Вакансия второго великого тенора заполнена? Возможно…

Share this post

Вакансия второго великого тенора заполнена? Возможно…

(к спектаклям оперы Россини «Севильский цирюльник» в Сан-Францисской Опере) Сан-Францисская Опера завершила свой осенний сезон постановкой «Севильского цирюльника» Россини, одной из самых талантливых и весёлых опер, созданных человечеством. Это совместная постановка нашей Оперы и Литовского Национального театра оперы и балета. Было запланировано 11 спектаклей, что обусловило создание двух исполнительских составов, которые я буду именовать составом […]

Share This Article

(к спектаклям оперы Россини «Севильский цирюльник» в Сан-Францисской Опере)

Сан-Францисская Опера завершила свой осенний сезон постановкой «Севильского цирюльника» Россини, одной из самых талантливых и весёлых опер, созданных человечеством.

Это совместная постановка нашей Оперы и Литовского Национального театра оперы и балета. Было запланировано 11 спектаклей, что обусловило создание двух исполнительских составов, которые я буду именовать составом 1 (первый спектакль – 13 ноября) и состав А (первый спектакль – 14 ноября). Режиссёр постановки –Эмилио Саги, дирижёр – второй дирижёр нашей Оперы Джузеппе Финзи. Сценический дизайнер – Лоренц Корбелла, художник по костюмам – Пепа Оянгурен. Сейчас великим тенором №1, безусловно, является Хуан Диего Флорез. А кто же второй?

Поставлена опера очень необычно, начиная с «поклонения» большому бюсту великого Россини и кончая нововведением: присутствием на сцене своеобразного «хора», который, правда, не издаёт ни единого звука, но зато реагирует на события на сцене некиими балетными движениями, а также своевременно участвует в смене небольших деталей оформления. Чаще всего участие «хора» предусмотрено при исполнении продолжительных арий или дуэтов (чтобы развлечь приуставшую публику?).

Сценическое действие осуществляется на двух уровнях, смена декораций происходит на глазах у публики, при открытом занавесе. Декорации представляют собой отдельные блоки, соединение которых может оказаться  богатым домом доктора Бартоло, а после небольшого передвижения – парадной комнатой этого же дома. Небольшие детали оформления здесь же, на глазах у публики, добываются из щели между первым и вторым уровнями, туда же отправляются другие, уже ненужные детали и даже толпы людей.

Придумано очень много забавных деталей (может быть, даже слишком много), некоторые, пожалуй, с определённым  перехлёстом, но, как правило, без безвкусицы.  (До сих пор с ужасом вспоминаю одну из прежних постановок, в которой лихой Фигаро бреет ноги стоящему на голове пассажиру, который оказывается женщиной).

 

Хавьер Камарена и Изабел Леонард

Постановка 1.Первое появление графа Альмавивы (под именем Линдор). Небольшого роста, с большой головой, насаженной на плечи, простоватым лицом и фигурой, свидетельствующей о хорошем аппетите. С тоской начинаю смотреть и слушать Линдора. Через пять  минут выясняется, что Линдор – прекрасного атлетического сложения, необычайно красив, а его сверкающие глаза отражают ум и одухотворённость. Ещё через пять минут я пришёл к убеждению, что лучшего Альмавивы я никогда не видел и не слышал. Подозреваю, что та же эволюция произошла и в зале.

Голос Хавьера Камарены (Альмавивы) не столь сладостен, как у Флореза, но достаточно красив, пение – выше всяких похвал. Ровное звукоизвлечение, чёткая и выразительная дикция, осмысленное и полное эмоций пение, точное попадание во все ноты, свободные верхи. А ещё  – поразительная , я бы сказал,  уникальная техника. Каждая нотка на любой скорости точно выпевается. Это даёт возможность Альмавиве спеть свою арию в последней сцене, которая обычно  не исполняется из-за её чрезмерной трудности. Возникает желание сравнить тот или иной пассаж с пулемётной очередью, но это неправомерное сравнение, потому что Хавьер «строчит» «разноцветные» ноты, переходя от одной к другой на любой скорости, тогда как пулемёт тупо повторяет одну и ту же ноту на одной и той же скорости. А при этом ещё Камарена создаёт (и притом весьма убедительно) тот или иной сценический образ. Два раза он проникает в дом доктора Бартоло под различными личинами с целью встретиться с Розиной, и оба раза эти сцены уморительны не только по воле Россини, но и из-за исполнения Камарены

После спектакля с участием Камарены я набросился на You Tube и постарался выудить там как можно больше  записей этого певца. Впечатляет. Например, знаменитую арию с девятью верхними до из «Дочери полка» Доницетти он поёт легко, свободно, играючи. То же можно сказать и о других его записях. Хавьер родился в Мексике, учился пению в университете Гунаюато. В 2004 году завоевал первую премию в вокальном конкурсе Карло Морелли в Мексике, в следующем году стал победителем конкурса в Барселоне. В настоящее время продолжает заниматься с выдающимся в прошлом певцом  Франциско Арайзо. В Мексике Камарена спел свою первую партию, Тони из «Дочери полка» Доницетти, а затем – Бельмонте из «Похищения из сераля» Моцарта, Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, Эрнесто из «Дон Паскуале» Доницетти и Дорвила из «Шёлковой лестницы» Россини.

С апреля 2007 года Хавьер – солист оперы Цюриха, где он спел ведущие теноровые белькантовые партии во многих операх. В это же время он совмещал свою занятость в Цюрихе с выступлениями в Венской Государственной Опере, в Парижской Опере, в Кёльне, Брюселле, Дрездене и т.д. и, наконец, в Метрополитен Опера. Пел и в опере Россини «Отелло» партию Родриго, где Дездемоной была Чечилия Бартоли. Часто выступает в концертных залах как в сольных программах, так и в качестве солиста в хоровых произведениях. Как уже было отмечено выше, безусловным  тенором №1 является Флорез. Итак, может ли Камарена занять позицию №2 среди множества всех теноров? Не исключено.

В составе А партию Альмавивы исполнял любимец сан-францисской публики, участник Мерола Опера и Адлер Феллоус программ Алек Шрейдер. Молодой обаятельный красавец и обладатель очень красивого голоса, он приобрёл довольно большую популярность, и его артистическая карьера складывается весьма успешно. Достаточно заметить, что его регулярно приглашает для выступлений Метрополитен Опера. Он очень хорош сценически и в партии Альмавивы. Но имеется одно обстоятельство, которое снижает оценку его выступлений: колоратурная техника, совершенно необходимая в этой партии.

В старые «добрые времена», когда молодых мужчин в Советском Союзе вызывали летом для военной переподготовки, а снарядами и патронами практически не обеспечивали (слава Богу) из-за отсутствия средств, родился на учениях термин «обозначим выстрел», которого на самом деле не было. Порой, исполняя требуемые фиоритуры в быстром темпе, Шрейдер лишь успевает «обозначить» их. Жаль, хотя он ещё достаточно молод, чтобы попытаться улучшить свою технику.

В составе 1 партию Фигаро исполнял также участних обеих стажёрских программ баритон Лукас Мичем. Мы все прекрасно помним его, так как он выделялся своим большим, красивым голосом и ярким сценическим поведением. Очень высокий крепко сколоченный мужчина приобрёл за прошедшие годы хорошую колоратурную технику. Он очень убедительный Фигаро, его реакции и сообразительность естественны, как и желание не только помочь, но и извлечь при этом выгоду для себя. Однако звучание его голоса порой было недостаточным (во время исполнения колоратурных пассажей), и здесь нужно упрекнуть дирижёра Джузеппе Финзи, одной из обязанностей которого является установление баланса звучания. Очень приятное впечатление произвёл Фигаро из состава А, норвежский баритон Один Айверсен. У него красивый голос, он очень обаятелен и убедителен, но и его порой подводит колоратурная техника.

Даниэла Мак

Американская меццо-сопрано Изабел Леонард исполняла партию Розины в составе №1. Сценически она была очень хороша и полна обаяния. Все её поступки были мотивированы, её увлечение Линдором было совершенно естественным. Но вот необъяснимая ситуация: в первом акте она достаточно часто лишь «обозначала» колоратурные пассажи. Создалось впечатление, что они ей недоступны. Однако во втором акте она исполняла их, в основном, достаточно чётко. А вот меццо-сопрано Даниэла Мак из состава А, бывшая участница обеих стажёрских программ и супруга Алека Шрейдера, была безукоризненной Розиной как сценически, так и вокально. Изящная, тоненькая и очаровательная женщина, она была волевой, знающей себе цену Розиной, её красивый сочный голос звучал выразительно и убедительно, все фиоритуры были исполнены точно и легко, сценическое поведние было продумано до малейших деталей. Это была приятная творческая победа.

В составе1 роль опекуна Розины доктора Бартоло исполнял баритон Алессандро Корбелли, а в составе А – бас Маурицио Мураго. Вокально Мураго выглядел интересней, чем Корбелли, хотя тот был интересней сценически, обогатив свою роль многими «мелочами», значительно оживившими образ этого мерзавца.

Партию Дона Базилио в обоих составах исполнял бас Андреа Силвестрелли. Очень высокий артист обладает глухим и не очень большим голосом, к тому же, «запрятанным» достаточно глубоко. И сценически, и вокально он был малоинтересен. К тому же, мы, русскоговорящие, отчётливо  помним российских исполнителей этой роли, например, Рейзена, Огнивцева и др., не говоря уже о Шаляпине, что иногда мешает воспринимать новые поколения Дона Базилио. В обоих спектаклях небольшую роль Берты, служанки, исполняла меццо-сопрано Катерина Кук. Как всегда, и вокальн,о и сценически она была очень хороша и изобретательна, превращая небольшую роль в сценический шедевр.

Очень хорошо прошли все сцены с участием хора (хормейстер Иан Робертсон). Следует отметить и прекрасные костюмы действующих лиц и хора (Пепа Оянгурен). Что касается дирижёра Джузеппе  Финзи, то в основном он справился с поставленными задачами, но, как я уже отмечал выше, баланс звучания разных голосов был уязвимым местом спектаклей. Были и расхождения оркестра и певцов. В целом же «Севильский цирюльник» стал украшением нынешнего оперного сезона.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »