Олеся Рудягина: служение русской культуре как образ жизни
Недавно в нашей газете было опубликовано сообщение о том, что в Москве вручили «Русскую премию» по литературе. В сообщении было несколько знакомых мне имен. Так, лучшей поэтической работой была признана книга “Настоящее имя” Марии Тиматковой. У меня эта книга есть, с автографом автора. Мария, бывшая москвичка, вот уже несколько лет живет в Пало-Алто. В последний […]
Недавно в нашей газете было опубликовано сообщение о том, что в Москве вручили «Русскую премию» по литературе. В сообщении было несколько знакомых мне имен.
Но особо хочу сказать о женщине, получившей специальный приз за вклад в развитие русской культуры за пределами России. Почему именно о ней? Да потому, что с ней, Олесей Рудягиной, давно знаком. Знаю ее с тех пор, когда она была начинающим поэтом и нуждалась в дружеском совете более опытного собрата по перу. С тех пор, когда я и мои друзья создавали Ассоциацию русских писателей Молдовы. С тех пор, когда мы общались на заседаниях Ассоциации, вместе выступали на вечерах и встречах с читателями. С тех пор, когда я писал предисловие к первой книге стихов Олеси «Вознесение на Землю»…
Сегодня Олеся Рудягина – автор нескольких поэтических книг, член Союзов писателей России и Молдовы, председатель Ассоциации русских писателей Молдовы, магистр филологии, неутомимый пропагандист русской культуры. Что добавить? Стихи Олеси мы не раз публиковали в «Кстати» и намерены делать это и впредь.
Узнав о присуждении Олесе специального приза, я поздравил ее и попросил ответить на несколько вопросов.
– Что ты ощутила, узнав о присуждении тебе специального приза?
– Поначалу подумала, что ослышалась. Работаю ведь в этом направлении потому, что иначе не умею, не мыслю себя. Это уже образ жизни, который наград не предполагает. Когда пришло письмо с приглашением на церемонию вручения «Русской премии», подумала: приглашают на торжество просто как руководителя писательской организации. А потом позвонила Татьяна Восковская – руководитель проекта, сообщила о специальном призе и попросила пока никому не говорить: всё-таки приз вручался впервые, организаторы даже в пресс-релизе церемонии моё имя не указали, чтобы сохранить интригу. Так что, уезжая, я никому не сказала, зачем еду, да, по правде, и самой не верилось. Боялась, что в последний момент что-то изменится. А в Москве ждал номер в «Президент-отеле»; в огромных окнах – потрясающая панорама набережной Москвы-реки и Замоскворечья….
– Расскажи о том, как проходила церемония награждения.
– Спасибо организаторам этого действа, продумавшим каждую деталь, за бережное, неформальное, тёплое отношение! День церемонии был расписан непривычными для меня мероприятиями: «макияж», фотосессия, интервью, прибытие гостей на награждение лауреатов. Думала, сердце от волнения выскочит! Хорошо, догадались пригласить близких родственников и знакомых в Москве, для которых происходящее оказалось совершенной неожиданностью и праздником…
Любопытная деталь, – Мария Тиматкова, знакомая тебе по Сан-Франциско и ставшая победителем в номинации «Поэзия», самым причудливым образом оказалась связанной с Кишиневом, с Ассоциацией русских писателей Республики Молдова.. Её бывший муж, чью фамилию она сейчас носит и считает «настоящей» своей фамилией (сборник стихов, за который Мария получила премию, называется «Настоящее имя»), – Алексей Тиматков – был в составе делегации преподавателей Литературного института им. Горького, прибывших по нашему приглашению в Кишинёв в 2002-м году для проведения самых первых мастер-классов в рамках Дней русской литературы и духовности, которые проводят вот уже 8 лет Ассоциация русских писателей РМ и Конгресс русских общин. (После церемонии мы столкнулись лицом к лицу и Алексей сказал, что то давнишнее пребывание в осеннем Кишинёве до сих пор осталось в его памяти, как чудесный сон)…
– Надо же! Действительно, весьма причудливая связь…
– Да! Но вернусь к церемонии. Награду мне вручали Сергей Иванович Чупринин и исполнительный директор фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» Александр Алексеевич Дроздов.
Сергей Чупринин побывал в Кишиневе осенью 2008 года, принимал участие в традиционных Днях Русской литературы и духовности, о которых я уже говорила. Видимо, наша самоотдача, увлеченность не прошли незамеченными. Со сцены Большого Петровского зала «Президент-отеля» в Москве Сергей Иванович говорил о том, как важно при жизни отмечать людей, преданных русской культуре и – у себя в республиках – бережно из года в год сохраняющих её очаги.
Я бесконечно благодарна Сергею Ивановичу за высокую оценку моего труда и признание!
– Олеся, я хорошо знаю, какой была Ассоциация русских писателей Молдовы в начале девяностых – Ассоциация, как мы порой ее называем, «первого призыва». Сегодня эта организация – во многом иная. Чем вы занимаетесь?
– За 12 лет существования Ассоциации по нашей рекомендации и при помощи Конгресса русских общин выпущены десятки книг, проведены сотни творческих встреч с читателями, презентаций книг, музыкально-поэтических вечеров. Как в любую творческую организацию, в Ассоциацию русских писателей входят люди разного уровня дарования, жизненного опыта, возраста. АРП
– Авторы, действительно, замечательные… Валентина недавно стала лауреатом престижной московской премии, Сергей – один из наиболее востребованных за пределами Молдавии русских поэтов республики, Ирина, которую я впервые опубликовал в коллективном сборнике «Дельтаплан» в 1989 году, пишет весьма неординарные стихи… Мне кажется, присуждение тебе специального приза – в какой-то мере подтверждение того факта, что русская литература Молдавии представляет собой интересное, незурядное явление.
– Для меня, Коля, произошедшее – до сих пор потрясение. По сути, это ведь победа всех нас, всех “молдавских русских”! Значит, и твоя!
В моей жизни «Ассоциация русских писателей», видимо, судьбоносное словосочетание. В начале 90-х годов прошлого века я была совсем «зелёным» членом Ассоциации русских писателей Молдовы под руководством Николая Сундеева. Под твоим руководством! И идея создания такой Ассоциации пришла впервые, насколько я знаю, к тебе. Многим я обязана ей, этой первой в Молдавии организации русскоязычных писателей. Это было тяжелейшее время – время площадей, кипевших скандированием «Чемодан! Вокзал! Россия!», время ожидания погромов, время кровавой, короткой и жуткой приднестровской войны. И, тем не менее, для меня – очень важное и светлое, благодаря Ассоциации, время.
Все, кто причастен к Ассоциации русских писателей тех лет, мне кажется, до конца дней пронесут память о редком творческом союзе, где царили рыцарское служение литературе, дружеское понимание, взаимная поддержка, тёплый юмор в отношениях людей и строгая требовательность в оценках произведений, прежде всего, – собственных. Этот настрой задали ты и твои товарищи – замечательные поэты Валя Ткачёв, Олег Максимов, Витя Голков. И я стараюсь его нести по жизни, не теряя. Спасибо вам, мои дорогие!
– Олеся, от всей души поздравляю тебя с заслуженным признанием твоего вклада в развитие русской литературы Молдавии, твоей поистине подвижнической деятельности на этом поприще. Так держать! Удачи и счастья тебе!
Р. S. По просьбе редакции Олеся Рудягина пообещала сообщать нам об интересных событиях, связанных с русской литературой Молдавии. Ждем сообщений.