Мифы и факты
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-818 Мы продолжаем публикацию отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard). Исторические корни Израиля МИФ «Еврейское заселение Палестины подвергло опасности “традиционное положение” арабов в этой […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-818
Мы продолжаем публикацию отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard).
- Исторические корни Израиля
МИФ
«Еврейское заселение Палестины подвергло опасности
“традиционное положение” арабов в этой стране».
ФАКТ
В течение многих веков Палестина представляла собой малонаселенную территорию с очень небольшой площадью возделанной земли и неосвоенными пространствами эродированных гор, песчаных пустынь и малярийных болот.
В 1880 г. американский консул в Иерусалиме докладывал, что эта территория (в то время – часть Османской империи) все больше приходит в упадок. «Население и благосостояние народа Палестины не увеличились за прошедшие сорок лет», – сообщал он.
В докладе Палестинской королевской комиссии приводятся такие сведения о состоянии Прибрежной равнины в 1913 г.: «Дорога, проходящая от Газы к северу, представляет собой летнюю проселочную дорогу, пригодную лишь для движения повозок и верблюдов… не видно ни апельсиновых рощ, ни фруктовых садов, ни виноградников – до приближения к еврейскому селению Явне…
Западная часть территории, ближе к морю, представляет собой почти пустыню… В этом районе имеется несколько деревень, и в них очень мало жителей… поскольку из-за широкого распространения малярии многие жители покинули свои деревни».
Льюис Френч (Lewis French), британский руководитель Департамента развития подмандатной территории, так описывает состояние Палестины в то время:
«Мы увидели, что эта территория населена феллахами (местные крестьяне. – Прим. перев.), живущими в глиняных лачугах… Они мучительно страдают от широко распространенной болезни – малярии… Обширные площади… не культивируются… Феллахи, если они сами не являются похитителями скота, всегда готовы укрывать этих похитителей и других преступников. Индивидуальные наделы… ежегодно переходят из рук в руки. Охрана общественного порядка недостаточна, и феллахи страдают от мародерства и вымогательства со стороны своих соседей – бедуинов».
Удивительно, но многие люди, не сочувствовавшие сионистским
идеалам, верили в то, что евреи улучшат положение палестинских
арабов. Так, например, Дауд Баракат (Dawood Barackat), редактор
египетской газеты «Аль-Ахрам», писал: «Совершенно необходимо, чтобы между сионистами и арабами установились дружеские отношения, потому что словесная война может принести только вред. Сионисты нужны этой стране: деньги, которые они привезут с собой, их знания, интеллект и присущее им трудолюбие будут, без сомнения, способствовать возрождению страны».
Даже один из ведущих арабских националистов верил в то, что возвращение евреев на их родину поможет воскресить благосостояние страны. Вот что говорил уже упоминавшийся Шериф Хуссейн, попечитель исламских святынь в Аравии: «Ресурсы страны все еще представляют собой нетронутую целину, и они будут разрабатываться еврейскими эмигрантами. До сих пор одной из самых поразительных вещей являлось то, что палестинец покидал свою страну и странствовал по всему свету. Родная земля не могла удержать его на месте, хотя его предки жили на ней в течение тысячи лет. В то же самое время мы видим, что евреи из различных стран – России, Германии, Австрии, Испании, Америки – устремились в Палестину. Причина причин этого не ускользнула от внимания тех, кто обладает даром глубокого проникновения в суть вещей. Они поняли, что, при всех их различиях, для своих подлинных сыновей (abna’ihilasliyin) эта страна является священным местом и любимой родиной. Возвращение этих изгнанников (jaliya) на свою родину станет хорошей материальной и духовной школой для их собратьев, работающих вместе с ними на полях, фабриках, в торговле и ремесле, и вообще для всех, занятых тем или иным видом труда.
Как и предвидел Хуссейн, возрождение Палестины и рост ее населения начались только после того, как многие евреи стали возвращаться в эту страну.
Марк Твен, побывавший в Палестине в 1867 г., так описал сложившееся там положение: “…пустынная, безлюдная страна; ее достаточно плодородная почва целиком отдана сорнякам – молчаливый, угрюмый простор… Всюду царит запустение; нельзя даже представить себе, что здесь возможна великолепная, деятельная жизнь… На всем нашем пути мы не встретили ни одного человека… Почти нигде не было видно деревьев или кустарников. Казалось, что и оливковые деревья, и кактусы, преданные друзья даже такой бесполезной земли, почти покинули эту страну.”
Продолжение следует