Семен Бычков представляет Рахманинова
Issue #764 Прошедшие в Дэвис Симфони Холл концерты Сан-Франциско Симфони и Сан-Франциского Симфонического хора были посвящены творчеству С. Рахманинова. Исполнялась, как её часто называют, хоровая симфония «Колокола», одно из самых выдающихся сочинений композитора, а во втором отделении – Симфония №2. Дирижировал программой один из самых сильных современных дирижёров, Семён Бычков, вот уже 12 лет возглавляющий […]
Issue #764
Прошедшие в Дэвис Симфони Холл концерты Сан-Франциско Симфони и Сан-Франциского Симфонического хора были посвящены творчеству С. Рахманинова. Исполнялась, как её часто называют, хоровая симфония «Колокола», одно из самых выдающихся сочинений композитора, а во втором отделении – Симфония №2. Дирижировал программой один из самых сильных современных дирижёров, Семён Бычков, вот уже 12 лет возглавляющий замечательный Симфонический оркестр Западногерманского радио (Кёльн) и работающий со многими знаменитыми оркестрами.
«Колокола» – грандиозное сочинение, написанное на слова поэта-символиста Константина Бальмонта, являющиеся переводом поэмы Эдгара По с тем же названием. Что такое перевод стиховорного текста с английского на русский, оставим специалистам. Я бы сказал, что Бальмонт написал текст по мотивам Эдгара По. «Колокола» были сочинены к концу лета 1913 года, тогда же исполнены, с большим успехом, но в дальнейшем испонялись достаточно редко. Например, в Сан-Франциско мы в последний раз слущали это любимое автором произведение в 1994 году.
Симфония состоит из четырёх частей, посвящённых четырём аспектам человеческой жизни: рождению, женитьбе, страданиям и смерти. В каждой части имитируется звучание соответствующих колоколов, в каждой части, за исключением третьей, звучит человеческий голос. Дирижёр добился поразительной, почти дикой, языческой страстности исполнения всеми группами инструментов и хором.
Из солистов особенно хочется выделить бас-баритона Михаила Петренко, с которым мы познакомились три года назад, когда он солировал в 13 симфонии Шостаковича. Благородное звучание его красивого голоса, безукоризненная дикция и вовлечённость в события – привлекательные составляющие его таланта. Очень хорошо звучал хор (хормейстер Рагнар Болин). В последнее время казалось, что звучание хора стало слишком светлым, даже плоским. Однако в рецензируемом концерте хор пел округлым красивым звуком, взволнованно и страстно. Исполнение «Колоколов», очень энергичное и эмоциональное, было принято с восторгом не только публикой, но и хором и оркестром, которые азартно аплодировали дирижёру.
В 1931 год «Колокола» были исполнены в Москве и были приняты публикой с большим воодушевлением. Однако газета «Правда» разгромила композитора, назвав его незначительным имитатором и реакционером.
В 1897 году Рахманинов сочинил свою Первую симфонию, и тогда же Александр Глазунов – из самых лучших побуждений – взялся исполнить её в качестве дирижёра. Хороший композитор, он оказался чрезвычайно слабым дирижёром и провалил премьеру. Публика в зале и рецензенты в печати не приняли это сочинение молодого композитора. Последовавший нервный срыв Рахманинова выбил его из творчества почти на три года. Он решил никогда больше не возвращаться к сочинению симфоний. Однако жизнь продолжалась, и, следуя её зову, композитор написал в 1907 году свою Симфонию №2.
Симфония в четырёх частях, в основном очень светлая и романтичная, является и очень продолжительной, что побуждало многих дирижёров «урезать» её, пытаясь, в то же время, не повредить её восприятию. Семён Бычков впервые отказался от этой практики, исполнив симфонию без всяких сокращений. Он считает, что «ампутация» отдельных кусков симфонии очень даже заметна и наносит непоправимый вред замыслам композитора.
Манера исполнения Симфонии №2 очень отличалась от исполнения «Колоколов». Симфония полна очаровательных мелодий, и дирижёр старался донести до сердца слушателей каждую из них. Было меньше напора и больше изысканности. Pianissimo были еле слышны, но в то же время были хорошо слышны. Каждая фраза была отделана до совершенства. Время от времени назревавшие конфликты достаточно быстро исчерпывали себя. Ритмическая точность в соединении с ритмическим разнообразием не позволяли симфонии распасться на отдельные куски. Соло, исполненное первым кларнетистом и выдающимся музыкантом, Кери Беллом, трудно забыть. Последняя часть, Allegro vivace, была исполнена освобождённо и радостно. Оркестр исполнил симфонию превосходно. И даже если слушатель встретился с этой музыкой впервые, он безошибочно признает: это Рахманинов.
Семён Бычков родился в 1952 году в Ленинграде. Отец – научный работник, мать – преподаватель французского языка. Четыре семьи в коммунальной квартире, одна кухня и один туалет на всех. Но, что было нетипично, никаких дрязг и свар.У мальчика рано был обнаружен абсолютный слух, что побудило его родителей отдать его в Хоровое училище им. Глинки, куда он поступил, преодолев большой конкурс. Затем поступил в Ленинградскую консерваторию как пианист. До двадцати одного года занимался исполнительской деятельностью, но с самых юных лет его манило дирижирование, он стал посещать дирижёрский класс знаменитого педагога Ильи Александровича Мусина, а вскоре был зачислен официально в этот класс. Занятия складывались успешно, и девятнадцатилетнему парню доверили дирижирование двенадцатью спектаклями «Евгения Онегина» в консерваторском театре. За каждый спектакль юноша получал 2 рубля 50 копеек. В 1973 году он одержал победу на конкурсе дирижёров им. Рахманинова.
Обладал «длинным языком», что побудило органы КГБ заинтересоваться им. Это, в свою очередь, побудило его ещё до окончания консерватории эмигрировать в США. Его карьера в зарубежье складывается удачно. Несколько лет он был музыкальным директором Buffalo Philharmonic. До этого в течение пяти лет был главным приглашённым дирижёром этого же оркестра. Его заметил Караян и высоко оценил потенциальные возможности молодого дирижёра.В течение почти 10 лет Бычков был музыкальным директором Парижского оркестра, и в эти же годы – главным приглашённым дирижёром Санкт-Петербургского филармонического оркестра. Дирижировал и Берлинским филармоническим оркестром. Любит осуществлять оперные постановки. Дирижировал уже в Ла Скала, в Метрополитен Опера, на Зальцбургском фестивале, был главным приглашённым дирижёром «Флорентийского музыкального мая». Вскоре приступает к музыкальному руководству Дрезденской оперой. Осуществил много записей, большинство которых были отмечены различными наградами.
У него непростые исполнительские пристрастия. Например, из русских композиторов исполняет преимущественно Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, хотя с удовольствием слушает и многих других. Очень часто исполняет Рихарда Штрауса, Вагнера, Верди. Его младший брат, Яков Крейцберг, 1959 года рождения, – тоже ученик Мусина и признанный на Западе дирижёр. Мы были когда-то на его концерте, и он произвёл прекрасное впечатление.
Жена Семёна Бычкова во втором браке – одна из сестёр-француженок, Мариэль Лабек. Сёстры образуют всемирно известный фортепьянный дуэт, который мы слушали много раз. Живёт семья Бычковых преимущественно в Париже.