«Хромая утка» Обама
Исполнилось сто дней второго срока Барака Обамы у кормила правления. В связи с этим многие обозвали его «хромой уткой». Так в Америке зовется политик на излете. Президенты США обычно делаются хромыми утками в последние два года второго срока, когда они истратили свой политический капитал и начали всем надоедать. Обама хромает уже сейчас. Таков, во всяком […]
Исполнилось сто дней второго срока Барака Обамы у кормила правления. В связи с этим многие обозвали его «хромой уткой». Так в Америке зовется политик на излете.
Президенты США обычно делаются хромыми утками в последние два года второго срока, когда они истратили свой политический капитал и начали всем надоедать. Обама хромает уже сейчас.
Таков, во всяком случае, нынешний консенсус. «Трудно поверить, чтобы кто-то – за стенами Белого дома – все еще воспринимал президента Обаму серьезно», – пишет Майкл Рубин в еврейском журнале «Комментари».
Журнал консервативный, и от него иного не ждешь. Но на той неделе Обаму, как по сигналу, назвали хромой уткой и либеральная обозревательница «Нью-Йорк таймс» Морин Дауд, и либеральный обозреватель «Вашингтон пост» Дейна Милбэнк, и ряд их единомышленников из других органов.
Их подтолкнула к такому выводу пресс-конференция нашего вождя, состоявшаяся в прошлый вторник. Все в один голос цитируют ответ Обамы на вопрос корреспондента телекомпании Эй-би-си Джонатана Карла.
Карл бегло перечислил последние неудачи Обамы, например, провал законопроекта о новых ограничениях на оружие, и спросил, есть ли у него еще порох в пороховницах.
«Ну, Джонатан, если вы так ставите вопрос, то, может, мне пора собирать манатки и сваливать?» – раздраженно полупошутил вождь и перефразировал Марка Твена, заметив, что «слухи о моей кончине в данный момент, возможно, слегка преувеличены».
Как замечает по этому поводу Милбэнк в «Вашингтон пост», «если президент считает необходимым заверить общественность, что у него все еще есть пульс, это всегда плохой признак».
«В 1995 году Билл Клинтон заверил американцев, что он по-прежнему что-то значит, – продолжает обозреватель. – Сейчас, возможно, первый случай, когда президент заверяет, что он все еще жив».
Некоторые консервативные наблюдатели подозревают, что пресса намеренно утрирует нынешние невзгоды любимого президента с тем, чтобы, когда его котировка снова пойдет вверх, это выглядело бы еще внушительнее. Такие вещи цикличны, и она непременно пойдет вверх, особенно если на Америку обрушится очередное несчастье, или член верховного суда уйдет на покой, и Обама сможет заменить его своим человеком.
Тогда он снова гульнет по буфету. Но пока дела у него, как сажа бела.
Еще недавно казалось, что Обама – на коне. В своем январском послании конгрессу «О положении страны» он обещал провести в жизнь целый букет либеральных фантазий, от борьбы с разогревом планеты до введения новых социальных благ типа всеобщего дошкольного образования для пятилетних.
Первое наткнулось на тот факт, что разогрев кончился 16 лет назад, а второе – на то, что госдолг США превысил 16 триллионов. Но главное – в нижней палате конгресса все еще княжит оппозиция.
Обама надеялся запугать ее секвестром, то есть автоматическим сокращением госрасходов, и заставить ее согласиться на новое повышение налогов на богатых сограждан. Республиканцы уперлись, но конца света не произошло, хотя администрация пытается сокращать расходы максимально болезненным для избирателя способом, чтобы потом свалить его дискомфорт на оппозицию.
Отсюда почти комичная отмена экскурсий по Белому дому и менее комичное сокращение числа авиадиспетчеров, и это при 16-миллиардном бюджете управления ГВФ.
В ответ на это конгресс принял закон, позволяющий Обаме найти деньги в других статьях бюджета, и диспетчеры были спасены. Президент грозился наложить на закон вето, но вместо этого его подписал.
Он заявил когда-то, что, если Сирия применит против повстанцев химическое оружие, она перейдет Рубикон, и США начнут принимать крутые меры типа вооружать сирийскую «Аль-Каиду». И вот Рубикон, похоже, перейден. Белый дом крутит хвостом, но мер не принимает.
На пресс-конференции Обама вообще дал задний ход. Я считаю, что и слава Богу, не нужно вооружать сирийскую «Аль-Каиду», но он выглядел как слабый лидер.
Последней каплей был провал закона об оружии, притом в сенате США, который контролируют его демократы.
Боюсь, Обама еще восстанет из пепла, но сейчас эта утка хромает.
Мелочь, а приятно.
Владимир Козловский