Словесные игры – Выпуск № 50
Уважаемые участники «Словесных игр»! Поздравляю вас с юбилейным выпуском! А начинаем мы его с поиска причины загадочного самоубийства князя О.Б. Ленского. Читатели помнят, что поводом к нему послужило следующее письмо, полученное им от графа Леонтия Никаноровича Шишкина: «Операция наша спешно подошла к концу. Я утром чуял – кара пришла. Повод сей скрыт! Серьезный грех выпал […]
Уважаемые участники «Словесных игр»! Поздравляю вас с юбилейным выпуском!
А начинаем мы его с поиска причины загадочного самоубийства князя О.Б. Ленского. Читатели помнят, что поводом к нему послужило следующее письмо, полученное им от графа Леонтия Никаноровича Шишкина:
«Операция наша спешно подошла к концу. Я утром чуял – кара пришла. Повод сей скрыт! Серьезный грех выпал на нашу долю. Теперь мы с сумой! Конец дамы. Дело в ляпе. Приезжайте на место смерти графа ЛНШ. На том свете и свидимся.»
Как выяснил частный детектив Доминик Пинчелли, на самом деле секретарь графа исказил письмо. Он кое-где, в некоторых словах, то ли буквочку пропустил, то ли заменил на другую. В первом задании и надо было найти, что реально диктовал граф. Прежде чем привести этот текст, два замечания.
Первое. Некоторые игроки заменяли в одном слове несколько букв или даже целые слова. Это противоречит условию – только одну букву! К тому же секретарь делал это одновременно с диктовкой графа, у него не было времени на переделку.
Второе. Когда я писал этот небольшой рассказик, я был уверен, что все хорошо помнят имя Льва Николаевича Толстого и обстоятельства его смерти. Мне эта история врезалась в память еще со школьной скамьи. А именно, что великий писатель сбежал из дому, укрылся на станции Астапово, там заболел и умер. Это – ключ к разгадке. В письме были инициалы графа Толстого – ЛНТ, в которых секретарь заменил последнюю букву на Ш – получилось как у Л.Н. Шишкина. Станция Астапово в рассказе указана – от нее и надо было плясать.
А теперь – исходный текст письма.
«Операция наша успешно подошла к концу. Я нутром чуял – карта пришла. Повод: сейф вскрыт! Серьезный грек выдал нам нашу долю. Теперь мы с суммой! Конец драмы. Дело в шляпе. Приезжайте на место смерти графа ЛНТ. На том совете и свидимся».
Многое участники игры угадали – в 1-м, 2-м, 5-м, 6-м и 7-м предложениях. Точно сформулировала третье предложение Тера Метрик, а последнее – Маргарита Туровцева. Но только один человек – Илья Фуксман указал самое важное – ЛНТ. Спасибо всем – вам было нелегко, к тому же вам не платили, как Доминику-Никодиму.
Переходим ко второму заданию – задаче о яблоках и музах. Правильный ответ на количество яблок – 3360 – прислали Лев Тиохин, Игорь Баркан, Виталий Шрайбер, Ефим Горбатый, Хаим Балтянский, Илья Фуксман, Маргарита Туровцева и ММТ.
Как нетрудно понять, решение задачи сводилось к тому, чтобы найти наименьшее число, которое делится на 12, 5, 8, 20, 4, 7, с учетом того, что после раздачи этих частей останется еще 500 яблок (30+120+300+50).
Древнегреческие музы покровительствовали следующим искусствам:
Эвтерпа – лирической поэзии;
Клио – муза истории;
Талия – муза комедии;
Мельпомена – муза трагедии;
Терпсихора – муза танцев;
Эрато – муза любовных песен;
Полигимния – муза священных гимнов;
Урания – астрономии;
Каллиопа – муза эпической поэзии.
Перечислили муз и над чем они шефствовали Т. Метрик, И. Баркан, Л. Тиохин, В. Шрайбер, Х. Балтянский, Е. Горбатый, И. Фуксман.
К нашей большой радости, мы получили ответы на дополнительный вопрос: почему Клио и Терпсихоре досталось больше всего яблок. Т. Метрик считает – потому, что они красивей и моложе других. С ней согласен И. Фуксман. Иначе думает Л. Тиохин: всё очень просто. Эти две музы еще в те времена увлекались словесными играми и как победители имели право на поощрение. Тем более, что их имена анаграммны: Терпсихора = серп + тихо + ар; Клио = кило (примеч. ведущего: и все же Клио взяла больше, чем кило яблок). Глубокую мысль высказал Е. Горбатый: Клио – муза истории, а в истории яблоко – источник познания (Адам и Ева) и добавил насчет Терпсихоры: она – муза танцев, а на танцах принято угощать яблоками (шутка). По-своему объясняет ситуацию М. Туровцева: Терпсихора станцевала Эроту эротический танец, а Клио пообещала, что его имя войдет в историю на страницах «Кстати».
Совершенно блестящее объяснение предложил В. Шрайбер.
Почему Клио и Терпсихора забрали у Эрота так много яблок
Клио потребовала у Эрота пятую часть яблок и пригрозила, что, если Эрот ей откажет, то войдет в историю не как секс-символ, а как скряга и жмот. Эрот испугался и уступил, но поинтересовался, зачем Клио так много яблок. Клио ответила: “Для начала я подброшу одно яблоко на пир, где за него будут спорить Гера, Афина и Афродита и посмотрю, какая история из этого выйдет. Ну, а в дальнейшем мне понадобится очень много этих плодов:
– для юноши и девушки, которые положат начало роду человеческому;
– для одного стрелка из лука, который будет стрелять в яблоко, поставленное на голову сына;
– для одного ученого мужа, которого нужно будет стукнуть по макушке яблоком, иначе он не сделает важного открытия;
– для диковинного устройства, заменяющего пальцы рук при счете и доставляющего почтовые сообщения быстрее самого быстроногого гонца;
– для ритуальных диких плясок матросов из суровой северной страны;
– для политической партии из этой же страны.
“Да много еще для чего, всего не пречислить” – заключила Клио и удалилась с яблоками.
Не успел Эрот все это осмыслить, как легкой танцующей походкой к нему приблизилась Терпсихора. В отличие от Клио, просить яблоки она не стала, ничего не требовала, но пригласила Эрота на тур древнегреческого танго. Секс-символ отказать не смог. Движения Терпсихоры были столь грациозны, стройное гибкое тело столь прекрасно, а прикосновения столь волнующи, что Эрот даже не заметил, как сам отдал ей четверть своих яблок. И отдал бы и больше, если бы легкомысленная Терпсихора не упорхнула к его вечному сопернику – Аполлону.
Уважаемые игроки и читатели! А вы любите яблоки?
Задание третье прошлого тура – анаграммы. Ответы:
1. Тара + сок = Красота
2. Нота + сор = Сторона
3. Обрез + вой = Зверобой
4. Распад + рожа = Распродажа
5. Удел + накал = Календула
6. Пилот + сад = Листопад
7. Киот + липа = Политика
8. Краб + шина = Банкирша
9. Песни + рок = Соперник (Пироксен)
Правильные ответы у Софьи Кумкес, Т. Метрик, Л. Тиохина, И Баркана (8), В. Шрайбера, Е. Горбатого, Х. Балтянского (8), И. Фуксмана (8), М. Туровцевой и ММТ.
И, наконец, суперанаграмма от ведущего.
Отгадка слов по принципу кроссворда – парад + сок. Составная анаграмма из этих слов – парадокс (у Л. Тиохина – просадка). В задании было сказано, что можно предложить минимум десять пар слов, образующих данное слово (парадокс). Народ прислал и 12, и 16 и даже 20 пар. Но… Если всё так просто, почему это супер? И почему в условии сказано минимум 10? А дело в том, что в данном задании игроки имели возможность самооценки – из многих вариантов выбрать лучшие – то есть брать пары слов с неповторяющимися буквами. А вот таких пар (исключая парад+сок) – 11. Нехитрая работа – взять карп + сода, а потом парк + сода. А то еще встречалось и такое: кадр+оспа и оспа+ кадр. Или посад+кар – но мы работаем только с русским языком, а в нём нет слова «кар».
Вот они, 11 пар, в которых нет ни одного анаграммно повторяющегося слова:
Парк + сода
Сад + порка
Рапс + дока
Кора + спад
Драп + коса
Пар + доска
Корд + сапа
Краса + под
Дар + сопка
Оспа + кадр
Сапка + род.
Многие участники были близки к тому, чтобы достичь полного набора, в их письмах по 9 или по 8 таких пар. Это Т. Метрик, Е. Горбатый, Л. Тиохин, С. Кумкес, И. Баркан, М. Туровцева.
И еще одно сообщение. Чемпион Алфавита Лев Тиохин добился нового успеха! Он побил свой же рекорд – сразу на два слова! Он нашел 7 слов, в которых проходят все 33 буквы русского алфавита. Вот они: шьют, щипцы, взгляд, съёмку, эх, френч, жабой. Это результат высочайшего класса. Достаточно сказать, что в конкурсе, который проводила в России газета «Комсомольская правда», в этом же задании победитель тоже нашел 7 слов. Мы поздравляем ветерана «Словесных игр» Льва Тиохина и присваиваем ему очередное звание – Король Алфавита!
Наступила очередь нового задания. Мы предваряем его статьей Михаила Голубовского.
Слова-повторы в языке (редупликация)
В пространстве языка есть занимательные и любопытные уголки ландшафта. К ним относится феномен повторения слова или его корневой части. Лингвисты обозначают это термином редупликация, понимая под ним удвоение всего слова или его основной части. Повтор может быть полным либо повторяется основа слова в другом падеже, либо с добавлением предлога, приставки или суффикса. Некоторые лингвисты склонны выделять такого рода образования в особую часть речи. Действительно, вот начало многих сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса…» «Жила-была» – очевидный повтор из двух сходных по звучанию и слоговому составу глаголов. Они как бы сами собой ритмически прилепляются друг к другу, образуя уже некоторое единство, отличное от просто «была» и просто «жила». Ну, а вот скажем такая словоформа: «была не была». Это что – глагол? Нет. Это новое словосочетание для выражения риска, отчаянной решимости.
Образование повторов в самых разных языках часто связано со звукоподражанием. Таковы звуки животных: ква-ква, му-му, всплеск воды буль-буль. В японском языке повторы – звуковые имитации встречаются в три раза чаще, чем в английском или русском. Кембриджская энциклопедия (Language.2000) приводит ряд типичных примеров: гачагача – греметь, касакаса –шорох, тоботобо – упорно работать, фурафура – бродить, киракира – моргать.
Повторы особенно свойственны детской речи, что указывает на интимную связь процесса овладения речью с ритмикой, рифмовым созвучием. Типична детская считалка ««эники-беники си колеса, энике-бенике ба!» Недаром самые главные для ребенка понятия детства мама, папа, баба – это повторы, слитые в одно слово.
Занятно, что при неизменности звукового повтора порядок слогов и соотнесение к полу могут варьироваться. Так, в тамильском языке мама – аммаа, папа – аппа, а в грузинском мама означает отец. Классики детских книжек К.Чуковский, С.Маршак вовсю использовали повторы и сочиняли новые, типа Мистер Твистер.
Повторы чаще всего встречаются в разговорном языке, газетных статьях, языке сказок и народных песен. В самом общем виде слова-повторы можно классифицировать на четыре группы.
1. Точные или почти точные повторы: бай-бай, еле-еле и т. д.
II. Повторы, при которых изменяется склонение или же добавляются связки (предлоги, приставки, суффиксы): дурак дураком, полным-полно и т.д.
III. Повторы с заменой одной гласной или согласной буквы: динь-дон, гоголь-моголь и т. д.
IV. Самая обширная группа – повторы, образуемые по принципу звукоподражания, сходного сочетания гласных/согласных (аллитерация) или доминирующего слога: там-сям, с бухты-барахты и т.д. Сюда же примыкают устойчивые присловья типа: по добру по здорову (ооу-ооу), долго ли коротко (оо-и-оо).
Повторы обычно служат для усиления или уменьшения какого-либо признака или действа, его продолжительности. Не просто толстый, а толстый-претолстый. Не просто точно, а точь в точь или тютелька в тютельку. Иногда один из элементов повтора сохраняет свой смысл, а другой его утратил или же это просто фантом – звукоподражание: фокус-покус, чудо-юдо. Либо уже обе части сами по себе ничего не значат – фигли-мигли.
Разные языки отличаются по встречаемости и роли повторов. Этот феномен анализировал выдающийся лингвист Эдвард Сапир (1984-1939) (родившись в ортодоксальной еврейской семье из Германии, которая эмигрировала в конце 19 в. в США, он стал знатоком множества языков индейцев и одним из основателей структурной лингвистики). Сапир установил «естественность редупликаций, или повторов» в самых разных языках для обозначения таких понятий, как распределение, множественность, увеличение в обьеме, повышенная интенсивность, длительность. В разговорном языке, отметил Сапир, повторы распространены гораздо больше, чем об этом пишут учебники. «Такие слова, как goody-goody (паинька) и to pooh-pooh (фыркать на …), вошли в состав нашего нормального словаря, но ведь метод удвоения порою используется еще свободнее, нежели в этих стереотипных примерах. Такие выражения, как a big big man (большой – большой человек) или Let it cool till it‘s thick thick (остужайте, пока не станет густым-густым), гораздо распространеннее, в особенности в речи женщин и детей, чем предполагают наши учебники…».
Можно заметить удивительное сходство в использовании повторов в обычных языках и в генетическом языке. Уже сам термин «редупликация» – один из основных в генетике. Он означает удвоение, самовоспроизведение цепи молекулы ДНК, кодирующей код жизни. Повторы генов, как в обычном языке, обычно служат для усиления функции какого-либо гена. Иногда эти повторы связываются воедино, образуя новую генетическую семантику. В других случаях повторы служат знаками генетической пунктуации в хромосомной ните-фразе.
По моим ощущениям, в английском языке повторы бытуют гораздо даже чаще, чем в русском. Приведу некоторые примеры.
chin-chin – болтовня, светская беседа, тост «за ваше здоровье»
fat cat – богач, денежный мешок
flip-flop – резкий переворот
fifty-fifty – половина на половину
nit-wit – дурак, простофиля
hob а nob – панибратство, дружеский тост «за ваше здоровье!»
tit for tat – глаз за глаз, как аукнется, так и откликнется
dilly-dally – слоняться без дела, валять дурака
fiddle-faddle – болтовня, околесица, вздор
fuddy-duddy – консерватор, лицо, не одобряющее современные идеи
higgledy-piggledy – полный беспорядок
hither and thither – туда-сюда
hoity-toity – обидчивый, раздражительный,
hurly-burly – сумятица, суматоха
knick-knack – безделушка, дешевый сувенир
tittle-tattle – судачить, болтать о жизни других людей
wishy-washy – невыразительный, бледный, плохо заваренный чай
Помнится, повтор super-duper в значении «потрясающий, необыкновенный» мелькал в газетах несколько лет назад, когда сверхсекретный самолет с потрясающей системой обнаружения был брошен на поиски машины, на которой разьезжали убийцы мирных людей в штатах Вирджиния и Вашингтон. В итоге, машину убийц обнаружил не super-duper, а просто наблюдательный человек на одной из стоянок.
А теперь, внимание – новое задание!
По случаю 50-го выпуска – юбилейный пирог с начинкой!
Довести начинку до нужной кондиции – в этом и есть суть задания. Для удобства мы разделили пирог на 6 кусков. В каждом – своё наполнение.
Кусок № 1. Его надо начинить словами-повторами. Чем больше слов вы вспомните, тем лучше. Мы соберем их все и составим первый в истории словарь повторов русского языка. (Просьба свои предложения располагать в алфавитном порядке.)
Кусок № 2. Пахнет пряником. Это потому, что внутри слово Тула. А должна быть – Вена, с запахом сосиски. Превратите Тулу в Вену – цепочкой слов, меняя в каждом последующем только одну букву. Читатели должны помнить, когда-то у нас было аналогичное задание. Например, “море” игроки перевели в “рыбу” за 7 шагов: море – горе – гора – кора – коза – роза – роба – рыба.
Кусок № 3. А внутри него муха! Зачем нам муха в качестве начинки? Уж лучше слон! Применим тот же метод, что и с «море – рыба» и превратим муху в слона! Честно говоря, это нелегкое дело: есть муха, а в результате цепочки слов по образцу куска №2 должен получиться слон…
Кусок № 4. Он уже заполнен парами слов. Но, чтобы начинка стала вкуснее, превратите их в составные анаграммы.
Кобра + азот
Ров + фиат
Вода + чек
Окоп + жир
Кусок № 5. По сути, то же, что и в четвертом куске, но здесь сотворить начинку потруднее, а значит, и удовольствия больше.
Кабан + остов
Сенат + кордон
Кусок № 6. Он наполнен любимым вареньем многих – лимериками. Но чего-то в них не хватает… Ах да, нет пятой строки. Ну, это вы исправите – и добавите свою пятую строку.
Беня Крик объявил населению:
«Мой отец – одессит, но из Кении!»,
Чем свой рейтинг поднял,
Пару книг написал –
……………………………………………………..
Мужики из полярной Игарки
Отдыхали в Москве, в зоопарке.
Обсудили дела,
И забили козла
……………………………………………………..
Некто Булкин из города Триполи
Пострадал от случайного триппера:
Он под бомбы попал,
На кого-то упал,
………………………………………………………..
Вот и всё задание. Авторы анаграмм и лимериков будут названы в следующем выпуске. Ваших писем ждем до 12 мая 2011 года. Успехов!
Самуил Кур
© Samuil Kur
© Michail Golubovskiy (Слова-повторы в языке (редупликация)