На гастролях Темиржана Ержанова
Issue #771 Состоявшиеся недавно концерты пианиста Темиржана Ержанова, совершавшего гастрольную поездку по Калифорнии, ещё раз продемонстрировали его высокое мастерство, отменный вкус и интересный репертуар. В сольном концерте в The First Old Church он сыграл «Чакону» Баха-Бузони, Сонату №31 Бетховена и «Крейслериану» Шумана. Чакона была распространённым в Испании и Италии народным танцем барочных времён. И.С. Бах […]
Issue #771
Состоявшиеся недавно концерты пианиста Темиржана Ержанова, совершавшего гастрольную поездку по Калифорнии, ещё раз продемонстрировали его высокое мастерство, отменный вкус и интересный репертуар. В сольном концерте в The First Old Church он сыграл «Чакону» Баха-Бузони, Сонату №31 Бетховена и «Крейслериану» Шумана.
Чакона была распространённым в Испании и Италии народным танцем барочных времён. И.С. Бах написал Партиту ре мажор для скрипки соло, в которой главной и по времени и по значению частью была «Чакона», часто исполняющаяся как самостоятельное произведение. На рубеже 19-20 веков знаменитый пианист, композитор и музыкальный деятель Феруччо Бузони создал транскрипцию «Чаконы» Баха для фортепиано – произведение сверхсложное и в техническом, и в музыкальном отношениях.
Похоже, сложности не отпугивают, но, скорее, привлекают Ержанова, и он преодолевает их с увлечением и даже азартом. «Чакона» у Баха-Бузони потеряла свою танцевальность и представляет собой вариации на одну из тем. Скорее, она стала раздумьем, и не всегда лёгким, о жизненных коллизиях. Поначалу показалось, что первая часть «Чаконы» сыграна несколько тяжеловато, но затем я нашёл, что это та фундаментальность, которая здесь оказалась весьма кстати. Исполнение заставило думать и переживать, а это дорогого стоит.
Совершенно другое звучание и иной характер исполнения продемонстрировал Ержанов в тридцать первой сонате Бетховена, ля бемоль мажор. Романтичность, не отягчённая тяжёлыми переживаниями, первой части, грубоватая и немного загадочная странность второй, ариозность, распевность третьей, – всё получилось, всё заставляло слушать пианиста, затаив дыхание. Последняя часть сонаты, фуга, оказалась, наверное, наиболее интересной и привлекательной.
Второе отделение концерта было посвящено «Крейслериане» Р. Шумана. Крейслер – персонаж, созданный писателем-романтиком Гофманом. Это очень сложный образ: безумный капельмейстер, гениальный непризнанный романтик, влюблённый неудачник. Шуман пытался сотворить музыкальный портрет Крейслера, создавая одновременно (ставил ли он перед собой такую цель или нет) музыкальный автопортрет. Получилось очень неординарное произведение, в котором специалисты находят уже зёрна будущего безумия. Это бурное произведение, наполненное беспрерывным движением, сбивающимся дыханием и проблесками дивной красоты. Его считают одним из самых сильных сочинений композитора.
Этот шедевр стал вершинным пунктом программы Ержанова. Это было многослойное исполнение, блеск, но без победности, энергия, подчас с вопросительным знаком, настроение, но прихотливое и изменчивое. Все экстраординарные технические трудности «Крейслерианы» просто остались незамеченными публикой, настолько легко и «беззаботно» они были преодолены. Мне кажется, это было лучшее исполнение «Крейслерианы» из тех, которые мне удалось слышать живьём или в записи.
На бис Ержанов замечательно исполнил один из ноктюрнов Шопена и трнскрипцию для фортепиано популярного «Адажио» Альбинони, созданную белорусским композитором В.В.Оловниковым. В транскрипции ощущался некий эстрадный налёт.
Через неделю состоялось выступление Темиржана Ержанова c оркестром Diablo Symphony в замечательном зале центра The Dean Lesher Center for the Arts в очень симпатичном городе Волнат-Крик. Оркестр существует десятки лет и беззаветно «несёт культуру в массы», что достойно всяческого уважения. В первом отделении были исполнены произведения очень скучного русского композитора Римского-Корсакова и развесёлого и неинтересного Арама Хачатуряна. Но в антракте оркестр, по-видимому, подменили, и ещё один русский композитор, Сергей Рахманинов, вдруг оказался гением и был принят с восторгом не только публикой, но даже и оркестром. Темиржан Ержанов солировал в Третьем концерте Рахманинова, что стало Событием.
Третий концерт был создан в 1909 году, когда композиторское мастерство Рахманинова достигло своего апогея. Значительно выросла роль солиста, фортепианная партия господствует над оркестром, часто предлагая ему тематический материал. Будучи самым выдающимся пианистом своего времени, Рахманинов знал все возможности и сверхвозможности инструмента и использовал их, как никто другой. Тематическое богатство концерта, романтическая приподнятость и поэтичность высказывания, изобретательность и контрастность эпизодов и бушующий, полный оптимизма финал, – всё это гарантирует ошеломительный успех, если… Если исполнение в какой-то мере адекватно идеям и техническому уровню, заложенным в этом произведении.
Ержанов играл на «Не-Стенвее», но, обладая красивым, округлым, глубоким звуком и блестящей мелкой и крупной техникой, пианист вынудил рояль звучать настолько благородно и красиво, что этому трудно было даже поверить. Diablo Symphony – не Берлинский Филармонический, но музыканты, воодушевлённые солистом, играли старательно и с удовольствием, не допуская сколько-нибудь заметных погрешностей. Пианисту в полной мере удались и пронзительная лирика концерта, и сольные эпизоды, и ансамбли с оркестром, который ни разу не перекрывал звучание фортепиано. От всего исполнения веяло особой свежестью. Не могу сказать, за счёт чего был достигнут этот эффект.
Это было прекрасное исполнение, и был большой и заслуженный успех, публика стоя устроила бурную овацию. В Волнат-Крике хорошо знают Темиржана Ержанова, его здесь любят. После концерта в фойе выстроилась огромная очередь к музыканту, пробиться к которому было почти невозможно. Кто-то стоял за автографом, кто-то хотел сфотографироваться с пианистом, кто-то хотел высказать своё восхищение. Но уже Ержанова ждала машина в аэропорт. Праздники всегда так кратковременны…
Ержанов живёт ныне в Лондоне. Много работает, много гастролирует. Успешно прошёл его концерт в лондонском Вигмор-холле, одном из самых престижных лондонских концертных залов. Высокую оценку получил его концерт в Малом зале Московской консерватории. В конце нынешнего сезона состоятся его концерты в том же Малом зале Московской консерватории, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии и в обеих столицах Казахстана. Не перечисляю многочисленные концерты в Германии и других европейских странах.