Обзор DVD выпуск 197
The Gold Rush. A film by Charles Chaplin. 1925. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Золотая лихорадка» – режиссёр Чарльз Чаплин). City Lights. A film by Charles Chaplin. 1931. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Огни большого города» – режиссёр Чарльз Чаплин). Прошло уже больше 100 лет с тех пор, как актёр Чарли Чаплин появился перед камерой, а в […]
The Gold Rush. A film by Charles Chaplin. 1925. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Золотая лихорадка» – режиссёр Чарльз Чаплин).
City Lights. A film by Charles Chaplin. 1931. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Огни большого города» – режиссёр Чарльз Чаплин).
Прошло уже больше 100 лет с тех пор, как актёр Чарли Чаплин появился перед камерой, а в апреле 2014 года будет отмечаться столетие его режиссёрской карьеры, и в течение всей этой сотни лет кинокритики, искусствоведы, социологи и философы обсуждают одни и те же вопросы. В чём удивительная притягательность образа, созданного Чаплиным на экране? Почему и в Америке, и в Европе, и в Азии этот смешной человечек в лохмотьях, с тросточкой в руках, в котелке и в огромных, с загнутыми носами башмаках, заставляет людей улыбаться и не только сочувствовать ему во всяческих передрягах, но всегда принимать его сторону? Почему фильмы Чаплина находят путь к душе и тех, кто обычно смотрит самые ширпотребные кинухи, и снобов-интеллектуалов, и великих учёных – как Альберт Эйнштейн, и кровавых диктаторов – как Сталин, который плакал над финалом «Огней большого города»?
Ответов на эти вопросы придумано тысячи, может быть, десятки тысяч, но все они сводятся к одному и тому же: каким-то образом Чаплину удалось воплотить в Маленьком бродяге черты, общие для нас всех – американцев, русских, евреев, китайцев, индусов, французов и англичан, инженеров и поваров, философов и тиранов.
За последние пару лет Criterion Collection уже выпустила три диска с фильмами Чаплина: «Новые времена» (Modern Times, 1936), «Великий диктатор» (The Great Dictator, 1940), «Месье Верду» (Monsieur Verdoux, 1947). Теперь к ним прибавились ещё два – «Золотая лихорадка» и «Огни большого города».
Criterion Collection не афиширует свои долговременные планы, но будем надеяться, что за этими пятью выпусками последуют и другие: «Король в Нью-Йорке», «Огни рампы», «Графиня из Гонконга», собрание чаплиновских короткометражек.
***
С того момента, как диски Blu-Ray вошли в обращение, Criterion Collection готовила каждый свой выпуск в двух форматах: DVD и Blu-Ray. Если вы уже обзавелись новым проигрывателем, вы покупали диск Blu-Ray, если у вас до этого не дошли руки или вас вполне устраивало качество традиционных DVD, вы могли купить DVD-диск.
Теперь Criterion Collection изменила свою политику: все диски выходят «dual-format edition», то есть в каждый комплект входят и DVD, и Blu-Ray диски. Оба диска помещены в один футляр. «Огни большого города» – последний из пяти чаплиновских дисков – выпущен в таком «dual-format edition».
You Ain’t Seen Nothing’ Yet. A film by Alain Resnais. 2012. Kino Lorber. DVD. («Вы ещё ничего не видели» – режиссёр Ален Рене). На французском языке с английскими субтитрами.
Ален Рене начал свою карьеру документальным фильмом «Ван Гог». Это было 65 лет назад. Два года спустя Рене показал свою новую работу «Герника», которая закрепила за молодым режиссёром репутацию мастера, способного при помощи кинокамеры увидеть сквозь холст и краски самого художника.
Первые фильмы принесли Алену Рене известность. Следующий фильм, «Ночь и туман» (1955), принёс славу.
Насколько я знаю, картина “Ночь и туман”, снятая через десять лет после окончания войны, была первой документальной лентой*, посвящённой гитлеровским лагерям уничтожения.
Мы видели с тех пор десятки игровых и, наверное, около сотни документальных картин, смонтированных из оригинальных киноматериалов, многие из них помогли нам больше узнать, но я не думаю, что они помогли нам понять больше того, что сказал Ален Рене в фильме “Ночь и туман”.
В своей рецензии на “Ночь и туман” Франсуа Трюффо написал: “Об этом фильме практически невозможно говорить в терминах кинокритики. Речь идёт не о документе, не об обвинительной речи, не о поэме, а о размышлении над важнейшей проблемой двадцатого века”.
Картина “Ночь и туман” превратила тридцатитрёхлетнего Алена Рене в одного из лидеров нового французского кино.
Многие кинокритики и историки кинематографа полагают, что картина “Ночь и туман” радикально изменила язык кинодокументалистики. Ровно так же как, по общему мнению, следующая работа Рене “Хиросима, моя любовь” (1959) изменила язык игрового кино.
Но, вероятно, ни один фильм, снятый во второй половине 20 века, не произвёл такого фурора, не удостоился такого восхищения и негодования, обожания и возмущения, как появившаяся в 1961 году следующая картина Алена Рене “В прошлом году в Мариенбаде”. О влиянии этого фильма на их творчество говорили такие замечательные режиссёры, как Жак Риветт и Стэнли Кубрик, и титаны киноискусства -Федерико Феллини и Ингмар Бергман.
С тех пор Ален Рене снял ещё 16 фильмов. И ни один из них не оказался скучным самоповторением. И ни один из них не остался незамеченным.
“Вы ещё ничего не видели” – новый фильм Алена Рене, которым режиссёр отметил своё девяностолетие.
Перед нами своеобразная экранизация пьесы Жана Ануя “Эвридика”, в которой Орфей – молодой музыкант, а Эвридика – актриса из провинциальной труппы. Возлюбленные проводят вместе только один день, и не судьба разрушает их счастье, а, так сказать, законы природы. В мире, где господствуют пошлось и ложь, территория любви даже размером в один гостиничный номер не может сдержать натиска “реальной жизни”.
Картина начинается с того, что дворецкий знаменитого драматурга обзванивает полтора десятка актёров (реальных актёров, от Матью Амальрика до Мишеля Пиколи), сообщая им о кончине своего хозяина и последней просьбе драматурга – приехать на его виллу, где будет прочитано завещание.
Оказывается, драматург хочет показать им видеозапись своей пьесы “Эвридика”, сыгранной молодыми актёрами. При этом все приглашенные в разное время тоже играли в различных постановках этой пьесы. И, по мере развития действия на экране, актёры, сидящие в зале, снова переживают то, что они играли десять, двадцать, тридцать лет назад. Они то произносят текст в унисон с молодыми актёрами на экране, то перехватывают инициативу у них и разыгрывают его сами.
Алену Рене удаётся создать необыкновенно волнующее зрелище, которое заставляет нас поверить в то, что история Орфея и Эвридики повторяется и повторяется с самыми разными людьми.
Frances Ha. A film by Noah Baumbach. 2013. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Фрэнсис Ха» – режиссёр Ноа Бумбах).
“Фрэнсис Ха”, последний фильм модного режиссёра Ноа Бумбаха, удостоился в критике множества похвал и вот даже вышел в Criterion Collection, что само по себе почётно. На мой взгляд, это довольно скромный фильм, грамотно сделанный этюд. Перед нами 27- летняя Френсис, её взаимоотношения с подругой, с “бойфрендом”, её занятия балетом, её болтовня с приятелями, короткая поездка в Париж, прогулки по Нью-Йорку.
Абрис характера, который предлагают в своём фильме Ноа Бумбах и актриса Грета Гевиг – она также и соавтор сценария – имеет, так сказать, чисто иллюстративную ценность. В том смысле, что этот характер не спроецирован на что-то большее, чем история симпатичной молодой женщины, несостоявшейся балерины.
Бумбах настойчиво – точнее, навязчиво – наполняет “Фрэнсис Ха” аллюзиями на картины французской “новой волны”, и, пожалуй, это нагляднее всего демонстрирует легковесность ленты Бумбаха. Истории, рассказанные Трюффо, Риветтом, Шабройлем, Годаром не только проецировались на время, в которое они были созданы, но и сами были проекцией этого времени. История же Фрэнсис Ха так и остаётся её личной историей.
На диске вы найдёте множество материалов: интервью с режиссёром Ноа Бумбахом, актрисой и соавтором сценария Гретой Гервиг, с оператором фильма «Фрэнсис Ха». Интересно, что большая часть этих разговоров посвящена объяснению намёков, источников музыкальных мелодий (из фильмов «новой волны»), работе над изобретением фактуры чёрно-белого изображения – короче, в соответствии с постмодернистской традицией объяснения ссылок на произведения предшественников, ссылок столь умозрительных, что нормальному зрителю прочесть их практически невозможно.
В этой связи – два слова о чёрно-белой гамме, в которой снят фильм. Чёрно-белое изображение первых фильмов “новой волны” создавало у зрителей ощущение документальности, достоверности. Придуманное “чёрно-белое” изображение Бумбаха настраивает нас на эстетическую игру. Дело в том, что картина Бумбаха снята цифровой камерой, то есть в цвете, а затем изображение трансформировано в чёрно-белое, но не такое чёрно-белое, которое имитирует зернистую плёнку, а некое целлулоидно-гладкое придуманное чёрно-белое изображение, предупреждающее зрителей с порога: это не документ.
*Смонтированная в 1945 году Билли Уайлдером лента «Мельницы смерти», также рассказывающая о гитлеровских лагерях, была подготовлена по заказу военного министерства и широкой публике не демонстрировалась.
Михаил ЛЕМХИН