Концерт Юджи Ванг
Недавно состоявшийся сольный концерт выдающейся молодой китайской пианистки Юджи Ванг, как обычно, вызвал большой интерес публики и прошёл с огромным успехом. После концерта тысячная толпа восторженных поклонников пианистки выстроилась в очередь «от края и до края», чтобы получить её автограф на каком-либо из записанных ею СD (благо, она уже успела записать большое количество разнообразных дисков) и сказать несколько добрых слов. […]
Недавно состоявшийся сольный концерт выдающейся молодой китайской пианистки Юджи Ванг, как обычно, вызвал большой интерес публики и прошёл с огромным успехом. После концерта тысячная толпа восторженных поклонников пианистки выстроилась в очередь «от края и до края», чтобы получить её автограф на каком-либо из записанных ею СD (благо, она уже успела записать большое количество разнообразных дисков) и сказать несколько добрых слов.
Программа концерта была очень интересной и разнообразной. В первом отделении исполнялись Соната № 3 С. Прокофьева и Соната № 3 Ф. Шопена. Во втором – Ноктюрн до минор, Ор.48, № 1 и Баллада № 3 ля-бемоль мажор, Ор 47 Шопена, Вариации, Ор.41 современного украинского-российского композитора Капустина и три части из «Петрушки» И. Стравинского.
Третья соната Прокофьева была написана в 1917 году. Небольшая по объёму, одночастная соната в исполнении Ванг звучит сочно, энергично, с частой сменой тем и характера и, что присуще пианистке, на больших скоростях.
Блестяще сыграла Юджа четырёхчастную Сонату № 3 Шопена. Величаво прозвучала первая часть; хорошо удалась вторая, полётная, скерцозная часть, временно уступающая место более спокойным эпизодам; полна размышлений третья часть, и бурно, на большом подъёме прозвучал финал. И опять быстро, но выразительно и с шопеновским настроением. Может быть, иногда было чуть больше педали, чем обычно в её исполнении.
Второе отделение концерта началось с Ноктюрна Шопена до минор, Ор. 48, № 1, исполненного изящно, тонко и с должным настроением. Затем бурно, энергично, на всё увеличивавшейся скорости прозвучала Баллада № 3 Шопена ми бемоль мажор, Ор.47. Обе вещи, сравнительно небольшие по объёму, стали украшением всей программы.
Следующим номером программы стали Вариации Капустина, Ор.41. Для многих читателей фамилия композитора ни о чём не говорит. Приведу короткую справку. Капустин Николай Гиршевич родился 22 ноября 1937 года в украинском городе Горловка. Известен как пианист и композитор. В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера. Как джазовый пианист дебютировал в оркестре ЦДРИ, в составе которого выступал на фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). Стал известен как пианист оркестра Олега Лундстрема, работал также в оркестре «Голубой экран» и в государственном симфоническом оркестре кинематографии. В последние десятилетия активизировался как композитор. Николай Капустин ныне – один из ведущих современных композиторов.
Признаюсь, для меня имя Капустина и его творчество стали совсем недавним открытием. Впервые я услышал его музыку на концерте Юджи Ванг, исполнившей «Вариации» Капустина, Ор. 41, был ошарашен представшей предо мной красотой нового мира звучаний и постарался, как мог за короткое время, познакомиться с некоторыми из его произведений. Возникло желание продолжить это знакомство. Исполнение Юджей этой части программы показалось мне безупречным, но к этому вопросу мы вернёмся чуть позднее.
Завершилась программа концерта тремя отрывками из музыки Игоря Стравинского к балету «Петрушка». Это было триумфальное исполнение, останавливающее дыхание публики. Здесь было всё: изящество и блеск, подлинность и очарование трёх танцующих механических кукол.
Эти и другие эпизоды этой музыки переполнены значительными техническими сверхтрудностями, но Ванг так легко и якобы беззаботно преодолевала их, что, я уверен, у многих слушателей (и, в частности, у меня) возникло намерение попробовать свои возможности в исполнении этих шедевров. Даже самые дотошные критики не смогли бы обнаружить какие-либо недостатки в исполнении этой музыки Стравинского.
В ответ на бурные овации публики пианистка блестяще исполнила три биса: Аранжировку «Чая на двоих» Винсента Юмонса; Вариации Бизе-Горовица на темы из «Кармен» и грустную транскрипцию Золтана Кошица «Вокализа» Рахманинова.
Как и в исполнительстве, Юджа прокладывает новые пути в дизайне. Её концертные платья исполнены со вкусом и наперекор сложившимся традициям. Её концерты проходят с колоссальным успехом, рецензии сверхположительны, она сейчас чуть ли не самая популярная пианистка.
Правда, должен добавить, что рецензируемый выше концерт не привлёк почему-то внимание музыкальных критиков. Пока я обнаружил только одну рецензию: отклик на концерт Юджи пианиста Кен-Иисака. Автор, безусловно, квалифицированный музыкант и критик и пытается быть объективным, отмечая, например, успешное исполнение пианисткой отрывков из «Петрушки», однако в целом его рецензия носит отрицательный характер. Попробуем разобраться в его критических замечаниях.
Первое серьёзное замечание сделано по поводу сверхвысоких скоростей исполнения. Тут возникают определённые проблемы. Ну, например, не все слушатели в зале могут физиологически поспевать за музыкой в этом случае. Но кто решится утверждать, что при медленных темпах весь зал сможет поспевать за музыкой? Утверждения же автора, что при быстрых темпах теряются фразы и мелодии, а следовательно, и выразительность исполнения, противоречат услышанному в концерте. Хотя теоретически это может случиться с другим исполнителем. Зато как ослепительна была «пиротехническая» музыка! Что касается техники педали, то я уже упоминал выше об этом и готов согласиться с автором рецензии.
Я уже отмечал выше, что мне очень понравилось исполнение «Вариаций» Капустина. Замечание Кен-Иисака о потере пианисткой исполнительских деталей в одном из эпизодов я не оспариваю: Кен-Иисака наверняка лучше, чем я, знает текст «Вариаций». К сожалению, некоторое замешательство с текстом случается чуть ли не с каждым солистом, даже самого высокого ранга. Здесь я мог бы привести много «забавных» случаев, известных мне, но не хочется отвлекаться. Зато как были сыграны на рецензируемом концерте другие вариации! Сколько ранообразия, изобретательности и свежести!
Сольный концерт Юджи Ванг произвёл прекрасное впечатление.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско