Ошибка Джефферсона
Томас Джефферсон был великим человеком. Энциклопедии характеризуют его как видного деятеля Войны за независимость США, соавтора Декларации независимости, одного из отцов-основателей Соединенных Штатов, выдающегося политического деятеля, дипломата и философа эпохи Просвещения. Все это истинная правда. Кроме того, он в разные годы занимал следующие государственные должности: губернатор Вирджинии, госсекретарь США, вице-президент и президент страны. Джефферсон не […]
Томас Джефферсон был великим человеком. Энциклопедии характеризуют его как видного деятеля Войны за независимость США, соавтора Декларации независимости, одного из отцов-основателей Соединенных Штатов, выдающегося политического деятеля, дипломата и философа эпохи Просвещения. Все это истинная правда. Кроме того, он в разные годы занимал следующие государственные должности: губернатор Вирджинии, госсекретарь США, вице-президент и президент страны.
Джефферсон не участвовал в Конституционном Конвенте, но входил в число тех, кто предложил и добился принятия Билля о правах, как называют первые десять поправок к основному закону. Как и многие из тех, кто своими руками заложил столь прочные основы государственности США, что за почти два с половиной столетия количество поправок не превысило двадцати семи, Томас Джефферсон получил прекрасное образование, то, которое называют классическим, знал языки, был знаком с работами различных философов. Все это стало той базой, которая сделала его участие в разработке юридических аспектов вновь создаваемого государства в высшей степени профессиональным.
Но и у Джефферсона были ошибки. Так, например, он приобрел Коран, который и ныне хранится в библиотеке Конгресса. И не только хранится, но и активно используется. В 2007 году на нем приносил присягу при вступлении в должность первый конгрессмен-мусульманин Кит Эллисон, что вызвало тогда недоумение у многих членов Конгресса. А буквально в последние дни многие СМИ опубликовали комментарии на выход в свет работы Дениз Спеллберг, специалистки по средневековой культуре ислама, под названием «Коран Томаса Джефферсона: отец-основатель США и ислам».
Не буду уподобляться советским критикам Солженицина, заявлявшим, что они «не читали, но не согласны», и сразу же скажу – не читал. Не читал книгу. Но многие русскоязычные исламские сайты выложили куски текста Спеллберг, поэтому можно поговорить хотя бы о них. Тем более, что это не я вырвал их из контекста, а публикаторы.
Но начну я с другого. С того, как от издания к изданию небольшие изменения заголовка привносят в него новый смысл. Вот NEWSru.com. Заголовок: «Один из отцов-основателей США был поклонником ислама». В тексте ссылка на портал IslamNews.ru, который, в свою очередь, направляет читателя на индонезийскую газету Jakarta Post». Хорошо, иду по ссылке на IslamNews.ru. Этот сайт уверяет, что «Отец-основатель США был духовно связан с исламом». По крайней мере, так сказано в заголовке. Ну и, наконец, Jakarta Post. Что же мы видим? Мы видим, что текст в этой газете озаглавлен достаточно нейтрально – «Islam and Thomas Jefferson». Где здесь «поклонник»? Где «духовная связь»? Первая фраза текста звучит так: «Повлияло ли чтение Корана на Томаса Джефферсона? Это непростой вопрос».
Далее – сплошные разговоры на тему «Джефферсон и Коран». Давно известно, что чем меньше данных имеется о каком-либо процессе, тем большими погрешностями сопровождаются результаты попыток воспроизвести этот процесс. Да, действительно, Джефферсон имел большую библиотеку. В ней были и книги об основных мировых религиях. Он действительно изучал вопрос равенства прав тех, кто мог бы стать гражданами вновь создаваемого государства. Однако, islam-today.ru, говоря о книге Спеллберг, сообщает: «Автор … проводит параллели между убеждениями отца-основателя и религиозной терпимостью в Соединенных Штатах сегодня. «Мне кажется, в современном мире есть беспокойство о том, во что верят мусульмане, во многом потому, что люди не понимают ислам в должной степени. Я думаю, что так же было и в 18-м веке, – говорит Спеллберг. – Мне кажется, что Джефферсон создавал теории для будущего, которое включало мусульман – не вопреки их религии, но благодаря религии и из-за его понятия всеобщих гражданских прав».
Еще данный ресурс сообщает, то «первый посол мусульманской страны – Туниса – был принят президентом Джефферсоном, устроившим в честь гостя ужин после захода солнца в месяц Рамадан. Это считается первым ифтаром в Белом доме, состоявшимся два с лишним века назад. Джефферсон, приглашая его в президентский дом, перенес обед на момент заката в знак уважения к религии своего гостя».
Есть грубая поговорка: «Кто о чем, а…». Не буду договаривать. Во всем многообразии интересов Джефферсона, среди которых был и интерес к религиозным воззрениям потенциальных граждан страны, Спеллберг, а за ней и islam-today.ru замечают лишь упоминание об исламе. А вполне рутинный даже в те далекие времена прием иностранного гостя с учетом его, гостя, предпочтений выдается изданием за нечто, свидетельствующее едва ли не о предпочтениях самого хозяина.
Много чего можно было бы еще увидеть интересного в том, как подается в СМИ информация даже не столько о книге Спеллберг, сколько о факте ее выхода в свет. Известно, что на новостных сайтах посетители просматривают сначала заголовки, и уже потом, если они их заинтересуют, читаются сами новости. Но заголовки в любом случае оставляют в сознании свои следы. Получается устойчивая связь: Джефферсон – Коран – ислам.
Казалось бы, мелочь. Но это только казалось бы. На самом деле происходит подмена исторических фактов. Джефферсон был известен как противник рабства, служившего основой экономики многих мусульманских североафриканских стран. Пиратство и работорговля – вот с чем боролся третий президент США. Это он был инициатором прекращения позорной практики выкупа рабов и платы за возможность мореходства в Средиземном море. Это он инициировал Первую берберийскую войну, ставшую началом конца пиратства в Северной Африке. И, если в его литературном и интеллектуальном наследии и имеются упоминания об исламе, то лишь наравне с другими мировыми религиями.
Сергей ВОСКОВСКИЙ