Всегда ли прав народ?

Всегда ли прав народ?

Ах, как это было красиво! Едва вялотекущие акции протеста на улицах бразильских городов переросли в то, что газеты назвали грандиозным движением, как на сторону восставшего, как говорится, народа перешла… нет, не армия, перешла, не поверите, сама госпожа президент! Лично Дилма Вана Руссефф, обратившись по телевидению к людям, заявила, что поддерживает их требования и гордится тем, […]

Share This Article

Ах, как это было красиво! Едва вялотекущие акции протеста на улицах бразильских городов переросли в то, что газеты назвали грандиозным движением, как на сторону восставшего, как говорится, народа перешла… нет, не армия, перешла, не поверите, сама госпожа президент! Лично Дилма Вана Руссефф, обратившись по телевидению к людям, заявила, что поддерживает их требования и гордится тем, как много бразильцев вышли на борьбу за лучшее будущее государства: «Бразилия проснулась сегодня более сильной. Приятно видеть, как много молодежи, а также зрелых людей вместе идут, размахивая бразильскими флагами и распевая национальный гимн».

Да, это было очень красиво.

Прогрессивные, так сказать, тенденции в исторической науке давно уже приучают грызущих этот гранит учеников и студентов к тому, что народ всегда прав. Когда ему, народу, плохо, он выходит на улицы и площади и заявляет об этом. Если к его голосу не прислушиваются, он строит баррикады.

Дилма Руссефф нашла свой собственный способ общения с бунтарями. Положение обязывает – ведь в молодости мятежной она участвовала в городской герилье и сидела за это в тюрьме. Она уже пошла кое в чем навстречу требованиям. Вот если бы на этом все и кончилось. И все стало бы хоть немного лучше, чем было. Остановись, мгновенье!

Вы можете перечислять все на свете революции и уверять меня в том, что именно они-то и есть двигатель прогресса, но я все равно буду сомневаться в этом. Мне кажется, только те революции, которые произошли не вопреки, а благодаря развитию именно того народа, что ее совершил, являются для него благом.

В свое время считалось возможным за период, меньший, чем время жизни одного поколения, радикально изменить сознание людей. Я не говорю о фараоне, который велел подданным верить в нового бога – Атона. Это было очень давно. Но вот революционная Франция навязывает гражданам не только новый календарь, но и некий «культ верховного существа». И то и другое было вскоре забыто.

Дилма Руссефф

Многие, очень многие умы прошлого бились над решением такой задачи: как бы сделать, чтобы всем было хорошо. Из этого вопроса что только не произросло – и религии, и ереси, и атеистические теории. И все это было не просто сотрясением воздуха. За словом шло дело, и дела эти были не просты.

Между тем, в мире дела шли все лучше и лучше. Рабовладение сменилось феодализмом, за ним расцвело рыночное общество. Единственная беда – неравномерность процесса. Побуждаемые конкуренцией европейцы то здесь, то там обнаруживали общества, находящиеся в самом широком диапазоне общественных формаций. От племенных союзов до зачатков феодальных отношений. Стругацкие к тому времени еще не успели написать «Трудно быть богом», и бородатые искатели приключений просто не знали, что делать. Вышло то, что вышло.

Могло ли быть по-другому? Могло. В том случае, если бы в Америке на месте дона Фернандо Кортеса был дон Румата Эсторский, а в Африке оперировал бы дон Гуг.

Кто виноват в неравномерном развитии народов? Речь даже не о разнице между Европой и прочими континентами, но и о различии внутри самой Европы. И что было делать тем, кто впервые эти различия обнаружил?

Но даже и не в этом дело. Внутри одной страны, одного этноса есть регионы, заметно отличающиеся в развитии. И, в конце, концов, даже соседи по улице могут быть столь разными, что только диву даешься.

«Прогрессорство», ставшее повсеместным явлением, начиная с шестидесятых годов, привело к тому, что плоды технической мысли стали доступны всем – и тем, кто их производит, и жителям стран, куда из ввозят. Пусть в более дешевом исполнении, но почти такие же. Если бы это касалось лишь средств коммуникации и бытовых устройств, все было бы не так уж плохо. По крайней мере, можно было бы ожидать, что, по примеру азиатских, другие страны, начав с копирования, научатся делать все сами. Но и оружие стало доступно. А это создает большой соблазн разрешать все проблемы совсем по-иному.

Кризис исламских государств, который выразился в неравномерном отставании от западных, побудил их прежде, чем разделаться с главным «обидчиком», начать выяснения между собой. В Африке конфликты, принявшие форму межконфессиональных, также объясняются экономическими причинами.

Вполне возможно, что президент Бразилии изыщет необходимые средства для утоления запросов протестующих. Но в том случае, если обещания выполняются только для того, чтобы их выполнить (а так оно и есть), то «неблагодарный» народ забудет своих благодетелей и будет искать на эту роль других.

Потому что народ прав не всегда. А только в тех случаях, когда он пришел к решению не умозрительно, а выстрадал его. Как бы неполиткорректно это ни звучало.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »