Фальстаф совершает победное шествие

Share this post

Фальстаф совершает победное шествие

Двухсотлетие Верди побудило оперные театры Америки ещё раз обратиться к творчеству гениального композитора, создавшего 26 опер, одна лучше другой. Насколько театры были изобретательны, можно (хотя и не со стопроцентной уверенностью) судить по разнообразию выбранного  ими репертуара: Опера Сан-Хосе – «Фальстаф», Опера Сан-Франциско – «Фальстаф», Метрополитен Опера –«Фальстаф». И далее – везде ? О сентябрьской постановке  […]

Share This Article

Двухсотлетие Верди побудило оперные театры Америки ещё раз обратиться к творчеству гениального композитора, создавшего 26 опер, одна лучше другой.

Насколько театры были изобретательны, можно (хотя и не со стопроцентной уверенностью) судить по разнообразию выбранного  ими репертуара: Опера Сан-Хосе – «Фальстаф», Опера Сан-Франциско – «Фальстаф», Метрополитен Опера –«Фальстаф». И далее – везде ?

О сентябрьской постановке  «Фальстафа» в Сан-Хосе я уже писал. Это был один из лучших спектаклей этого театра последнего времени, где оркестр, хор и солисты играли и пели чисто и выразительно, артисты старательно исполняли свои роли, декорации были достаточно изобретательными, костюмы – вполне приемлемыми. Особенно сильное  впечатление произвела исполнительница роли мистрис Квикли, меццо-сопрано Джоси Хьюстон. Спектаклем прекрасно  дирижировал  Эндрю Витфилд.

Фальстаф и Элис в Метропорлитен Опера

В октябре прошли спектакли оперы «Фальстаф» в Сан-Франциско. Это была очень хорошая постановка с исполнителями высокого ранга. Конечно, самой яркой звездой был Фальстаф, в чей образ вжился знаменитый английский бас-баритон Брин Терфель, который в 1989 году занял второе место на конкурсе вокалистов в Кардиффе, уступив первое место Дмитрию Хворостовскому. Ленивый, похотливый, самовлюблённый, нечистый на руку и покрывающий уголовные «проделки» своей челяди, его Фальстаф в то же время был по-детски доверчив и наивен.Всю эту градацию моральной нечистоплотности и детской наивности Терфель сумел передать с мастерством и полной естественностью, создав полнокровный образ одного из отбросов тогдашнего общества. И – о, великая сила искусства! – он ещё сумел вызвать у публики некое сочувствие к этому заплывшему жиром неудачнику.

В Сан-Франциско оперой дирижировал музыкальный директор нашей Оперы Никола Луизотти. Он отличный музыкант и талантливый дирижёр, и все сольные номера и вокальные ансамбли прозвучали очень эмоционально, безупречно.

В декабре  мы сумели увидеть и услышать трансляцию  постановки «Фальстафа» в Нью-Йоркской Метрополитен Опера. Это стало Событием. Оперой дирижировал Джеймс Ливайн (род. в 1943 году).

Легендарный  дирижёр и в течение десятилетий – художественный директор Метрополитен Опера, продирижировавший (по некоторым подсчётам) 2442 операми, он в течение последних двух лет тяжело болел, перенёс несколько серьёзных операций, в том числе – по удалению раковой опухоли, и многие музыканты и не музыканты считали, что он уже не вернётся в театр.

Но он вернулся, правда, в специальном инвалидном кресле, сиденье которого может подниматься или опускаться. Что это был за «Фальстаф», трудно поверить: в знакомых, казалось бы, эпизодах Ливайн находил новые средства выразительности, открывал новые красоты, удивлял новыми мыслями. Это было гениальное прочтение вердиевской партитуры, и это сразу же повлияло на исполнительский уровень вокалистов.

В Нью-Йорке в образе Фальстафа предстал итальянский баритон Амброджо Маестри (род. в 1970 году). Крупный мужчина, обладающий великолепным голосом, он исполнял эту партию примерно 650 раз. Я неточно сформулировал мою последнюю мысль: он БЫЛ Фальстафом более 650 раз. Трудно представить себе более органичного, натурального Фальстафа. И рядом с ним остальные действующие лица, да ещё с помощью оркестра, тоже были натуральными персонажами давних времён. У меня возникло убеждение, что Верди создавал образ Фальстафа, списывая его с Маестри. Некоторое несоответствие в годах не создаёт каких-либо трудностей в небесах, с которыми Верди явно сотрудничал.

Начало оперы в Сан-Франциско основательней, чем в Сан-Хосе, знакомит публику с проходимцами Бардольфо (тенор Грег Феддерли) и Пистолы (бас Андреа Сильвестрелли), находящимися на службе у Фальстафа, и с их жертвой, доктором Кэйасом (тенор Соренсен), которого они сумели ограбить. (В дальнейшем выясняется, что один из главных персонажей, Мистер Форд, собирается выдать замуж свою единственную дочь, Нанетту, за пожилого и бесцветного Кайаса).

В партии Форда в Сан-Франциско уверенно дебютировал итальянский баритон Фабио Капитануччи. В Нью-Йорке в этой партии выступил Франко Фанале.

Нанетта и Фентон в Метропорлитен Опера

Фальстаф, переживающий в это время «финансовые трудности», берёт мошенников под своё крылышко и решает улучшить своё «материальное положение», затеяв романы одновременно с двумя достаточно богатыми (по его предположению) замужними дамами. Так начинается опера «Фальстаф». В Нью-Йорке роль Кайаса исполняет Карло Боси, Бардольфо – Кейс Джеймсон, Пистолы – Кристиан Ван Хорн. Все три персонажа выглядят гораздо интересней, чем в рассматриваемых двух предыдущих постановках. Режиссёр Роберт Карсен сумел наделить их дыханием и поступками.

Во всех трёх постановках выделялись актрисы, исполнявшие роль Миссис Квикли, самой деятельной женщиной, бурно продвигающей сюжет оперы к весёлому завершению.

Партия предназначена для низких женских голосов. В Сан-Хосе меццо-сопрано Джоси Хьюстон в этой роли оказалась и вокально, и сценически самым сильным действующим лицом. В Сан-Франциско наиболее убедительными исполнителями были Брин Терфель и контральто Мередит Арвади (Миссис Квикли). В Нью-Йорке – одна из самых выдающихся певиц современности, Стефани Близ,  обладающая совершенно невероятным, огромным и красивым голосом, который часто определяют как меццо-сопрано, но с таким же успехом  – и как контральто. Я никода не слышал певиц с бо’льшим и притом красивым  голосом. Она и оказалась самой сильной исполнительницей партии Миссис Квикли.

Очень хороши были обе исполнительницы ролей Мег Пейдж и Элис Форд, американское меццо-сопрано Рени Рэпье (участница Адлер Феллоу Програм) и испанское сопрано Эйнхоа Артета (в Сан-Франциско) и Дженифер Джонсон Кэно и Анжела Миид – в Нью-Йорке.

Ватага под предводительством Форда врывается в его дом с целью застать его «неверную супругу», Элис, в разгар её свидания с Фальстафом, и эта суматоха была поставлена всеми тремя режиссёрами (Хосе Мариа Кондеми – в Сан-Хосе, Оливье Тамбоси в Сан-Франциско и Роберт Карсен – в Нью-Йорке) с большим чувством юмора, изобретательностью и динамикой. Трудно отдать предпочтение какой-либо из постановок.

Все на сцене в это время либо в панике, либо участвуют в азартных поисках.  Но было и исключение: влюблённые друг в друга дочь Форда и Элис, Нанетта, и молодой человек по имени Фентон. Совершенно не замечая суматохи вокруг, они использовали любую возможность поцеловаться. В Сан-Франциско партию Наннеты исполняла сопрано Хейди Стобер, но в спектакле, на котором я присутствовал, её, после продолжительного перерыва, заменили (по состоянию здоровья) другой певицей. Тенор Франческо Демуро успешно выступил в роли Фентона. В Нью-Йорке в партиях Наннеты и Фентона очень хороши были Лизетте Огореза и Паоло Фанале. В Сан-Франциско бурные поиски Фальстафа, который был спрятан  в корзину с грязным бельём,  завершились безрезультатно, после того как, по рапоряжению Элис, корзину с содержимым  выбросили из окна в Темзу. В Нью-Йорке выбросили в Темзу лишь содержимое корзины.

Последний акт в трёх театрах поставлен по-разному. Общим является то, что дамы, так и не угомонившись, решили повторить свидание с Фальстафом. Однако, по версии Сан-Хосе и Сан-Франциско, он вернулся в свой постоялый двор, где вновь и вновь пытается залечить полученные им  душевные и физические травмы. В Нью-Йорке же он оказывается в огромном пустом подвале этого же постоялого двора, в котором, кроме него, коротает время и завтракает очень симпатичная лошадь. Во всех постановках посетившая Фальстафа  Миссис Квикли сообщает ему, что Элис по-прежнему любит  его и приглашает встретиться с ней в полночь в Виндзорском лесу.  Наивный Фальстаф снаряжается для нового свидания, где его ожидает много людей в масках и живописных одеждах, имитирующих многих персонажей и животных. Они набрасываются на бедного ловеласа, дёргают, щипают его и т.п.

В этой суматохе Нанетта и Фентон ухитряются исчезнуть и обвенчаться, а отец Нанетты, Мистер Форд, успевает пережить свою неудачу и примириться с ней. Все соглашаются, что вся жизнь является шуткой, но кто смеётся последним, смеётся лучше всех.

Весь третий акт был поставлен в Нью-Йорке шикарно, с привлечением огромного числа участников, одетых в самые разные костюмы и использующие различные головные уборы. Мне кажется, что это великолепие, красота и масштаб вряд ли согласуются со сравнительно скромной оперой Верди. Гораздо больше мне понравился финал в Сан-Хосе и Сан-Франциско. Хорошее впечатления оставили костюмы и декорации в Сан-Франциско (дизайнер Франк Филипп Шлоссман) и в Метрополитен Опера (дизайнеры Бриджит Рейфенстел  и Пол Стейнберг). В целом же уровень исполнения этой оперы в Метрополитен Опера пока недосягаем для других.

Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско

Вышла в свет книга Х. Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в магазине «Глобус» (332 Валbоа Sт., между 4-й и 5-й Авеню). Тел. (415)668-4723.

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »