Голодные игры как рычаг влияния

Share this post

Голодные игры как рычаг влияния

В понедельник, 23 декабря, палестинский террорист Самир Исауи, зачинщик «тюремной интифады» 2013 года, вышел на свободу в рамках достигнутого им после 200-дневной голодовки соглашения с израильскими властями. В день появления террориста дома, в деревне Исауи, что в Восточном Иерусалиме, ее улицы были украшены его портретами и палестинскими флагами. Сотни молодых палестинцев встречали земляка как национального […]

Share This Article

В понедельник, 23 декабря, палестинский террорист Самир Исауи, зачинщик «тюремной интифады» 2013 года, вышел на свободу в рамках достигнутого им после 200-дневной голодовки соглашения с израильскими властями. В день появления террориста дома, в деревне Исауи, что в Восточном Иерусалиме, ее улицы были украшены его портретами и палестинскими флагами. Сотни молодых палестинцев встречали земляка как национального героя и объявили новым национальным символом. «Нам больше не нужны новые гилады шалиты. Самир Исауи доказал, что существует другой мощный рычаг давления на Израиль, заставляющий его капитулировать», – объяснил журналистам один из участников уличного празднества.

Стоит заметить, что на самом деле этот «рычаг влияния» был открыт не Самиром Исауи. Первенство принадлежит одному из командиров «Исламского джихада» Хададу Эднану, арестованному в декабре 2011 года по подозрению в подготовке теракта. Уже на следующий день после ареста Эднан объявил голодовку «в знак протеста против пыток и унижений со стороны следователей ШАБАКа».

Самир Исауи

ШАБАК немедленно отверг эти претензии, напомнив, что голодовка была начата террористом почти сразу же после ареста и его еще даже не успели допросить. Но доводы логики в данном случае оказались бесполезны. Эднан продолжил забастовку – и на 67-й ее день, когда он потерял в весе 30 кг., Израиль капитулировал, опасаясь, что смерть террориста может вызвать массовую голодовку протеста среди палестинских заключенных и зажечь огонь третьей интифады. С Эднаном было достигнуто соглашение о досрочном освобождении. Плата за эту капитуляцию не замедлила последовать. Тюрьмы, в которых содержатся палестинские заключенные, стали сотрясать одна голодовка за другой.

Хана Шалаби

И тут самое время сказать, что из-за жирной пищи (по требованию палестинских террористов в израильских тюрьмах их ежедневно кормят свежей бараниной) и малоподвижного образа жизни многие заключенные, отбывающие сроки в израильских тюрьмах, страдают ожирением. Тюремные врачи считают, что периодические голодания крайне полезны для их здоровья, но палестинцы прибегают к этому способу не только для того, чтобы привести себя в форму, но и для предъявления политических требований.

Вслед за Эднаном голодовку протеста в качестве средства борьбы за освобождение использовала террористка Хана Шалаби, освобожденная в рамках «сделки Шалита» и арестованная снова после того, как стало известно о ее планах совершить новый теракт. Шалаби продолжала голодовку 44 дня, после чего также пришла к соглашению с ШАБАСом и прокуратурой о своем досрочном освобождении.

Тем не менее, голодовка Самира Исауи действительно стала поворотным пунктом на фронте борьбы палестинцев против Израиля. Напомним, что Исауи – боевик «Народного фронта освобождения Палестины». В его послужном списке – организация многих терактов и непосредственное участие в них. В 2002 году он был арестован и приговорен к 30 годам лишения свободы за террористическую деятельность. Однако в октябре 2011-го Исауи вместе с сотнями других террористов был освобожден в рамках «сделки Шалита» и снова арестован в июле 2012 года.

Вскоре он объявил голодовку, за ходом которой пристально следили не только власти ПА, но и международные и израильские правозащитные организации. Когда в феврале этого года состояние здоровья Исауи резко ухудшилось, соратники Исауи в израильских тюрьмах начали голодовку солидарности с ним, руководство ПА выступило с гневным осуждением действий Израиля, а на территории автономии и в арабских населенных пунктах страны начались беспорядки и демонстрации. Израильские СМИ снова заговорили об опасности третьей интифады, и правоохранительная система страны снова пошла на попятную.

Теперь у руководства ПА, активистов террористических и правозащитных организаций не осталось никаких сомнений в том, что данный метод работает и его следует продолжать использовать.

Вместе с тем «прецедент Исауи» поставил перед израильскими юристами вопрос о том, как выбить из рук террористов этот новый рычаг влияния. В поисках решения был подготовлен черновик закона, разрешающего принудительное кормление палестинских заключенных, оказавшихся из-за голодовки на грани смерти. Однако юридический советник правительства по уголовным делам Ран Низри поспешил выступить против этой инициативы, объяснив, что такой законопроект противоречит нормам международного права.

К мнению Низри присоединился и председатель профсоюза врачей Леонид Эдельман. В своем пространном письме в министерство юстиции он объяснил, что международное сообщество считает принудительное кормление голодающих заключенных неприемлемым покушением на свободу их личности, и врачи не имеют права осуществлять такое кормление, разве что в случае, если голодающий находится без сознания и не в состоянии ясно выразить свою волю. «Все действия Израиля рассматриваются в мире под увеличительным стеклом, и нам совсем не нужны новые осуждения в наш адрес», – говорится в письме Эдельмана. В то же время далее глава профсоюза израильских врачей пишет, что смерть объявившего голодовку заключенного, если он был осужден и сидел в рамках закона, отнюдь не должна стать поводом для такого осуждения, так как в данном случае человек сам сделал свой выбор. Отказ же врачей от насильственного кормления не может считаться содействием самоубийству, так как самоубийство не является целью голодовки».

В качестве борьбы с голодовками заключенных Эдельман предлагает использовать прежние меры убеждения: уговаривать голодающих принимать витамины, пить минеральную воду, а затем начать употреблять углеводы.

К мнению Эдельмана о недопустимости принудительного кормления присоединились активисты движения «Врачи за права человека» и других правозащитных организаций. В своих заявлениях они утверждают, что неприемлемыми являются и такие меры предотвращения голодовки как помещение голодающего в одиночную камеру, лишение его права на свидания с родственниками и т.д.

Голодные игры открывают двери тюремных камер...

В то же время в ШАБАСе настаивают на том, что принятие закона о принудительном кормлении необходимо, и не видят для утверждения этого закона особых препон. «Во-первых, законопроект четко определяет те случаи, когда администрация тюрем может приступить к принудительному кормлению голодающего. Во-вторых, такой закон вполне укладывается в рамки нашей ответственности за судьбу заключенных. Если тот или иной заключенный надел на шею веревку, чтобы повеситься, мы не имеем права равнодушно следить за его действиями. Мы обязаны снять веревку, причем, если потребуется, применить для этого силу», – заявил один из высокопоставленных сотрудников ШАБАСа.

Такой же точки зрения придерживается глава отдела еврейского права в министерстве юстиции д-р Михаэль Вигода.

«Законопроект о принудительном кормлении, возможно, не отвечает нормам международного права, зато отвечает Галахе, то есть нашим национальным юридическим нормам, – объясняет он. – Во-первых, Галаха запрещает как самоубийство, так и любое содействие человеку, причиняющему страдания самому себе или намеренному покончить с жизнью. В связи с этим в тот момент, когда возникает угроза смерти арестанта от голода, его принудительное кормление становится обязательным. То же самое – когда его смерть может поставить под угрозу интересы еврейского государства и жизнь евреев. И эти два соображения следует ставить выше возможного осуждения со стороны мирового сообщества».

Д-р Вигода обращает внимание и на то, что судебные прецеденты, разрешающие принудительное кормление голодающих заключенных, имеются. Правда, все они касались до сих пор не палестинцев, а евреев. Так, в 1996 году суд разрешил принудительное кормление державшего длительную голодовку одного из «хасидов» рава Узи Мешулама, борца за прояснение судьбы пропавших детей выходцев из Йемена. В другом случае суд разрешил провести экстренную принудительную операцию заключенному, решившему покончить жизнь самоубийством и проглотившему с этой целью упаковку героина.

Словом, споры вокруг законопроекта продолжаются, как, впрочем, и праздник на улицах деревни Исауи. А значит, новые голодовки палестинских заключенных неизбежны. 2

«Новости недели», Тель-Авив, информацтонный партнер «Кстати»

Петр ЛЮКИМСОН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »