главная битва войны с террором выиграна. Можно расслабиться. Осмотреться. Сменить приоритеты.

Особенно устроило бы подобное развитие событий Барака Обаму. Недаром же, уже через несколько минут после того, как он появился на телеэкранах с известием о том, что бен Ладен мертв, наблюдатели заговорили о росте рейтинга президента, как о несомненном факте. Обама сдержал клятву. Он не подвел. Он оправдал доверие избирателей. И, как итог – «еще четыре года!» – так скандировали его сторонники на улицах Вашингтона после телеобращения.

Я не знаю, как американцы в своей массе оценят заслуги президента в уничтожении главаря террористов. Вполне возможно, что его рейтинг действительно подскочит до небес. На какое-то время. Выборы состоятся не завтра, и этот рейтинг надо будет еще донести, не расплескав, хотя бы до предвыборных дебатов. Но то, что еще до предстоящих выборов ликвидацией бен Ладена могут воспользоваться для того, чтобы существенно скорректировать политику США, не вызывает сомнений. И вот в каком направлении.

Формально американское присутствие в Афганистане было связано с необходимостью поимки руководителя «Аль-Каеды». Теперь, когда ловить более некого, свернуть здесь операции и начать вывод войск можно без особого труда, что вызвало бы аплодисменты сторонников Обамы. А это очень ценно в плане борьбы за второй президентский срок.

Можно также вспомнить и лингвистические новации, введенные администрацией Обамы: изъятие из оборота упоминаний о терроре, равно как и о войне с ним. Конечно, это было всего лишь словесным оформлением политики, но это также было и своеобразным сигналом, к сожалению для демократов, не услышанным исламским миром.

Можно, правда, обратить внимание на то, что, комментируя операцию в Пакистане, госсекретарь Клинтон заверила: борьба с террором не окончена, она будет продолжена. Это заявление как будто опровергает наши опасения о  сворачивании борьбы с терроризмом, но, если вспомнить, что госпожа Клинтон не собирается идти с Обамой на второй срок в качестве госсекретаря, можно предположить, что президент вполне в состоянии поправить своего министра, причем поправить весьма существенно.

Это в области внутренней политики. В исламском же мире изменение политики США в отношении государств, поддерживающих терроризм, приняли бы на «ура». Но и Запад, как кажется, был бы не против. Левая Европа запуталась в своих отношениях с мусульманскими государствами, а также с собственными мусульманами. Латиноамериканские страны, никогда не питавшие особо нежных чувств к северному соседу и по этой причине «с пониманием» относящиеся к любым оппонентам США, будь то государства или отдельные группы людей, будут только приветствовать ослабления давления со стороны США на членов «оси зла».

В общем, вырисовывается довольно грустная картина, на которой, возможно, мы увидим следующее. На волне торжества справедливости и возмездия рейтинг нынешнего президента США зашкаливает и на этой позиции остается до самых выборов, чему немало способствует и вывод (или начало вывода) войск из Афганистана и, может быть, из Ирака. Будучи избран на второй срок, господин Обама подвергает ревизии всю внешнюю политику США в том, что касается исламских государств.

Какова будет эта политика в измененном  виде? Пока определенно сказать ничего нельзя, пока видны только лишь ее наброски. Что-то вроде «нового Ближнего Востока», где государствами будут руководить новые люди, приходящие к власти сейчас, в процессе фейсбуковских революций. Возможно, они и будут лояльны к нынешнему американскому президенту-демократу, но вот вопрос: каково будет их отношение не лично к нему, а к Соединенным Штатам Америки?

 

Сергей Восковский

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »