«Люди хотят слушать то, что сердцу мило…»
Известному украинскому ВИА «Кобза» исполняется 40 лет Было время, когда ни один телевизионный новогодний «Огонек» на московской Шаболовке, а позже – в Останкино не обходился без участия вокально-инструментального ансамбля «Кобза». Считалось, что без украинских щедривок в его исполнении Новый год – не Новый год. «Кобза» была в моде. Вместе с белорусскими «Песнярами», российскими «Самоцветами», «Землянами», […]
Известному украинскому ВИА «Кобза» исполняется 40 лет
Было время, когда ни один телевизионный новогодний «Огонек» на московской Шаболовке, а позже – в Останкино не обходился без участия вокально-инструментального ансамбля «Кобза». Считалось, что без украинских щедривок в его исполнении Новый год – не Новый год. «Кобза» была в моде. Вместе с белорусскими «Песнярами», российскими «Самоцветами», «Землянами», «Добрыми молодцами»…
Но в ту пору, когда начинал рушиться Советский Союз, многим из нас было не до веселья, тысячи поклонников и «воспитанников» этих, некогда популярных ВИА разъехались по всему миру, а новое поколение захлестнула модная волна FM-радиостанций. Поэтому исполнители любимых «песен о главном» как бы отошли в тень, стали неприметными. Хотя, в общем-то, никто из них никуда все эти годы не уходил. Более того: неравнодушному к теме читателю небезынтересно будет узнать, что недавно в Москве состоялся галла-концерт невероятно популярных в нашей «прошлой жизни» ВИА, а киевская «Кобза» начала с той самой московской сцены свое большое концертное турне, посвященное предстоящему 40-летию ансамбля.
– Женя, можно ли утверждать: юбилей «Кобзы» – еще одно свидетельство того, что мода на вокально-инструментальные ансамбли, рожденные в 70-е годы прошлого столетия, стала стремительно возвращаться? – с этого вопроса началась наша беседа с народным артистом Украины, художественным руководителем ВИА «Кобза» Евгением Коваленко.
– К большому счастью, – да. Собственно, во все времена мы имели своего благодарного слушателя. Даже в самое невостребованное для вокально-инструментальных ансамблей время работали, гастролировали, как обычно. Иное дело, что – да! – все ВИА на какое-то время «заглушили» FM-радио, бурная волна модных, хотя и недолговременных, музыкальных коллективов. Но что правда, то правда: в последнее время зритель и слушатель стал гораздо более разборчивым, а ВИА – более востребованными.
Я очень рад такому положению дел. Прежде всего, рад за истинных почитателей украинской песни, песенного искусства в целом. На сцену ведь возвращаются не просто те же, хотя уже поседевшие «дядьки». Возвращается, как правило, истинное искусство. Ведь если кто-то из нас, «бывших», когда-то чем-то злоупотреблял, где-то согрешил перед искусством, тот давно уже сошел со сцены навсегда, отошел от искусства. Песни ВИА звучали и звучат искренне и чисто, без фальши, от души. И дело тут не столько в ностальгических порывах исполнителей, сколько в потребности, очевидно, наших песен новому времени, новым поколениям… Не случайно ведь историки и мыслители современности все чаще обращают наше внимание на то, что по мере развития цивилизации возникает все больше рисков из-за неадекватности усвоения новыми поколениями нравственного и духовного наследия человечества. Поэтому-то так важно предупредить мир, что прогрессу, дабы действительно быть прогрессом, необходимо нравственно-духовное возвышение человечества.
– Да, бесспорно, в основе национальных открытий и изобретений многих народов лежит вдохновение. А оно черпается в искусстве, в литературе… Поэтому люди много внимания уделяют гармонии духовного и материального…
– Для нас очень важным всегда было и остается вот что: из «Кобзы» на самом деле получилось то, чего и хотели ее создатели. Вспомните: в старину украинские кобзари ходили с кобзой от села к селу, от города к городу и в своих песнях-думах вели с народом нескончаемый разговор о жизни. Вот и мы, как те кобзари, – тоже, кстати, с усами все, – ходим-бродим, ездим и летаем по белу свету. И невероятно рады, когда люди, которые приходят на наши концерты, очень тепло встречают «Кобзу» и, не зная подчас ни единого слова по-украински, пытаются нам дружно подпевать.
– Сам видел: на одном из концертов «Кобзы» огромный зрительный зал не только пел, но и танцевал.
– Как-то раз в киевском концерте «Кобзы» приняли участие старые наши друзья – те же «Песняры», «Цветы», «Самоцветы», «Вирасы», «Земляне»… Если не ошибаюсь, 15 коллективов со всего бывшего Советского Союза. Были зрительские слезы радости. Была и свободная площадка в концертном зале: гости праздника складывали в ее центре какие-то свои личные вещи – дамские сумочки или кульки какие-то, а сами становились в общий круг и отплясывали под музыку со сцены. И пели на разных языках вместе с исполнителями. Сам слышал, как одна девчушка спрашивала после концерта у своей мамы: «А что, раньше вы все слова этих песен учили наизусть?»…
Свой большой концертный тур в нынешний для «Кобзы» юбилейный год мы завершим в одном из самых больших сценических залов Киева и обязательно пригласим на свои именины все тех же старых друзей – ВИА… Мы все и всегда очень дружили и дружим между собой. Особенно после первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1973 году. Тогда белорусские «Песняры» заняли второе место, «Кобза» – третье. Первое не присуждалось никому.
– Не обижались, когда «Кобзу», бывало, называли «украинскими «Песнярами»?
– А «Песняров» называли «белорусской «Кобзой». И такое было. Мне рассказывал об этом сам руководитель «Песняров» – мой друг, покойный ныне, Владимир Мулявин. К подобным вещам в коллективе всегда относились с юмором: дескать, «Песнярам», быть может, повезло чуть больше – их республиканские руководители больше внимания уделяли популяризации национальной культуры, а наши правители традиционно увлекались футболом.
– Зная об истоках 40-летней давности, наверное, мы лучше станем понимать «формулу» долголетия «Кобзы»?
– Идея нашего ВИА родилась сразу же после того, как была изобретена электробандура. Два умельца из Киевской консерватории сумели сделать так, что старинный национальный музыкальный инструмент – прообраз еще более древней кобзы – обрел возможность звучать всякий раз по-новому: как арфа, как электрогитара, как клавесин. Такой «электрической» бандуре можно было задать вообще неслыханный ранее тембр. Но при всем при этом исконная мелодика, естество народного инструмента чувствовались в любой музыкальной композиции. Вместе с бандурой зазвучали и другие, несколько подзабытые старинные музыкальные инструменты: козо-бас, бучай, сопилка, дримба, скрипка, бубен, лира…
Такая инструментальная канва была в те годы совершенно новой, оригинальной. На наши музыкальные композиции – некую смесь народных мелодий и современных электронных ритмов – живо откликнулись и люди старшего возраста, и молодежь 70-х.
А мы задумались: но как же без песни? На Украине ведь, известно, поют все – как говорится, «співає і скотина, і людина». И мы запели. В репертуар вошли чисто народные песни в современной обработке, а песни современных эстрадных композиторов максимально приближались к колориту народных. Нам очень хотелось сделать так, чтобы необычный инструментальный «хор» естественным образом слился воедино с украинской национальной мелодикой и вошел в умы и сердца слушателей, особенно молодежи – в ту пору наших ровесников.
– «Кобза» с ее многотиражными пластинками фирмы «Мелодия», с ее кругосветными турне давно уже стала символом песенного искусства Украины, своеобразной визиткой страны. Насколько востребована эта визитка сегодня? Что сейчас поет «Кобза»?
– Поем то же, что и вчера, и сорок лет назад. Мы как-то попытались заигрывать с современной публикой, предложили ей ритмы сегодняшнего дня. Но нас настоятельно просили и просят не делать этого. Люди хотят слушать то из нашего репертуара, что сердцу мило. Что воспринимается как народные песни, хотя многие из них написаны композиторами – нашими современниками. Скажем, «Веснянку» Виталия Филиппенко на стихи Новицкого. Или композицию «Ой, ти, ніченько, чарівниченько». Или «Тече вода». Или «Наречена»…
Правда, мы иногда «шалим», «не слушаемся» своих почитателей. Создали, например, цикл акапельной песни – той, что пели наши бабки и прабабки безо всякого музыкального сопровождения. И, знаете, попали в «десятку». Теперь многие ждут от «Кобзы» и таких песен. Тем более, если рядом не окажется электророзетки или кому-то где-то захочется отключить свет из-за неуплаты за использованную электроэнергию…
А недавно создали совершенно новую программу. В ней не задействован ни один электроинструмент. Я беру свой старенький, но верный аккордеон, Петро – кобзу акустическую… В общем, некий кобза-кантри-стиль получился. Совершенно оригинальный. Он очень отдаленно напоминает украинские «троїсті музики» и ничуть не похож на американские кантри.
– Ваши песни вовсю распевают сегодня молодые исполнители. В «Старых песнях о главном», например. Слышал, есть даже некая другая группа «Кобза».
– Обратите внимание: не «ВИА», а именно «группа». То есть «группа» – значит, это не мы, не «Кобза». Хотя я иногда спрашиваю себя: почему именно «Кобза», а не какой-нибудь там дубль «Динамита»?
– Надо понимать, «клоны» на плохое не падки, потому и называют себя «Кобзой».
– Я же понимаю ситуацию и иначе. Если говорят: «Выступает «Кобза» (или «Вирасы», или «Цветы»), значит, на сцену должны выйти какие-то действительно взрослые и седые «дядьки» и петь они должны то, в чем публика не обманется. Как мы, например, выходим к зрителю со своими песнями-визитками: «Край, мій рідний край…», «А ми удвох в одне дівча закохані…», «Чари весна дарує…»
Хотя, знаете, как-то раз «Кобза» очень обрадовалась своему двойнику. Было это в Канаде. В одном из концертов с нами выступал тамошний ансамбль из украинской диаспоры – «Рушничок». Пел он разные песни, в том числе и из нашего репертуара. Самое интересное оказалось в другом: все, как один, участники ансамбля были тщательно подобраны, одеты и загримированы так, чтобы быть максимально похожими внешне на музыкантов «Кобзы». Этим они хотели продемонстрировать особое уважение к нам.
– Везде ли так трепетно принимает «Кобзу» украинская диаспора?
– К величайшей нашей радости – везде. Стоит только запеть «Червону руту», «Черемшину» или «Водограй», как зал мгновенно становится родным. Пожалуй, самые ярые наши поклонники живут на российском Дальнем Востоке, в Канаде, США, Австралии… Постоянно получаем оттуда приглашения.
– Когда в ближайшее время можно увидеть «Кобзу» на сцене?
– Сегодня уезжаем поездом на Западную Украину, в Ивано-Франковск – там очередная группа концертов из большого юбилейного тура.
– А дальше?
– Запись праздничного диска. Сделали новую версию некоторых своих старых песен. Молодежь хорошо воспринимает их на концертах. И слава Богу. Затем съемка музыкального фильма минут на 20-25… В общем, работы хватает.
– И слава Богу.
Беседовал Владимир СТУПАК
г. Киев, Украина