От Люлли до Эдиса, отдавая должное Мендельсону и Стравинскому

Share this post

От Люлли до Эдиса, отдавая должное Мендельсону и Стравинскому

Недавно в Дэвис-Холле состоялся удивительный концерт, в котором приняли участие оркестр Сан-Франциско Симфони и молодой приглашённый дирижёр, которому пророчат славное будущее, испанец Пабло Херас-Касадо. В программе были четыре произведения, не имеющие, казалось бы, между собой ничего общего, но которые представляют различные эпохи развития музыкального искусства, начиная c барокко (Люлли), продолжая романтизмом Мендельсона, многостильностью Стравинского и […]

Share This Article

Недавно в Дэвис-Холле состоялся удивительный концерт, в котором приняли участие оркестр Сан-Франциско Симфони и молодой приглашённый дирижёр, которому пророчат славное будущее, испанец Пабло Херас-Касадо. В программе были четыре произведения, не имеющие, казалось бы, между собой ничего общего, но которые представляют различные эпохи развития музыкального искусства, начиная c барокко (Люлли), продолжая романтизмом Мендельсона, многостильностью Стравинского и кончая поисками нашего современника, Томаса Эдиса.

Люлли (1632 – 1687) родился во Флоренции, но большую часть жизни провёл во Франции, став близким другом короля Луи ХIV. Люлли играл на гитаре и скрипке и профессионально танцевал. Со временем стал сочинять музыку, чаще всего обращаясь к созданию опер, и возглавил Парижскую Оперу.

Важнейшей частью творчества Люлли стали оперы-трагедии.

Рецензируемый концерт начался с  исполнения Увертюры и Пассакалии  из оперы-трагедии Люлли «Армида».  Обе части, чисто оркестровые, очень красивы. Значительная часть увертюры торжественна и, как утверждают некоторые исследователи, предназначена для встречи очень важного вельможи (скорее всего, короля). Пассакалия в этой опере представляет собой красивую задумчивую мелодию с многочисленными вариациями. Оркестр исполнил обе пьесы с видимым удовольствием. В концертах, о которых идет речь, состоялось  первое исполнение этой музыки оркестром Сан-Франциско Симфони.

Далее последовали «Три пьесы на темы из Куперена», созданные в 2006 году одним из самых талантливых современных  английских композиторов,  Томасом Эдисом (и опять мы услышали  первое исполнение в Сан-Франциско этой музыки). «Династия» Куперенов «царствовала» во французской музыке более двух столетий, поэтому самого выдающегося из них, упомянутого выше представителя эпохи барокко, называют Франсуа Купереном Великим, чтобы не перепутать его с другими. Он сочинял музыку для органа, клавесина и иных инструментов. Эдис создал оркестровую версию выбранных им частей, которая, с одной стороны, тематически близка первоисточнику, с другой – является смелой переработкой начального материала.

В первой части, «Развлечение»,  мы ощущаем некий намёк на любовную лирику. Во второй части, наиболее интересной, «Путешествие в очень далёкую даль», Эдис очень успешно использует беспечные ритмы Куперена с «обманными» атаками струнных. В третьей части, «Душа в печали», тяжело вздыхают струнные. Это небольшое по времени произведение звучало очень красочно и эмоционально и было исполнено оркестром и дирижёром Херас-Касадо виртуозно и с большим подъёмом.

Пабло Херас-Касадо

Томас Эдис родился в Лондоне в 1971 году, с раннего возраста проявил яркую музыкальность и получил хорошее музыкальное образование. Помимо своей композиторской деятельности, он успешно выступает как пианист и дирижёр. С 1993 по 1995 годы он сотрудничал как ассоциированный композитор с Галле оркестром, создав в эти годы несколько произведений, приобретших известность.

Подобное же сотрудничество устанавливалось  у него в дальнейшем и с другими оркестрами. Вскоре  началось его творческое содружество с сэром Саймоном Раттлом.

Эдис – автор двух опер, «Напудрите её лицо» и «Буря». Они вызвали большой интерес публики и одобрение музыкальных критиков и были поставлены во многих оперных театрах, включая Метрополитен Опера, спектакль которой  «Буря» транслировался в 55 странах. В следующем сезоне «Буря» пойдёт в Венской Государственной опере. Эдис успешно сочиняет оркестровые произведения, многими из которых он дирижировал, включая в свои программы и оркестровые вещи других композиторов. Многие дирижёры также с удовольствием исполняют творения Эдиса. Список его сочинений впечатляющ.

Томаса Эдис

Репутация Эдиса сейчас такова, что многие международные фестивали (более десяти) выстраивают свои программы, фокусируя своё внимание на нём. Его исполнение фортепианных произведений других авторов и выступления в качестве дирижёра своих и чужих сочинений вызывают большой ажиотаж публики. Он осуществил огромное число записей (трудно даже сказать, сколько), а единственное недовольство, высказанное им однажды, состояло в том, что сутки должны были бы содержать более 24 часов.

Первое отделение концерта завершилось исполнением Скрипичного концерта ре мажор Стравинского. Солировала американская скрипачка Лейла Джозефович. Концерт состоит из четырёх частей, полон обаяния и технических трудностей. Каждая часть начинается с одних и тех же аккордов, но развивается по-разному.

Как быстро меняется время, а с ним – и наше восприятие! Если в 1931 году, в год создания этого концерта, он воспринимался как модернистское сочинение в духе модных тогда «измов», то в нынешнее время, да ещё с хорошими оркестром и дирижёром, мы готовы принять его как произведение вполне классического толка.

Название первой части, «Токката», говорит о характере начала концерта. Вторая и третья части, «Ария I» и «Ария II», лиричны и основаны на различном музыкальном материале. Четвёртая часть, «Capriccio», очень подвижная и тематически разнообразная, – украшение концерта. По поводу её исполнения Лейлой существуют разные мнения. Мне оно очень понравилось. Скрипачка в последние годы увлеклась современной музыкой и исполняет её весьма успешно. Мне кажется, она сыграла Четвёртую часть концерта, в какой-то мере, в современном духе.  Этот эксперимент мне показался удачным.

Лейла родилась в 1977 году в Канаде. Отец, поляк, – физик, мать, американка, – биолог. Когда Лейле было три года, семья переехала в Лос-Анджелес, где девочка вскоре начала заниматься музыкой. Когда ей исполнилось 13 лет, семья переехала в Филадельфию, где Лейла, продолжая заниматься в общеобразовательной школе, совмещала эти занятия с учёбой в знаменитом институте Куртиса. Уже в ранней юности начались гастрольные поездки скрипачки. Она выступала с оркестрами в Европе, Азии и северной Америке, включая такие города, как Филадельфия, Кливленд, Лос-Анджелес, Хьюстон, Чикаго, Бостон, Монреаль, Торонто, а в1994 году состоялся её дебют в Карнеги-Холле. Выступала она и в Санкт-Петербурге. География её выступлений расширяется, увеличивается количество записей. В 1997 году состоялся дебют Лейлы в Сан-Франциско.

Будучи пропагандистом современной музыки,  Лейла Джозефович сотрудничает с такими композиторами, как Джон Адамс, Лука Францескони, Эса-Пекка Салонен (она была первой исполнительницей его скрипичного концерта). Она стала и первой исполнительницей скрипичного концерта английского композитора Колина Мэттью. В то же время, Лейла очень любит играть Чайковского и Прокофьева. Она продолжает свою миссию возведения мостов между современной и классической музыкой, в то же время почитая каждый из этих жанров.

Лейла Джозефович

Во втором отделении концерта исполнялась Симфония №3 ля минор Феликса Мендельсона («Шотландская симфония»). Композитор считал, что это единственная полностью удовлетворяющая его симфония. Началось с того, что в  1829 году Мендельсон посетил Шотландию, которая потрясла его как памятниками истории, так и своей красотой и самобытностью. Он неоднократно (десять раз) посещал Англию, но в Шотландии побывал лишь однажды. Полученные впечатления он попытался выразить в  музыке. Первым шагом к воплощению этого плана стало создание концертной увертюры «Гебриды» (острова), которая впоследствии стала вступлением в «Шотландской симфонии». Мендельсон не включил в нее ни одной подлинной мелодии полюбившегося ему края, но симфония создаёт впечатление интенсивного использования народного шотландского мелоса.

В первой части симфонии запомнились очаровательные темы деревянных духовых инструментов; во второй – энергичное скерцо; в третьей – прекрасно исполненное соло кларнета (Кери Белл); и, наконец, в четвёртой – энергичный, захватывающий дух спор между группами инструментов. А общим впечатлением стала небывалая, редкая благородная красота симфонии, превратившая второе отделение концерта в праздник.

И вот настало время сказать о дирижёре. Мы встречаемся с ним не в первый раз и можем теперь с уверенностью заявить, что Пабло Херас-Касадо действительно один из лучших молодых современных дирижёров, от которого можно ожидать новых свершений.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »